Онлайн-супервизия как способ повышения уровня профессионального мастерства и формирования профессиональной идентичности психологов-консультантов
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-38-47
Аннотация
Введение. Обращение за супервизией особенно актуально в современных условиях неопределенности транзитивного общества, которые требуют от психологов повышения уровня профессионального мастерства. Увеличивается также запрос на онлайн-формат супервизии, который отмечается как более удобный и доступный по сравнению с оффлайн-форматом. В ходе проведенного нами обзора исследований установлено, что получение супервизии выступает значимым фактором становления идентичности и профессионального развития начинающих психологов-практиков.
Цель. Определение влияния онлайн-супервизии на формирование идентичности психолога-консультанта и на развитие его профессиональных качеств и компетенций.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 280 респондентов — начинающих психологов. Нами использовано авторское анкетирование, направленное на изучения опыта получения онлайн-супервизии у начинающих психологов-практиков, а также на определение барьеров на пути к ее получению. «Методика исследования профессиональной идентичности» (МИПИ) позволила оценить сформированность профессиональной идентичности. Обработка эмпирических данных проводилась с помощью t-критерия Стьюдента.
Результаты. Были выявлены типы идентичности психологов-практиков, обращающихся и не обращающихся за онлайн-супервизией. Показано, что у большинства психологов-практиков, редко или вообще не обращающихся за онлайн-супервизией, сформирован диффузный тип идентичности. У психологов-практиков, регулярно посещающих супервизора, преобладающим типом профессиональной идентичности является «достигнутый».
Обсуждение и заключение. В ходе анализа исследований установлено, что обращение за супервизией, в том числе в онлайн-формате, позволяет психологу-практику эффективно совершенствовать профессиональные качества и компетенции и является значимой детерминантной формирования профессионализма и достигнутой профессиональной идентичности.
Об авторе
А. Г. ШороховРоссия
Александр Григорьевич Шорохов — аспирант
г. Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Бакаева, И. А. (2015). Личностный профиль педагога дистанционного образования. Северо-Кавказский психологический вестник, 13(1), 33–40.
2. Воробьева, И. Ю., Бажук, О. В. (2017). Супервизия как инструмент профессионального совершенствования психолога. Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты, 12, 108–109.
3. Емелин, В. А., Рассказова, Е. И., Тхостов, А. Ш. (2018). Единство и разнообразие процессов формирования идентичности личности. Вопросы философии, 2, 27–38.
4. Житвай, С. А. (2016). Супервизия как метод сопровождения деятельности педагогов. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 6(63), 52–58.
5. Лаврова, М. С. (2021). Супервизия как метод профилактики профессионального выгорания психологов органов внутренних дел. В: Неделя Российской психологии в ГСГУ. Материалы VII всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологического сопровождения профессиональной и учебно-профессиональной деятельности», IX международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально–педагогической деятельности», XXI всероссийской научно-практической конференции (C. 108–110). Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет.
6. Лебедева, Е. И. (2021). Супервизия онлайн: привычное и особенное. В А. В. Шаболтас (ред.): Ананьевские чтения — 2021. Материалы международной научной конференции (С. 111–112). Санкт-Петербург: Скифия–принт.
7. Лифинцев, Д. В., Лифинцева, А. А., Анцута, А. Н. (2020). Супервизия в подготовке специалистов помогающих профессий: проблема психологических границ. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология, 56, 97–105.
8. Махнач, А. В., Лактионова, А. И., Постылякова, Ю. В. (2022). Жизнеспособность студенческой молодежи России в условиях неопределенности. Образование и наука, 24(5), 90–121.
9. Пежемская, Ю. С. (2015). Супервизия как практика повышения квалификации специалистов, сопровождающих детей. В: Вопросы социально-психолого-педагогического сопровождения детей в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции (С. 227–237). Калуга: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.
10. Рощина, О. Г., Занин, Д. С. (2021). Опыт применения личностно–ориентированной супервизии в процессе профессиональной подготовки психологов. Мир науки. Педагогика и психология, 9(4), 9.
11. Светоносова, Л. Г., Ли, А. А. (2022). Супервизия как педагогическое условие процесса формирования профессиональной компетенции начинающих педагогов. Мир науки. Педагогика и психология, 10(4), 16–26.
12. Скипор, С. И., Воробьева, А. Е. (2021). Психологические особенности адаптации психологов к онлайн-консультированию во время пандемии COVID-19. Российский психологический журнал, 18(1), 61–73. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.1.5
13. Твердохлеб, Н. А. (2017). Решение этических дилемм в процессе супервизии. В Е. Ю. Чеботарева (ред.): Современное поле семейной психотерапии: материалы научно-практической конференции (С. 94–98). Москва: РУДН.
14. Тимофеева, Т. С. (2019). Профессиональная идентичность психолога как структурно-личностное новообразование. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2(37), 88–94.
15. Almathami, H. K. Y., Win, K. T., Vlahu-Gjorgievska, E. (2020). Barriers and Facilitators That Influence Telemedicine-Based, Real–Time, Online Consultation at Patients’ Homes: Systematic Literature Review. Journal of Medical Internet Research, 22(2), e16407. https://doi.org/10.2196/16407
16. Boldrini, T., Lomoriello, A. S., Corno, D. et al. (2020). Psychotherapy During COVID-19: How the Clinical Practice of Italian Psychotherapists Changed During the Pandemic. Frontiers in Psychology, 11, 591170. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.591170
17. Meza, R. D., AlRasheed, R., Pullmann, M. D. et al. (2022). Clinical supervision approach predicts evidence-based trauma treatment delivery in children’s mental health. Frontiers in Psychiatry, 13, 1072844. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.1072844
18. Perrin, P. B., Rybarczyk, B. D., Pierce, B. S. et al. (2020). Rapid telepsychology deployment during the COVID-19 pandemic: A special issue commentary and lessons from primary care psychology training. Journal of Clinical Psychology, 76(6), 1173–1185. https://doi.org/10.1002/jclp.22969
19. Wilson, H. M. N., Davies, J. S., Weatherhead, S. (2016). Trainee Therapists’ Experiences of Supervision During Training: A Meta-synthesis. Clinical Psychology & Psychotherapy, 23(4), 340–351. https://doi.org/10.1002/cpp.1957
Рецензия
Для цитирования:
Шорохов А.Г. Онлайн-супервизия как способ повышения уровня профессионального мастерства и формирования профессиональной идентичности психологов-консультантов. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(2):38-47. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-38-47
For citation:
Shorokhov A.G. Online supervision as a way to increase the level of professional skills and formation of professional identity of consulting psychologists. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(2):38-47. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-38-47