Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости младших школьников

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-49-59

Аннотация

Введение. В настоящее время актуальным объектом исследования является изучение психологических детерминант, способствующих формированию компьютерной игровой зависимости у детей и подростков. Наименее изученным является младший школьный возраст относительно приобщения к интернет-среде и, в частности, к компьютерным играм. Выявление психологических детерминант, способствующих формированию игровой зависимости у младших школьников, является актуальной проблемой в связи с профилактикой формирования деструктивного поведения еще на ранних этапах обучения в школе.

Цель. Выявить психологические детерминанты, обуславливающие формирование компьютерной игровой зависимости у младших школьников.

Материалы и методы. Выборку эмпирического исследования составили обучающиеся 3-х классов городской школы, в количестве 78 человек, средний возраст – 9,8 лет. Для достижения целей исследования использовались следующие методики: тест-опросник степени увлеченности компьютерными играми А. В. Гришиной; методика «Компьютерная игровая зависимость» О. М. Видовой; методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н. В. Кулешовой. Для математической обработки данных были применены U-критерий Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена.

Результаты исследования. По данным проведенного психологического тестирования были выделены три группы младших школьников с разным уровнем компьютерной игровой активности – низким, средним и высоким. Согласно критериям опросника «Уровень компьютерной игровой зависимости», высокий уровень, который соотносится с компьютерной игровой зависимостью, был выявлен у 26,1% респондентов. Описаны результаты сравнительного анализа выраженности показателей увлеченности компьютерными играми.  

Обсуждение результатов. Установлено, что группы с разным уровнем компьютерной игровой активности различаются степенью увлеченностью компьютерными играми. Так, чем выше уровень игровой активности, тем выше уровень эмоциональной привлекательности компьютерных игр и целенаправленности на игровую деятельность, и тем ниже самоконтроль игрового поведения, то есть неспособность самостоятельно завершить игровую деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что данные психологические характеристики выступают детерминантами компьютерной игровой зависимости младших школьников.

Об авторе

Галина П. Звездина
Донской государственный технический университет
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая и консультативная психология», Донской государственный технический университет (344003, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Список литературы

1. Гришина, А. В. и Волкова, Е. Н. (2019). Анализ индивидуально-личностных факторов игровой компьютерной зависимости. Вестник Минского университета, 4(7), 12. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-12

2. Дюпина, С. А. (2020). Компьютерная игра как фактор развития агрессии младшего школьника. Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета, 4, 42–46.

3. Жеребненко, О. А. и Кузнецова, Л. Б. (2015). Особенности отношения современных младших школьников к компьютерным играм. Казанский педагогический журнал, 4-2(111), 393–399.

4. Иванов, М. С. (2003). Направленность на развитие как особенность системы ценностей увлекающихся компьютерными играми. В Наука и образование: материалы Всероссийской научной конференции, Ч. З (С. 264– 269). Беловский полиграфист.

5. Иванова, И. П. (2016). Компьютерная игровая зависимость как фактор формирования агрессивного поведения подростков. В И. П. Иванова, О. В. Чернова, Е. В. Груздева (ред.) Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных статей. Выпуск 3 (С. 104-112). Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева.

6. Илюкович, Т. П. (2020). Особенности формирования социальной идентичности младших школьников под влиянием компьютерных игр. Социальные явления, 1, 45-51.

7. Илюкович, Т. П. и Комкова, Е. И. (2017). Негативное влияние компьютерных игр на социализацию младших школьников. В Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции (С. 267-274). Государственный гуманитарно-технологический университет.

8. Пахомова, В. Г. (2016). Психологические детерминанты увлеченности компьютерными играми в младшем школьном возрасте. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2, 46–57.

9. Розина, О. Б. (2009). Влияние компьютерных игр на структуру личности младших школьников. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 4, 123–128.

10. Рыженко, С. М. (2009). Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков (кандидатская диссертация). Кубанский государственный университет.

11. Смирнова, Е. О. и Радева, Р. Е. (2000). Компьютерная игра младшего школьника. Образование и информационная культура. В В. С. Собкин (ред.) Социологические аспекты. Труды по социологии образования (С. 370-391). Федеральное государственное научное учреждение "Институт социологии образования" Российской академии образования.

12. Шмарион, Ю. В. и Землянская, А. В. (2020). Влияние включенности младших школьников в виртуальное пространство на процесс их социализации. Гуманитарные исследования Центральной России, 3(16), 86–93. https://doi.org/10.24411/2541-9056-2020-12009

13. Griffiths, M. D. (1998). Violent video games and aggression: a review of the literature. Aggression and Violent Behaviour, 4, 203–212.

14. Griffiths, M. D. (1997) Video Games and Aggression. The Psychologist, 9, 397–340.

15. Perry, D. (2007). Video games entertain and educate. Business Week Online, 8, 14.

16. Wood, R. T. A., Griffiths, M. D., & Parke, A. (2007). Experiences of time loss among videogame players: an empirical study. Cyber Psychology & Behavior, 1(10), 38–44.


Рецензия

Для цитирования:


Звездина Г.П. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости младших школьников. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(1):49-59. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-49-59

For citation:


Zvezdina G.P. Psychological Determinants of Computer Gaming Addiction of Children in Primary School. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(1):49-59. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-49-59

Просмотров: 335


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+