Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Ролевые отношения в семье: характеристика представлений юношей и девушек в период матримониального выбора

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-70-78

Аннотация

Введение. Семья как ресурс психологического благополучия оказывает влияние на формирование у личности представлений о межличностных и ролевых семейных отношениях. Отрефлексированный опыт взаимоотношений в семье родителей, субъективные модели взаимодействия с миром отражаются в представлениях юношей и девушек о семейной структуре. Представления о ролевых отношениях в семье влияют на матримониальное поведение личности, определяя выбор стратегии действий на основании иерархии семейных ценностей.

Цель. Выявление и описание особенностей содержания представлений личности о ролевых отношениях в семье в период матримониального выбора.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 135 человек (55 юношей, 80 девушек, возраст: 17–21 год), студенты Адыгейского государственного педагогического университета, находящихся в периоде матримониального выбора. Была использована методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А. Н. Волковой и методика на определение особенностей распределения ролей в семье Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовской. Был проведен сопоставительный анализ выраженности представлений о желаемом ролевом поведении будущего брачного партнера у юношей и девушек.

Результаты. Показана специфика и гендерные отличия выраженности показателей представлений о распределении ролей в семье у современных студентов с учетом гендерного фактора. Отражена важность личностной идентификации с партнером (у девушек средний балл 6,9, у юношей — 5,6 по методике РОП) и ожидаемого выполнения семьей эмоционально-психотерапевтической функции (средний балл — 7,2 у девушек и  6,6 у юношей). Представления студентов обоего пола о структуре семьи отражают черты эгалитарного типа семьи, то есть ожидания в семье равноправного партнерского взаимодействия (результаты, полученные с помощью методики «Определение особенностей распределения ролей в семье» показали отсутствие значимых различий в представлениях девушек и юношей).

Обсуждение и заключение. Адекватность реальности представлений о требованиях к партнеру, субъекту ролевого поведения, обеспечивает осознанность матримониального выбора, что необходимо для построения благополучного и конструктивного взаимодействия в семье. В заключении подчеркивается эффективность арт-терапии в программах психологического сопровождения развития конструктивных представлений о психологических детерминантах успешной семьи у молодежи. 

Об авторе

А. К. Берсирова
Адыгейский государственный университет
Россия

Берсирова Ася Казбековна — кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета педагогики и психологии



Список литературы

1. Витек, К. Н. (2006). Проблемы супружеского благополучия. Москва: Гардарики.

2. Голубева, Е. В., Истратова, О. Н. (2018). Опыт отношений в родительской семье как предиктор психологического благополучия молодых людей. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 7(2(23)), 358–362.

3. Девятых, С. Ю. (2010). Сексуальность и социализация: вопросы формирования матримониальных ориентаций личности. Издательство Смоленского государственного университета.

4. Дорохина, О. В., Скиба, Н. В. (2015). Исследование представлений о семье и её влиянии на развитие личностного ресурса у современной молодёжи. Семья и личность: проблемы взаимодействия, 4, 21–29.

5. Каменева, Т. Н., Надуткина, И. Э., Селюков, М. В., Конев, И. В., Быхтин, О. В., Компаниец, С. А. (2019). Социально-медицинские факторы риска реализации матримониального поведения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 27(5), 853–857.

6. Любцова, А. В. (2020). Ценностные ориентиры современной молодежи в контексте формирования просоциального поведения. Российский психологический журнал, 17(4), 65–79. https://doi.org/10.21702/rpj.2020.4.5

7. Махнач, А. В. (2020). Жизнеспособность человека в условиях неопределенности. Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, 5(4), 131–166.

8. Ростовская, Т. К. (2015). Семья и семейный образ жизни в системе ценностей поколений. Человек в мире культуры, (2), 3–9.

9. Селина, Е. А. (2016, апрель). Ролевые ожидания и притязания в браке как предмет психологического исследования. Молодежные исследования и инициативы в науке, образовании. ФГБОУ ВО «ПГУ им. Шолом-Алейхема».

10. Щербакова, Т. Н., Забара, Е. А. (2020). Психологические детерминанты агрессии родителей: возможности самоконтроля. Инновационная наука: Психология, Педагогика, Дефектология, 3(2), 101–111.

11. Babore, A., Trumello, C., Candelori, C., Paciello, M., & Cerniglia, L. (2016). Depressive symptoms, self-esteem and perceived parent–child relationship in early adolescence. Frontiers in psychology, 7, 982.

12. Kim, S. H., Baek, M., & Park, S. (2021). Association of Parent–child Experiences with Insecure Attachment in Adulthood: A Systematic Review and Meta‐analysis. Journal of Family Theory & Review, 13(1), 58–76.

13. Šnele, M. S., Todorović, J., & Komlenić, M. (2020). Gender Roles and dimensions of family functioning as predictors of subjective well-being in men and women. TEME, 681–701.

14. Stafford, M., Kuh, D. L., Gale, C. R., Mishra, G., & Richards, M. (2016). Parent–child relationships and offspring’s positive mental wellbeing from adolescence to early older age. The Journal of Positive Psychology, 11(3), 326–337.

15. Winnicott, D. W. (2021). The child, the family, and the outside world. Penguin UK.


Рецензия

Для цитирования:


Берсирова А.К. Ролевые отношения в семье: характеристика представлений юношей и девушек в период матримониального выбора. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(2):70-78. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-70-78

For citation:


Bersirova A.K. Role relations in the family: characterization of beliefs of boys and girls in the period of matrimonial choice. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(2):70-78. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-70-78

Просмотров: 524


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+