Развитие речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста: применение коррекционно-развивающих педагогических технологий при умеренной и тяжелой умственной отсталости
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-78-86
Аннотация
Введение. В статье рассматривается специфика проявления патологий речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелей и умеренной степенью умственной отсталости; коррекционно-развивающие педагогические технологии, направленные на развитие речевой коммуникации, такие как сказкотерапия, театрализованная деятельность, мнемотехнологии, логоритмика и компьютерные технологии.
Цель. Исследование компонентов речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с применением педагогических технологий логоритмики, театрализованной деятельности и компьютерных технологий.
Материалы и методы. Проведено исследование с привлечением 10 детей старшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, посещающих детский сад комбинированного вида. Исследование было направлено на оценку сформированности мотивационного, смыслового, языкового и сенсомоторного компонентов речевой коммуникации. Для оценки выраженности компонентов речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью использовались такие педагогические технологии как логоритмика, театрализованная деятельность, компьютерные технологии (развивающие игры).
Результаты исследования. Проведена оценка смыслового, языкового, сенсомоторного и мотивационного компонентов речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с применением педагогических технологий логоритмики, театрализованной деятельности, компьютерных технологий.
Обсуждение результатов. Проведенное исследование позволило определить, что у детей старшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью наиболее сохранными компонентами речевой коммуникации являются сенсомоторный и мотивационный, при этом смысловой и языковой компоненты речевой коммуникации низко развиты. Полученные результаты применяются в коррекционно-развивающей работе.
Об авторах
Е. В. ВоробьеваРоссия
Елена Викторовна Воробьева, доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики
Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
Е. В. Ефимьева
Россия
Екатерина Вадимовна Ефимьева, магистрант 2 года обучения
Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
Список литературы
1. Антипина, А. Е. (2006). Театрализованная деятельность в детском саду. Сфера.
2. Баряева, Л. Б., Бойков, Д. И., Гаврилушкина, О. П., Липакова, В. И., Логинова, Е. Т., Лопатина, Л. В., и Яковлева Н. Н. (2011). Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. ЦДК проф. Л. Б. Баряевой.
3. Баряева, Л. Б. и Лопатина, Л. В. (2014). Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития: Учебно-методическое пособие. ЦДК проф. Л. Б. Баряевой.
4. Большева, Т. В. (2011). Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Учебно-методическое пособие. Детство-Пресс.
5. Бьюзен, Т. (2021). Суперпамять. Как быстро добиться серьезных успехов в развитии памяти. Попурри.
6. Вачков, И. В. (2017). Введение в сказкотерапию или Избушка, избушка, повернись ко мне передом. Генезис.
7. Вегера, А. М., Петельгузова, Т. Г., и Конова, О. М. (2021). Стимуляция мелкой моторики рук как средство реабилитации детей с задержкой речевого развития. Российский педиатрический журнал, 24(4), 248.
8. Вечканова, И. Г. (2012). Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Специальное образование, 2(26), 20–29.
9. Воробьева, Е. В., Бондарева, В. В., Воробьева, А. Ю., Дидигова, А. Ю., Казьменко, К. А., Миносян, К. С., и Тырса, А. Д. (2023). Исследование психологической готовности студентов-дефектологов к работе в образовательной среде. Мир науки. Педагогика и психология, 11(1).
10. Воробьева, Е. В., и Попова, В. А. (2009). Исследование интеллекта и мотивации достижения близнецов. Российский психологический журнал, 6(1), 46–53.
11. Воронова А. Е. (2019). Логоритмика для детей 5–7 лет. Сфера.
12. Дробышева Е. А. (2013). Создание условий для интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство. Коррекционная педагогика: теория и практика, 4, 42–45.
13. Дыбошина, Е. А., и Шадрина, Л. Г. (2023). Обучение диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического развития. Вестник Томского государственного педагогического университета, 2(226), 26–32. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-2-26-32
14. Екжанова, Е. А., и Селенкова, А. А. (2021). Практический аспект использования информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Специальное образование, 3(63), 103–114. https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_03_08
15. Ермаков, П. Н., Воробьева, Е. В., Кайдановская, И. А., и Стрельникова, Е. О. (2016). Модель психического и развитие мышления у детей дошкольного возраста. Экспериментальная психология, 9(3), 72–80. https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090306
16. Зацепина, М. Б. (2010). Развитие ребенка в театрализованной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. Сфера.
17. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. (2014). Сказкотерапия здоровья. Заметки о клинической сказкотерапии. Речь.
18. Ильина, С. Ю., Зарин, А. и Чеботова, М. А. (2019). Динамика развития речи младших школьников с умственной отсталостью. Дефектология, 3, 58–62.
19. Исаев, Д. Н. (2003). Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. Речь.
20. Карантыш, Г. В., Муратова, М. А., Гутерман, Л. А., Менджерицкий, А. М. и Воробьева, Е. В. (2022). Диагностика и коррекция слухового восприятия у детей 8–10-летнего возраста с умственной отсталостью. Российский психологический журнал, 19(4), 47–70. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.4.3
21. Лалаева, Р. И. (2003). Особенности речевого развития умственно отсталых школьников. Дефектология, 3, 32.
22. Микхиева, Н. Ю. и Мартин, И. В. (2021). Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников. Детство-Пресс.
23. Петрова, В. Г. (1997). Роль речи в становлении мышления умственно отсталых дошкольников. Дефектология, 3, 52–56.
24. Прохоров, В., Рубанова, С., и Отрадова, А. (2011). Исцеляющая сила сказки. Сказкотерапия для взрослых и детей. Золотое Сечение.
25. Рицинина, Л. М. (2010). Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебно-методическое пособие. ВЛАДОС.
26. Стребелева, Е. А., и Закрепина, А. В. (2018). Поиск педагогических оснований для индивидуализации обучения первоклассников с выраженными интеллектуальными нарушениями (умеренная и тяжелая умственная отсталость). Дефектология, 2, 65–75.
27. Яковлева, И. М., Браткова, М. В., Караневская, О. В., Титова, О. В., и Афанасьева, Ю. А. (2023). Педагогика и психология детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Научно-издательский центр Инфра-М. https://doi.org/10.12737/1733143
28. Anazi, S., Maddirevula, S., Salpietro, V. et al. (2017). Expanding the genetic heterogeneity of intellectual disability. Human Genetics, 136, 1419–1429. https://doi.org/10.1007/s00439-017-1843-2
29. Dhondt, A., Van keer, I., van der Putten, A., & Maes, B. (2020). Communicative abilities in young children with a significant cognitive and motor developmental delay. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities, 33(3), 529–541. https://doi.org/10.1111/jar.12695
30. Flink, A. R., Johnels, J., Broberg, M., & Thunberg, G. (2022). Examining perceptions of a communication course for parents of children with profound intellectual and multiple disabilities. International Journal of Developmental Disabilities, 68(2), 156–167. https://doi.org/10.1080/20473869.2020.1721160
31. Frounfelker, S. A., & Bartone, A. (2021). The importance of dignity and choice for people assessed as having intellectual disabilities. Journal of Intellectual Disabilities, 25(4), 490–506. https://doi.org/10.1177/1744629520905204
32. King, B. H., Toth, K. E., Hodapp, R. M. & Dykens, E. M. (2009). Intellectual Disability. In: Sadock, B. J., Sadock, V. A., Ruiz, P. (eds.) Comprehensive Textbook of Psychiatry. 9th ed. Lippincott Williams & Wilkins.
33. Marrus, N., & Hall, L. (2017). Intellectual Disability and Language Disorder. Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America, 26(3), 539–554. https://doi.org/10.1016/j.chc.2017.03.001
34. Schalock, R. L., Luckasson, R., & Tassé, M. J. (2021). An Overview of Intellectual Disability: Definition, Diagnosis, Classification, and Systems of Supports. American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities, 126(6), 439–442. https://doi.org/10.1352/1944-7558-126.6.439
35. Totsika, V., Liew, A., Absoud, M., Adnams, C., & Emerson, E. (2022). Mental health problems in children with intellectual disability. The Lancet Child & Adolescent Health, 6(6), 432–444. https://doi.org/10.1016/S2352-4642(22)00067-0
Рецензия
Для цитирования:
Воробьева Е.В., Ефимьева Е.В. Развитие речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста: применение коррекционно-развивающих педагогических технологий при умеренной и тяжелой умственной отсталости. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(6):78-86. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-78-86
For citation:
Vorobyeva E.V., Efimeva E.V. Development of Speech Communication of Senior Preschool Children: Application of Correctional and Developmental Pedagogical Technologies in Moderate and Severe Mental Retardation. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(6):78-86. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-78-86