Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Личностные и социальные корреляты адаптации младших школьников к новой социальной позиции личности: обзор исследований

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-60-68

Аннотация

Введение. В данный момент существуют разрозненные исследования о взаимосвязи школьной адаптации с отдельными психологическими чертами личности обучающихся, при этом наибольшее внимание уделяется когнитивным особенностям младших школьников. На наш взгляд, необходимо систематизировать представления о коррелятах данного феномена, обращая внимание на личностные и социальные.

Цель. Анализ существующей в научном поле информации о коррелятах школьной адаптации.

Личностные корреляты школьной адаптации. Среди личностных факторов, взаимосвязанных с успешностью адаптационных мероприятий в младшей школе, можно выделить тревожность и самооценку ребенка. Поступление в школу само по себе является кризисным моментом для ребенка, но оно также сопровождается личностной трансформацией, центром которой является переход от конкретно-ситуативного типа самооценки к более обобщенному. Анализ исследований свидетельствует о том, что взаимосвязь самооценки со школьной адаптацией скорее двусторонняя, поскольку на ход и результат адаптации оказывает влияние как исходный уровень самооценки при поступлении в школу, так и протекание ее трансформации в условиях школьного окружения.

Социальные корреляты школьной адаптации. Центральным компонентом среди социальных факторов, оказывающих влияние на адаптацию ребенка к школе, являются взаимоотношения ребенка со значимыми взрослыми и одноклассниками. Основным направлением адаптационных мероприятий в этом ключе должно стать выстраивание доверительных отношений ребенка с учителями и сверстниками, чтобы купировать стресс, связанный со сменой социальной среды, и обеспечение эффективного усвоения новой социальной роли учащихся младшей школы.

Обсуждение результатов. Рассмотренные нами исследования согласуются с нашими выводами о том, что коррелятами школьной адаптации являются не только когнитивные, но и личностные и социальные аспекты. Исследование дополняет картину коррелятов школьной адаптации детей младшего школьного возраста, а его результаты могут быть использованы для выстраивания адаптационных программ.

Об авторе

Лаура Ц. Кагермазова
Чеченский государственный педагогический университет
Россия

доктор психологических наук, профессор РАО, профессор кафедры психологии, Чеченский государственный педагогический университет (Российская Федерация, 364024, Чеченская Республика, г. Грозный, пр. Исаева, 62)



Список литературы

1. Азарова, Т. К., Афанасьева, Е. М., и Васильева, Н. А. (2011). Работа психолога в начальной школе. Школьный психолог.

2. Ананьев, Б. Г. (2010). Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. Академия.

3. Божович, Л. И. (2010). Личность и ее формирование в детском возрасте. Просвещение.

4. Быков, Е. А. (2013). Социальная адаптация младших школьников к учебной деятельности. Социальная политика и социология, 3-2(95), 165–173.

5. Гнеушева, О. В., и Щербакова, Т. Н. (2022). Влияние сказкотерапии на адаптацию младших школьников. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(4), 33–51. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-33-51

6. Горелова, И. В. (2014). Адаптация младших школьников к обучению в школе. Симбирский научный вестник, 3(17), 98–99.

7. Гречкина, Г. В. (2016). Роль учителя в процессе адаптации младших школьников. Новая наука: Современное состояние и пути развития, 5-2, 40–42.

8. Долгова, В. И., Аркаева, Н. И., и Капитанец, Е. Г. (2015). Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе. Издательство Перо.

9. Донскова, Е. С. (2022). Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Психология человека в образовании, 4(1), 41–52. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-41-52

10. Захарова, А. В. (2009). Формирование самооценки в учебной деятельности. Академия.

11. Ильина, Е. Н. (2018). Адаптация младших школьников к обучению в школе в условиях социального неравенства. Современные научные исследования и разработки, 1(11(28)), 299–302.

12. Кисова, В. В., и Евграфова О. С. (2021). Психолого-педагогические особенности адаптации к школе у первоклассников с задержкой психического развития. Проблемы современного педагогического образования, 72-2, 110–113.

13. Котова, И. Б., и Шиянов, Е. Н. (2013). Педагогическое взаимодействие. Издательство Ростовского пед. университета.

14. Кули, Ч. Х. (2009). Человеческая природа и социальный порядок. Идея-Пресс.

15. Лебеденко, О. А., и Емилова, Х. Н. (2017). Взаимосвязь социометрического статуса младшего школьника и уровня адаптации к школе. Сборники конференций НИЦ Социосфера, 22, 45–47.

16. Максимова, М. В. (1994). Психологические условия школьной адаптации, 1–3 классы (кандидатская диссертация). МГУ им. Ломоносова.

17. Мезенцева, Д. М. (2015). Самооценка младших школьников как фактор готовности перехода в основную школу. Развитие современного образования: теория, методика и практика, 2(4), 131–133.

18. Осипова, А. А. (2011). Общая психокоррекция. ИНФРА.

19. Оськина, Н. Г. (2012). Развитие субъектной позиции в младшем школьном возрасте как задача образовательного процесса. ОНВ, 4(111).

20. Петрова, С. С. (2021). Особенности адаптации младших школьников к обучению в школе. Глобальный научный потенциал, 3(120), 30–35.

21. Погосян, А., и Медведева, Н. И. (2012). Взаимосвязь адаптации младших школьников к учебной деятельности с типом детско-родительских отношений. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 1-1, 136–137.

22. Шелиспанская, Э. В. (2019). Формирование адекватной самооценки воспитанников как фактор успешной адаптации к условиям обучения в суворовском военном училище. Вопросы науки и образования, 5(50), 206–212.

23. Эльконин, Д. Б. (2007). Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста. Педагогика.

24. Яковлева, М. В. (2015). Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 10, 151–155.

25. Basaran, I. E. (1994). Education psychology. Kadıoglu Matbaası.

26. Birch, S. H., & Ladd, G. W. (1997). The teacher-child relationship and children's early school adjustment. Journal of School Psychology, 35(1), 61–79.

27. Çökük, K., & Kozikoğlu, İ. (2020). School adaptation problems of primary school students in mixed-age classrooms. Research in Pedagogy, 10(1), 13–31.

28. Damon, W., Lerner, M. R., & Eisenberg, N. (2006). Handbook of Child Psychology: Social, Emotional, and Personality Development. Hoboken: Wiley.

29. Durak, T. (2011). Preschool child and his first teacher. In M. O. Ulug, G. Karadeniz (Eds.), Okul oncesi cocuk ve (p. 23–44.). Nobel Yayıncılık.

30. Fabian, H. (2000). Small steps to starting school. International Journal of Early Years Education, 8(2), 141–153.

31. Gill, S., Winters, D., & Friedman, D. S. (2006). Educators’ views of pre-kindergarten and kindergarten readiness and transition practices. Contemporary Issues in Early Childhood, 7(3), 213–227.


Рецензия

Для цитирования:


Кагермазова Л.Ц. Личностные и социальные корреляты адаптации младших школьников к новой социальной позиции личности: обзор исследований. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(1):60-68. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-60-68

For citation:


Kagermazova L.Ts. Personal and Social Correlates of Adaptation of Primary Schoolchildren: a Review of Studies. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(1):60-68. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-60-68

Просмотров: 323


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+