Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Критическое мышление в дискурсе российской и мировой науки: обзор исследований

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-97-104

Аннотация

Введение. Исследование рассматриваемой проблематики актуально в контексте цифровизации современного общества, где критическое мышление становится неотъемлемым атрибутом сформированной личности. Оно позволяет анализировать и оценивать достоверность информации, приоритизировать данные, рефлексивно оценивать ситуацию и осознанно коммуницировать с окружающими индивидами как в офлайн, так и онлайн среде. В данной статье рассмотрена дефиниция понятия и научные подходы к изучению «критического мышления». Среди ключевых характеристик данного феномена выделяется самостоятельность (развитый широкий кругозор и наличие логики), эмоциональность и гибкость (умение интерпретировать, анализировать и сравнивать), а также глубинность и целостность (наблюдательность, детализированный подход к изучению вопроса, видение общего, а не только частного).

Цель. Агрегация, анализ и интерпретация эмпирических и теоретических данных российских и зарубежных специалистов в области психологии, философии, педагогики и социологии по теме критического мышления.

Концепции критического мышления. Рассмотрены приближенно научные концепции в области изучения феномена критического мышления. Определены отличительные особенности философского, психологического, педагогического и коммуникативного подходов. 

Подходы к изучению критического мышления. Проведен анализ исследовательского опыта научного сообщества по проблеме критического мышления. Выделены ключевые особенности и группы требований, предъявляемых к критическому мышлению.

Обсуждение результатов. Проведенный авторами анализ исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме критического мышления дал возможность сформировать представление об изученности каждой из представленных концепций, определив дальнейший потенциал для работы на стыке психологического и коммуникативного подходов. Данный метод позволит рассмотреть феномен критического мышления с точки зрения значимости навыка в условиях коммуникативного взаимодействия в социальных сетях и подверженности провокативным действиям со стороны пользователей в условиях естественно и искусственно заданного контекста.

Об авторах

Мария И. Коструб
Донской государственный технический университет
Россия

аспирант по направлению «Общая психология, психология личности, история психологии», Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Ирина В. Абакумова
Донской государственный технический университет
Россия

доктор психологических наук, профессор РАО, декан факультета «Психология, педагогика и дефектология», заведующая кафедрой «Общая и консультативная психология», Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Мария А. Давыдова
Донской государственный технический университет
Россия

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Общая и консультативная психология», Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Список литературы

1. Барбашина, Э. В. (2022). Критическое мышление в контексте перспектив развития современного высшего образования в России. В ХХ международные лихачевские научные чтения: глобальный конфликт и контуры нового мирового порядка (С. 481–483). Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов.

2. Вострикова, Н. М. (2012). Критическое мышление как психолого-педагогический феномен в условиях компетентностного подхода. Современные проблемы науки и образования, 4, 1–9.

3. Гейхман, Л. К. (2013). Кризис педагогического взаимодействия: цифровые «аборигены» vs цифровые «эмигранты». Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка, 1, 302-309.

4. Гильмиярова, Д. З. (2022). Модель формирования готовности будущих педагогов к развитию критического мышления обучающихся. Мир науки, культуры, образования, 4(95), 7–10.

5. Гиренок, Ф. И. (2015). Клиповое сознание. Проспект.

6. Зейгарник, Б. Ф. (2023). Теории личности в зарубежной психологии. Ленанд.

7. Зейгарник, Б. В. (1986). Патопсихология. Издательство Московского Университета.

8. Зиновьев, А. А. (2015). Логика высказываний и теория вывода. Ленанд.

9. Кисляков, П. А., Меерсон, А. Л. С., и Шмелева, Е. А. (2022). Общество риска, VUCA-мир и BANI-мир: угрозы психологической безопасности или возможности для развития. В О. В. Кожевникова, В. Ю. Хотинец (ред.) Трансмиссия культурного опыта и социальных практик в эпоху транзитивности. Сборник материалов Международной научно-практической конференции (С. 181-182). Удмуртский государственный университет.

10. Корешникова, Ю. Н. (2019). Развитие критического мышления в современном российском обществе: что дает университет? Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 6(154), 91–110.

11. Купчинская, М. А. (2019). Клиповое мышление как феномен современного общества. Бизнес-образование в экономике знаний, 3(14), 66–70.

12. Плаус, С. (1998). Психология оценки и принятия решений. Информационно-издательский дом «Филинъ».

13. Поппер, К. Р. (2004). Предположения и опровержения: Рост научного знания. АСТ.

14. Пригожин, И. Р., и Стенгерс, И. (1986). Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Прогресс.

15. Рубинштейн, С. Л. (2000). Основы общей психологии. Питер.

16. Халперн, Д. (2000). Психология критического мышления. 4-е международное издание. Питер.

17. Эннис Р. (1985). Таксономия места критического мышления и способностей. КМ новости, 1, 12

18. Arends, R. I. (2012). Learning to teach. McGraw-Hill.

19. Dewey, J. (1910). How we think. D. C. Heath&сo Publishers.

20. Facione, P. A. (1990). Critical thinking: A statement of expert consensus for purposes of educational assessment and instructions. Research findings and recommendations. California Academic Press.

21. Guyote, M. J., & Sternberg, R. J. (1981). A transitive-chain theory of syllogistic reasoning. Cognitive Psychology, 13, 461–525.

22. Lipman, M. (1988). Critical thinking: What can it be? Institute of critical thinking. Resource Publication, 1(1), 12.

23. Mcdougall, J. (2019). Media Literacy versus Fake News: Critical Thinking, Resilience and Civic Engagemen. Medium Studies, 10(19), 29–45.

24. McPeck, J. E. (1991). Critical thinking and education. Reflective teacher education: cases and critiques. SUNY Press.

25. Paul, R. (2001). Critical thinking: The nature of critical and creative thought. Journal of Developmental Education.

26. Sternberg, R. J. (1986). Critical thinking: Its nature, measurement, and improvement. National Institute of Education.

27. Sumner, W. G. (1906). Folkways: a study of the sociological importance of usages, manners, customs, mores, and morals. Ginn.

28. Thayer-Bacon, B. J., & Martin, J. R. (2000). Transforming critical thinking: Thinking constructively. Teachers College Press.

29. Willingham, D. T. (2007). Critical thinking: Why is it so hard to teach? American Educator, 13, 8–19.


Рецензия

Для цитирования:


Коструб М.И., Абакумова И.В., Давыдова М.А. Критическое мышление в дискурсе российской и мировой науки: обзор исследований. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(1):97-104. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-97-104

For citation:


Kostrub M.I., Abakumova I.V., Davydova M.A. Critical Thinking in the Discourse of Russian and World Science: a Review of Research. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(1):97-104. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-97-104

Просмотров: 391


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+