Критическое мышление в дискурсе российской и мировой науки: обзор исследований
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-97-104
Аннотация
Введение. Исследование рассматриваемой проблематики актуально в контексте цифровизации современного общества, где критическое мышление становится неотъемлемым атрибутом сформированной личности. Оно позволяет анализировать и оценивать достоверность информации, приоритизировать данные, рефлексивно оценивать ситуацию и осознанно коммуницировать с окружающими индивидами как в офлайн, так и онлайн среде. В данной статье рассмотрена дефиниция понятия и научные подходы к изучению «критического мышления». Среди ключевых характеристик данного феномена выделяется самостоятельность (развитый широкий кругозор и наличие логики), эмоциональность и гибкость (умение интерпретировать, анализировать и сравнивать), а также глубинность и целостность (наблюдательность, детализированный подход к изучению вопроса, видение общего, а не только частного).
Цель. Агрегация, анализ и интерпретация эмпирических и теоретических данных российских и зарубежных специалистов в области психологии, философии, педагогики и социологии по теме критического мышления.
Концепции критического мышления. Рассмотрены приближенно научные концепции в области изучения феномена критического мышления. Определены отличительные особенности философского, психологического, педагогического и коммуникативного подходов.
Подходы к изучению критического мышления. Проведен анализ исследовательского опыта научного сообщества по проблеме критического мышления. Выделены ключевые особенности и группы требований, предъявляемых к критическому мышлению.
Обсуждение результатов. Проведенный авторами анализ исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме критического мышления дал возможность сформировать представление об изученности каждой из представленных концепций, определив дальнейший потенциал для работы на стыке психологического и коммуникативного подходов. Данный метод позволит рассмотреть феномен критического мышления с точки зрения значимости навыка в условиях коммуникативного взаимодействия в социальных сетях и подверженности провокативным действиям со стороны пользователей в условиях естественно и искусственно заданного контекста.
Об авторах
Мария И. КострубРоссия
аспирант по направлению «Общая психология, психология личности, история психологии», Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)
Ирина В. Абакумова
Россия
доктор психологических наук, профессор РАО, декан факультета «Психология, педагогика и дефектология», заведующая кафедрой «Общая и консультативная психология», Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)
Мария А. Давыдова
Россия
кандидат социологических наук, доцент кафедры «Общая и консультативная психология», Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)
Список литературы
1. Барбашина, Э. В. (2022). Критическое мышление в контексте перспектив развития современного высшего образования в России. В ХХ международные лихачевские научные чтения: глобальный конфликт и контуры нового мирового порядка (С. 481–483). Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов.
2. Вострикова, Н. М. (2012). Критическое мышление как психолого-педагогический феномен в условиях компетентностного подхода. Современные проблемы науки и образования, 4, 1–9.
3. Гейхман, Л. К. (2013). Кризис педагогического взаимодействия: цифровые «аборигены» vs цифровые «эмигранты». Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка, 1, 302-309.
4. Гильмиярова, Д. З. (2022). Модель формирования готовности будущих педагогов к развитию критического мышления обучающихся. Мир науки, культуры, образования, 4(95), 7–10.
5. Гиренок, Ф. И. (2015). Клиповое сознание. Проспект.
6. Зейгарник, Б. Ф. (2023). Теории личности в зарубежной психологии. Ленанд.
7. Зейгарник, Б. В. (1986). Патопсихология. Издательство Московского Университета.
8. Зиновьев, А. А. (2015). Логика высказываний и теория вывода. Ленанд.
9. Кисляков, П. А., Меерсон, А. Л. С., и Шмелева, Е. А. (2022). Общество риска, VUCA-мир и BANI-мир: угрозы психологической безопасности или возможности для развития. В О. В. Кожевникова, В. Ю. Хотинец (ред.) Трансмиссия культурного опыта и социальных практик в эпоху транзитивности. Сборник материалов Международной научно-практической конференции (С. 181-182). Удмуртский государственный университет.
10. Корешникова, Ю. Н. (2019). Развитие критического мышления в современном российском обществе: что дает университет? Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 6(154), 91–110.
11. Купчинская, М. А. (2019). Клиповое мышление как феномен современного общества. Бизнес-образование в экономике знаний, 3(14), 66–70.
12. Плаус, С. (1998). Психология оценки и принятия решений. Информационно-издательский дом «Филинъ».
13. Поппер, К. Р. (2004). Предположения и опровержения: Рост научного знания. АСТ.
14. Пригожин, И. Р., и Стенгерс, И. (1986). Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Прогресс.
15. Рубинштейн, С. Л. (2000). Основы общей психологии. Питер.
16. Халперн, Д. (2000). Психология критического мышления. 4-е международное издание. Питер.
17. Эннис Р. (1985). Таксономия места критического мышления и способностей. КМ новости, 1, 12
18. Arends, R. I. (2012). Learning to teach. McGraw-Hill.
19. Dewey, J. (1910). How we think. D. C. Heath&сo Publishers.
20. Facione, P. A. (1990). Critical thinking: A statement of expert consensus for purposes of educational assessment and instructions. Research findings and recommendations. California Academic Press.
21. Guyote, M. J., & Sternberg, R. J. (1981). A transitive-chain theory of syllogistic reasoning. Cognitive Psychology, 13, 461–525.
22. Lipman, M. (1988). Critical thinking: What can it be? Institute of critical thinking. Resource Publication, 1(1), 12.
23. Mcdougall, J. (2019). Media Literacy versus Fake News: Critical Thinking, Resilience and Civic Engagemen. Medium Studies, 10(19), 29–45.
24. McPeck, J. E. (1991). Critical thinking and education. Reflective teacher education: cases and critiques. SUNY Press.
25. Paul, R. (2001). Critical thinking: The nature of critical and creative thought. Journal of Developmental Education.
26. Sternberg, R. J. (1986). Critical thinking: Its nature, measurement, and improvement. National Institute of Education.
27. Sumner, W. G. (1906). Folkways: a study of the sociological importance of usages, manners, customs, mores, and morals. Ginn.
28. Thayer-Bacon, B. J., & Martin, J. R. (2000). Transforming critical thinking: Thinking constructively. Teachers College Press.
29. Willingham, D. T. (2007). Critical thinking: Why is it so hard to teach? American Educator, 13, 8–19.
Рецензия
Для цитирования:
Коструб М.И., Абакумова И.В., Давыдова М.А. Критическое мышление в дискурсе российской и мировой науки: обзор исследований. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(1):97-104. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-97-104
For citation:
Kostrub M.I., Abakumova I.V., Davydova M.A. Critical Thinking in the Discourse of Russian and World Science: a Review of Research. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(1):97-104. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-97-104