Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Специфика проявлений эмоционального выгорания личности с разной направленностью в условиях мобильности

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-2-18-27

Аннотация

Введение. Актуальность материалов исследования заключается в конкретизации кластеров внутренних факторов, влияющих на формирование синдрома эмоционального выгорания субъекта жизнедеятельности в условиях повышенной мобильности. В условиях многозадачности и неопределённости возникают специфические перегрузки индивидуальной системы контроля и саморегуляции человека, особые требования к способности личности к своевременным конструктивным трансформациям, умению адекватно определять их направление и формат.  Новизна исследования заключается в выявлении и описании особенностей выраженности фаз и показателей эмоционального выгорания как общепсихологического феномена в условиях неопределённости. В содержании статьи включён сравнительный анализ профиля эмоционального выгорания у психологов, педагогов и специалистов технического профиля в контексте рисков неопределенности.

Цель. Изучение субъективных факторов эмоционального выгорания личности разной направленности в условиях мобильности.

Материалы и методы. В данном исследовании были применены следующие методики: анкета «Факторы эмоционального выгорания в условиях мобильности» (Т. Н. Щербакова); тест «Определение состояния фрустрации» В. В. Бойко; «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой).

Результаты исследования. Установлено, что специалисты технического профиля испытывают эмоциональное истощение и деперсонализацию в большей степени, чем педагоги. При этом редукция личностных достижений существенно более характерна для педагогов. Обнаружена корреляционная связь между внутренней конфликтностью и стажем профессиональной деятельностью. Кроме того, существуют положительные корреляционные связи между стажем и самопринятием, осознанием цели и отраженным самоотношением. 

Обсуждение результатов. Данные эмпирического исследования демонстрируют наличие рисков проявления эмоционального выгорания в ситуации повышенной неопределённости и субъективных ресурсов преодоления его последствий. Впервые показана роль самоотношения в возникновении и протекании эмоционального выгорания личности. Развивается идея о том, что эффективность программ психологического сопровождения субъектов кризиса эмоционального выгорания связана с его способностью мобилизовать собственные ресурсы для повышения психологического благополучия за счёт повышения эмоциональной стабильности.

Об авторе

Татьяна В. Сташкова
Донской государственный технический университет
Россия

аспирант, Донской государственный технический университет (Российская
Федерация, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Список литературы

1. Абакумова, И. В., Аверкиева, Т. З., и Кинцурашвили, Д. З. (2022). Современные направления исследования эмоционального интеллекта. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(3), 14–24.

2. Богдан, Н. Н., и Масилова, М. Г. (2022). Методологические основы изучения эмоционального выгорания как основа профилактической работы. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 11(3(40)), 43–47.

3. Веряскина, А. Н. (2019). Самореализация человека в контексте устойчивого развития. Евразийское научное объединение, 5-6(51), 377–380.

4. Дементий, Л. И. (2020). Субъектность как фактор личностного развития на этапе самореализации. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 26(2), 68–78.

5. Карабанова, О. А., Захарова, Е. И., и Старостина, Ю. А. (2021). Личностная идентичность как основа построения профессиональной и семейной карьер в условиях неопределенности. Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки, 3, 6–23.

6. Карапетян, Л. В., и Глотова, Г. А. (2018). Исследование взаимосвязи эмоционально-личностного благополучия с профессиональным выгоранием. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 1, 40–52.

7. Карпова, Е. А., и Дрынкина, Т. И. (2022). Стрессоустойчивость, копинг-стратегии и управление изменениями в ситуациях неопределенности. Ученые записки CПбУТУиЭ, 3, 245–254.

8. Кузовкин, В. В., и Жигулина, М. А. (2020). Человекоцентрированный подход в предотвращении профессионального выгорания специалистов социальной сферы. Человеческий капитал, S4 (136), 304–313.

9. Лэнгле, А. (2008). Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа. Вопросы психологии, 2, 3–16.

10. Поджио, В. А., и Зверева, М. В. (2020). Риски профессионального выгорания у практикующих специалистов-психологов. Медицинская психология в России, 12(3), 1–12. https://www.doi.org/10.24412/2219-8245-2020-3-2

11. Проненко, Е. А., и Вашумирская, Д. В. (2023). Характеристики достижения целей в профессиональной деятельности молодых людей: связь с уровнем самоэффективности и локусом контроля. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(5), 18–26. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-18-26

12. Родина, О. Н. (2019). Личностные деформации при развитии состояния хронического утомления. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1, 123–140.

13. Соловьев, М. Н. (2019). Психологическая устойчивость личности как фактор эффективного преодоления профессиональных стрессов. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 3, 41–55.

14. Соловьева, С. Л. (2020). Выживание в условиях неопределенности. Медицинская психология в России, 12(2(61)).

15. Украинцева, Т. И. (2021). Психологическая устойчивость как механизм адаптации в жизненных кризисах. Молодой ученый, 1 (343), 150–154.

16. Шеховцова, Е. А. (2020). Актуальные вопросы изучения синдрома профессионального выгорания на современном этапе. Ученые записки CПбУТУиЭ, 1, 52–57.

17. Alessandri, G., Perinelli, E., De Longis, E., Schaufeli, W. B., Theodorou, A., Borgogni, L., Caprara, G. V., & Cinque, L. (2018). Job burnout: The contribution of emotional stability and emotional self-efficacy beliefs. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 91(4), 823–851. http://dx.doi.org/10.1111/joop.12225

18. Pacheco, N. (2020). Nature or Nurture: The Relationship between Self-Care, Personality Traits, and Burnout in Critical Care Healthcare Professionals. Journal of Nursing & Care, 9(4), 7. https://doi.org/10.37421/jnc.2020.9.505

19. Scherbakova, Т., Misirov, D. N., Guseva, T., Alexandrova, N. & Shostak, Y. (2020). The personality of the future teacher in the context of the challenges of the innovation space. E3S Web of Conferences, 210, 18049. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018049


Рецензия

Для цитирования:


Сташкова Т.В. Специфика проявлений эмоционального выгорания личности с разной направленностью в условиях мобильности. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(2):18-27. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-2-18-27

For citation:


Stashkova T.V. Specificity of Emotional Burnout of Personality with Different Orientations in Conditions of Mobility. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(2):18-27. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-2-18-27

Просмотров: 143


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+