Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Перспективные направления исследований психологических и психофизиологических механизмов когнитивной устойчивости в условиях стресса

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-2-38-49

Аннотация

Введение. Современный темп жизни все чаще становится источником стрессового воздействия на психику человека. В целом, изучение поведения человека в условиях стресса можно условно разделить на три направления: первое – изучение клинических последствий стрессового воздействия на психику человека; второе – изучение базовых типов поведенческого реагирования и адаптации в условиях стрессового воздействия; третье – изучение психофизиологических механизмов, обеспечивающих поведение человека в условиях стресса. В рамках третьего направления в настоящее время проводится большое количество преимущественно зарубежных исследований, значительная часть которых посвящена изучению различных аспектов когнитивной устойчивости человека в условиях стресса. Однако вопрос о влиянии различных индивидуально-типологических особенностей человека на его когнитивную устойчивость остается мало изученным, но достаточно перспективным.

Цель. Анализ перспективных направлений исследований психологических и психофизиологических механизмов когнитивной устойчивости в условиях стресса.

Определения основных понятий. Даны определения понятию стресса и стрессоустойчивости. Рассмотрены часто используемые в зарубежных исследованиях понятия когнитивной устойчивости и «тактических атлетов».

Психофизиологические механизмы стрессового реагирования. Рассмотрены современные представления о работе корково-подкорковых механизмов, обеспечивающих поведение в условиях стрессового воздействия. Проанализированы последние зарубежные и отечественные исследования электрофизиологических и гуморальных особенностей воздействия стресса на поведение и когнитивную устойчивость человека. Рассмотрены перспективные направления изучения взаимосвязи особенностей работы различных режимов работы мозга и когнитивной устойчивости.

Индивидуально-типологические механизмы стрессоустойчивости. Рассмотрена проблема значимости соответствия типа стрессового воздействия и угнетаемых им функций. Описаны различные механизмы копинг-стратегий, обеспечивающих поведение в условиях стресса. Проанализированы основные индивидуально-типологические характеристики, оказывающие влияние на поведение человека в условиях стресса.

Обсуждение результатов. Анализ современных отечественных и зарубежных исследований позволил выявить перспективные тенденции и направления при изучении воздействия стресса на когнитивную устойчивость человека, среди которых: изучение положений теории конгруэнтности применительно к когнитивной устойчивости в условиях стресса; представления об индивидуальной специфике значений фоновой активности организма в условиях стресса; изучение особенностей функционирования различных режимов работы мозга, обеспечивающих стрессоустойчивость; изучение особенностей интегративных стратегий решения когнитивных задач в стрессовых условиях. Указанные представления позволяют понять основные направления и тенденции, в рамках которых происходит изучение особенностей воздействия стресса на когнитивную сферу человека в современных исследованиях.

Об авторе

Геннадий Г. Яцык
Южный федеральный университет
Россия

военнослужащий, соискатель Академии психологии и педагогики ЮФУ, Южный федеральный университет (Российская Федерация, 344038, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42)



Список литературы

1. Боякова, А. А. (2016). Эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость. Научно-практический журнал «Акмеология». Развитие профессионализма, 1, 189–190.

2. Бовенко, А. А. (2021). Теоретические основы соревновательной мотивации. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(6), 37–46. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-6-37-46

3. Водопьянова, Н. Е. (2013). Психодиагностика стресса. Издательский дом «Питер».

4. Жуков, Д. А. (2004). Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы. Юридический Центр Пресс.

5. Жуков, Д. А. (2015). Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей: в 2 т. Альпина-нон-фикшн.

6. Китаев-Смык, Л. А. (2009). Психология стресса. Психологическая антропология стресса. Академический Проект.

7. Козлов, А. И., и Козлова, М. А. (2014). Кортизол как маркер стресса. Физиология человека, 40(2), 123–136.

8. Кухтинская, Л. В., Зураев, А. В., Будевич, В. А., и Моссэ И. Б. (2016). Современные представления о генетических детерминантах психоэмоциональной устойчивости человека. Молекулярная и прикладная генетика. Институт генетики и цитологии НАН Беларуси, 20, 96–109.

9. Леонова, А. Б. (1989). Психологические средства оценки и регуляции функциональных состояний человека дисс. ... докт. психол. наук.). АН СССР. Институт психологии.

10. Леонова, А. Б., Блинникова, И. В., и Капица, М. С. (2019). Трансформация системы когнитивных ресурсов при возрастании эмоциональной напряженности. Вестник Московского университета. Серия 14: психология, 1, 69–90.

11. Леонова, А. Б., Капица, М. С., и Блинникова, И. В. (2010). Изменение когнитивных стратегий в условиях возрастания эмоциональной напряженности у людей с разной индивидуальной устойчивостью к стрессу. 4-я Международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов, 2, 385–387.

12. Макарова, Е. А., и Мищенко, В. И. (2023). Предэкзаменационный период как стрессовая ситуация, детерминирующая поведение личности обучающихся в образовательном процессе. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(5), 10−17. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-10-17

13. Мачинская, Р. И. (2015). Управляющие системы мозга. Журнал высшей нервной деятельности, 65(1), 33–60.

14. Мачинская, Р. И. (2022). Роль регуляторных систем мозга в формировании когнитивных функций и контроля поведения. Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании. Сборник трудов конференции (С. 298–302). РАО

15. Немец, В. В., и Виноградова, Е. П. (2017). Стресс и стратегии поведения. Национальный психологический журнал, 2(26), 59–72.

16. Пирадов, М. А., Супонева, Н. А., и Селиверстов, Ю. А. (2016). Возможности современных методов нейровизуализации в изучении спонтанной активности головного мозга в состоянии покоя. Неврологический журнал, 1, 4–12.

17. Сапольски, Р. (2023). Биология добра и зла: как наука объясняет наши поступки. Альпина нон-фикшн.

18. Станкова, Е. П. (2018). Роль фоновой активности в обеспечении когнитивной деятельности. Вестник ЯрГУ, серия: гуманитарные науки, 2(44), 116–120.

19. Усатов, И. А. (2016). Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2, 21–25.

20. Шатайло, С. В. (2023). Взаимосвязь уровня стрессоустойчивости и мотивации достижения. Тенденции развития науки и образования, 102-1, 166–171.

21. Яцык, Г. Г., и Воробьева, Е. В. (2021). Электрофизиологические маркеры интеллектуальной эффективности мужчин в условиях стрессового воздействия. Мир науки. Педагогика и психология, 9(1).

22. Яцык, Г. Г., и Воробьева, Е. В. (2019). Индивидуально-психологические особенности мужчин при выполнении интеллектуальных заданий в условиях стресса. Мир науки. Педагогика и психология, 7(4).

23. Яцык, Г. Г., Воробьева, Е. В., и Ермаков, П. Н. (2016). Индивидуальные особенности стрессорного реагирования во время психофизиологического исследования с применением полиграфа. Российский психологический журнал, 13(2), 156–168.

24. Яцык, Г. Г. (2021). О моделировании в лабораторных условиях воздействия стресса на эффективность решения интеллектуальных задач. Мир университетской науки: культура, образование, 10, 101–108.

25. Al-shargie, F. M., Tang, T. B., Badruddin, N., & Kiguchi, M. (2016). Mental Stress Quantification Using EEG Signals. In: Ibrahim, F., Usman, J., Mohktar, M., Ahmad, M. (eds) International Conference for Innovation in Biomedical Engineering and Life Sciences. ICIBEL 2015. IFMBE Proceedings, 56. Springer, Singapore. https://doi.org/10.1007/978-981-10-0266-3_4

26. Ali, N., Cooperman, C., & Pruessner, J. (2015). Sex and gender differences in the suppression of the stress systems: A potential link to anxiety and mood disorders? Psycho neuro endocrinology, 61, 61–63. https://doi.org/10.1016/j.psyneuen.2015.07.562

27. Arnsten, A. F. Т. (2015). Stress weakens prefrontal networks: molecular insults to higher cognition. Nature Neuroscience, 18(10), 1376–1385. https://doi.org/10.1038/nn.4087

28. von Dawans, B., Strojny, J., & Domes, G. (2021). The effects of acute stress and stress hormones on social cognition and behavior: Current state of research and future directions. Neuroscience and Biobehavioral Revue, 121, 75–88. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2020.11.026

29. Bindl, U., & Parker, S. (2010). Feeling good and performing well? Psychological engagement and positive behaviors at work. In: S. L. Albrecht (ed.) Handbook of Employee Engagement: Perspectives, Issues, Research and Practice (pp. 385—398). Elgar. https://doi.org/10.4337/9781849806374.00043

30. Buchanan, T. W., & Preston, S. D., (2014). Stress leads to prosocial action in immediate need situations. Frontiers behavioral neuroscience, 8(5). https://doi.org/10.3389/fnbeh.2014.00005

31. Cabip, S., & Puglisi-Allegra, S. (2012) The mesoaccumbens dopamine in coping with stress. Neuroscience and Biobehavioral Reviews, 36(1), 79–89. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2011.04.012

32. Chalmers, T., Maharaj, Sh., Lees, T., Lin, C. T., Newton, Ph., Clifton-Bligh, R., McLachlan, C. S., Gustin, S. M., & Lal, S. (2020). Impact of acute stress on cortical electrical activity and cardiac autonomic coupling. Journal of Integrative Neuroscience, 19(2), 239–248. https://doi.org/10.31083/j.jin.2020.02.74

33. Datta, D., & Arnsten, A., (2019). Loss of prefrontal cortical higher cognition with uncontrollable stress: molecular mechanisms, changes with age, and relevance to treatment. Brain Science, 9(113). https://doi.org/10.3390/brainsci9050113

34. De Kloet, R., (2014). From receptor balance to rational glucocorticoid therapy. Endocrinology, 155, 2754–2769. https://doi.org/10.1210/en.2014-1048

35. Ethridge, P., Ali, N., Racine, S. E., Pruessner, J. C., & Weinberg, A. (2020). Risk and resilience in an acute stress paradigm: evidence from salivary cortisol and time-frequency analysis of the reward positivity. Clinical Psychological Science, 8(5), 872–889. https://doi.org/10.1177/2167702620917463

36. Flood, A., & Keegan, R. J. (2022). Cognitive Resilience to Psychological Stress in Military Personnel. Frontiers in Psychology, 13, 809003. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.809003

37. Griffin, S. M., & Howard, S. (2019). Effects of Trait Emotion Regulation on Stress Responsivity. In P. Buchwald, K. Krzysztof, K. A. Moore, & P. Arenas-Landgrave (eds.) Stress and Anxiety: Contributions of the STAR award winners, (pp. 137–150). Logos Verlag.

38. Holmes, A., & Wellman, C. L. (2009). Stress-induced prefrontal reorganization and executive dysfunction in rodents. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 33(6), 773–783. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2008.11.005

39. Kupper, N., Jankovic, M., & Kop, W. J. (2021). Individual differences in cross-system physiological activity at rest and in response to acute social stress. Psychosomatic Medicine, 83(2), 138–148. https://doi.org/10.1097/PSY.0000000000000901

40. Langer, K., Jentsch, V. L., & Wolf O. T. (2022). Acute stress influences strategy preference when dealing with high intensity emotions in men. Biological Psychology, 169, 108264. https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2022.108264

41. Lazarus, R. S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal, and coping. Springer publishing company.

42. Nickels, N., Kubicki, K., & Maestripieri, D., (2017). Sex differences in the effects of psychosocial stress on cooperative and prosocial behavior: evidence for ‘flight or fight’ in males and ‘tend and befriend’ in females. Adaptive Human Behavior and Physiology, 3, 171–183. https://doi.org/10.1007/s40750-017-0062-3

43. Park, J., & Moghaddam, B. (2017). Impact of anxiety on prefrontal cortex encoding of cognitive flexibility. Neuroscience, 345, 193–202. https://doi.org/10.1016/j. neuroscience.2016.06.013

44. Plieger, T., & Reuter, M. (2020). Stress & executive functioning: A review considering moderating factors. Neurobiology of Learning and Memory, 173, 107254. https://doi.org/10.1016/j.nlm.2020.107254

45. Potts, S. R., McCuddy, W. T., Jayan, D., & Porcelli, A. J. (2019). To trust, or not to trust? Individual differences in physiological reactivity predict trust under acute stress. Psychoneuroendocrinology, 100, 75–84. https://doi.org/10.1016/j.psyneuen.2018.09.019

46. Raffaelli, Q., Wilcox, R., & Andrews-Hanna, J. R. (2020). The neuroscience of imaginative thought: an integrative framework. In A. Abraham (ed.) The Cambridge handbook of the imagination (pp. 332–353). Cambridge University Press.

47. Rothermund, K., & Koole, S. L. (2018). Three decades of Cognition & Emotion: A brief review of past highlights and future prospects. Cognition and Emotion, 32(1), 1-12. https://doi.org/10.1080/02699931.2018.1418197

48. Sadaghiani, S., Scheeringa, R., & Lehongre, K. (2012). α-band phase synchrony is related to activity in the fronto-parietal adaptive control network. Journal of Neuroscience, 32(41), 14305–14310.

49. Staal, M. A., Bolton, A., Yaroush, R., & Bourne, L. (2008). Cognitive performance and resilience to stress. In B. J. Lukey and V. Tepe (eds.) Biobehavioral Resilience to Stress (pp. 259–299). CRC Press.

50. Vartanian, O., Saint, S. A., Herz, N., & Suedfeld, P. (2020). The Creative Brain Under Stress: Considerations for Performance in Extreme Environments. Frontiers in Psychology, 11, 585969. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.585969

51. Vasilyev, I. A. (2013). Intellectual emotions. Psychology in Russia: State of the Art, 4, 134-142. https://doi.org/10.11621/pir.2013.0411

52. Vogel, S., Fernández, G., Joels, M., & Schwabe, L. (2016). Cognitive Adaptation under Stress: A Case for the Mineralocorticoid Receptor. Trends in Cognitive Sciences, 20(3), 192–203. https://doi.org/10.1016/j.tics.2015.12.003

53. Vidal-Ribas, P., Benson, B., Vitale, A. D., Keren, H., Harrewijn, A., Fox, N. A., & Stringaris, A. (2019). Bidirectional associations between stress and reward processing in children and adolescents: A longitudinal neuroimaging study. Biological Psychiatry: Cognitive Neuroscience and Neuroimaging, 4, 893–901. https://doi.org/10.1016/j.bpsc.2019.05.012


Рецензия

Для цитирования:


Яцык Г.Г. Перспективные направления исследований психологических и психофизиологических механизмов когнитивной устойчивости в условиях стресса. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(2):38-49. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-2-38-49

For citation:


Yatsyk G.G. Prospective Directions of Research on Psychological and Psychophysiological Mechanisms of Cognitive Resilience under Stress. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(2):38-49. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-2-38-49

Просмотров: 170


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+