Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Личностные черты и ценности мужчин и женщин с разной выраженностью ориентации на избегание успеха

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-56-62

Аннотация

Введение. Актуальность изучения данной темы обусловлена недостаточной изученностью такого феномена как «избегание успеха». Анализ существующих исследований показал, что мотив «избегание успеха» почти не изучен в сравнении с мотивами на достижение успеха и избегание неудач. Избегание успеха, в свою очередь, исследовано лишь у женщин, а также предприняты попытки установить причины его возникновения и последствия. В нашем исследовании впервые рассмотрена специфичность черт личности и ценностей мужчин и женщин с различной выраженностью ориентации на избегание успеха.

Цель. Изучение личностных черт и ценностей мужчин и женщин в зависимости от выраженности ориентации на избегание успеха.

Материалы и методы. В исследовании применялись проективная методика избегания успеха М. Хорнер в модификации Т. В. Бендас; 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (Форма С); Ценностный опросник Ш. Шварца; методы математической статистики (критерии Фридмана, Вилкоксона).

Результаты исследования. В исследовании приняло участие 70 человек – мужчины и женщины в возрасте от 20 до 35 лет. Было установлено, что женщины и мужчины с низкой выраженностью ориентации на избегание успеха обладают общительностью, социальной смелостью, скептицизмом и инновативностью, а также ответственностью и эмоциональной устойчивостью; наряду с этим женщины более тревожны и чувствительны, а мужчины более самоуверенны. При умеренной выраженности ориентации на избегание успеха женщины характеризуются ведущими ценностями, а мужчины – ведущими личностными чертами.

Обсуждение результатов. Анализ эмпирических данных показывает, что мужчины и женщины, не избегающие успеха, характеризуются практически идентичными личностными чертами, но разной структурой ценностей – у женщин выделяется ведущая ценность, а ценностная сфера мужчин конфликтна. Результаты данного исследования предоставляют основу для обсуждения и дополнительного анализа вопросов, связанных с избеганием успеха.

Об авторе

А. С. Мягкова
Южный федеральный университет
Россия

Алина Сергеевна Мягкова, студент магистратуры

344038, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42



Список литературы

1. Алтунина, И. Р. (2006). Развитие мотивов и мотивации социального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Психологическая наука и образование, 2(11), 5–15.

2. Анисимова, О. А. (2017). Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и мотивации достижения успехов в структуре личности субъекта педагогической деятельности. В Учитель и время. Материалы XII международной научно-практической конференции, посвященной памяти А. Е. Кондратенкова (С. 21–31). Смоленский государственный университет.

3. Бендас, Т. В. (2006). Гендерная психология: Учебное пособие. Питер. Бусарова, О. Р. (2011). Некоторые особенности образа жизни студентов с высокой мотивацией избегания неудачи. Психология и право, 1(4).

4. Гарбузова, В. А., и Баклажова, О. В. (2016). Страх успеха и причины его возникновения. В Вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона. Материалы международной научной конференции (С. 63–66). Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина.

5. Гвоздева, Д. И. (2009). Идеалы образа жизни личности студентов-выпускников различных специальностей (Автореферат диссертации). Южный федеральный университет.

6. Герасименко, Т. С. (2019). Мотивы достижения успеха и избегания неудач в развитии личности. В Наука России: цели и задачи. Сборник научных трудов по материалам XVIII международной научной конференции (С. 13–15). НИЦ «Л-Журнал».

7. Гордеева, Т. О. (2006). Психология мотивации достижения. Смысл.

8. Джанерьян, С. Т., и Афанасенко, И. В. (2005). Я-концепция как детерминанта карьерной стратегии у мужчин и женщин – представителей технономических профессий. Северо-Кавказский психологический вестник, 3, 180–186.

9. Джанерьян, С. Т. (1998). Методические вопросы изучения профессиональной я-концепции личности. Психологический вестник Ростовского государственного университета, 3, 482–485.

10. Зобнина, Т. В., и Кислякова, Л. П. (2019). Влияние самооценки на мотивацию достижений студентов – будущих педагогов. Символ науки, 2, 87–89.

11. Магомед-Эминов, М. Ш. (1987). Мотивация достижения: структура и механизмы (Кандидатская диссертация). Москва.

12. Распопова, А. С. (2019). Взаимосвязь перфекционизма и школьной тревожности подростков, занимающихся тхэквондо. Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений, 1, 160–167.

13. Реан, А. А., и Коломинский, Я. Л. (1999). Социальная педагогическая психология. Питер.

14. Темкина, Д. С., и Невзорова, А. В. (2015). Изучение осознания младшими школьниками причин успеха и неуспеха. В Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы. Сборник научных статей пятой всероссийской интернет-конференции (С. 226–230). Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

15. Турецкая, Г. В. (1998). Страх успеха: психологическое исследование феномена. Психологический журнал, 19(1), 37–46.

16. Чекан, М. В. (2018). Влияние эмоционального интеллекта управленца на успех проекта. Вектор экономики, 12(30), 36.

17. Awasthi, B. (2002). Role of sex, IQ and SES in developing achievement motivation. Psycholingua, 32(2), 107–112.

18. Elison, J., & Partridge, J. A. (2012). Shame coping, fear of failure, and perfectionism in college athletes. Journal of Sport Behavior, 35(1), 19–39.

19. Sheaffer, Z., Levy, S., & Navot, E. (2017). Fears, discrimination and perceived workplace promotion. Baltic Journal of Management, 13(1), 2–19. https://doi.org/10.1108/BJM-05-2017-0165

20. Yılmaz, H. (2018). Fear of success and life satisfaction in terms of self-efficacy. Universal Journal of Educational Research, 6(6), 1278–1285. https://doi.org/10.13189/ujer.2018.060619


Рецензия

Для цитирования:


Мягкова А.С. Личностные черты и ценности мужчин и женщин с разной выраженностью ориентации на избегание успеха. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(6):56-62. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-56-62

For citation:


Myagkova A.S. Personality Traits and Values of Men and Women with Different Degrees of Success Avoidance Orientation. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(6):56-62. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-56-62

Просмотров: 113


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+