Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Специфика проявления психического выгорания у педагогов сельских школ

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-9-19

Аннотация

   Введение. Научная актуальность и социальная значимость проблемы психического выгорания определяются дезадаптационным характером его проявлений, оказывающих негативное влияние на эффективность профессиональной деятельности специалистов. При этом в научном поле наблюдается дефицит исследований, раскрывающих механизмы влияния специфических условий реализации педагогической деятельности на ее эффективность, и представляющих последствия этого влияния.

   Цель. Изучение психического выгорания у педагогов школ, работающих в условиях сельской местности.

   Материалы и методы. Участниками исследования стали 184 педагога школ районов Забайкальского края и г. Читы. В процессе формирования выборки использовался метод анкетирования, на основании результатов
которого были сформированы две группы: в первую из них вошли 56 педагогов сельских школ, а вторую составили 58 педагогов школ города. На этапе эмпирического исследования применялся метод психодиагностического тестирования, в рамках которого использовались методика профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н. Е. Водопьяновой и методика диагностики эмоционального выгорания личности В. В. Бойко. При обработке результатов исследования был использован непараметрический критерий достоверности различий U Манна-Уитни.

   Результаты исследования. Установлено, что у педагогов сельских школ, по сравнению с педагогами школ города, частота встречаемости и степень выраженности проявлений психического выгорания ниже. Динамика симптомов у данной группы характеризуется более ранними стадиями развития и складывающимся характером симптомов, а также имеет место качественное своеобразие общей структуры психического выгорания, проявляющееся в доминировании определенных симптомов и характере их завершенности.

   Обсуждение результатов. Анализ результатов эмпирического исследования позволяет говорить об особенностях психического выгорания, касающихся частоты его встречаемости, степени выраженности и качественного своеобразия у педагогов сельских и городских школ. Результаты исследования свидетельствуют о более высоких адаптационных возможностях педагогов сельских школ в отношении развития психического выгорания и позволяют наметить эффективное направление соответствующей превентивной работы.

Об авторе

О. Б. Симатова
Забайкальский государственный университет
Россия

Оксана Борисовна Симатова, кандидат психологических наук, доцент кафедры

кафедра психологии образования

672039; ул. Александро-Заводская, 30; Чита



Список литературы

1. Аванесов, В. С. (2017). Модернизация образования в России: ключевые проблемы и пути их решения. Народное образование, 1‒2, 20–31.

2. Афонькина, Ю. А. (2015). Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства. Russian Journal of Education and Psychology, 11, 149–162. doi: 10.12731/2218-7405-2015-11-13

3. Багаянтаев, Г. Г., и Иванова А. В. (2022). Развитие профессиональных компетенций молодых педагогов в условиях сельской школы в контексте непрерывного образования. Педагогический журнал, 12(3А), 704–711. doi: 10.34670/AR.2022.57.98.099

4. Гунзунова, Б. А. (2016). Компоненты эмоционального выгорания у различных категорий педагогических работников. Мир науки, культуры, образования, 1(56), 242–244.

5. Долидович, О. М., Машанов, А. А., Гончаревич, Н. А., и Шарашкина, А. А. (2017).

6. Педагогическая агрессия: современные подходы к изучению и профилактике. Научный диалог, 10, 311–323. doi: 10.24224/2227-1295-2017-10-311-323

7. Дружилов, С. А. (2017). Профессионально-деструктивная деятельность как проявление профессиональной маргинализации и депрофессионализации. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2, 45–63. doi: 10.11621/vsp.2017.02.45

8. Зорина, Е. Е. (2018). Преодоление барьеров при реализации инклюзивного образования в вузе. Образование и наука, 20(5), 165–184. doi: 10.17853/1994-5639-2018-5-165-184

9. Козлова, К. В., Муравьева, О. И., и Корытова, Г. С. (2019). Понятие «выгорание» в психологии: анализ и обобщение подходов. Научно-педагогическое обозрение, 1(23), 18–27. doi: 10.23951/2307-6127-2019-1-18-27

10. Малышева, К. В. (2023). Педагогические условия развития социальной активности сельских школьников. Вестник науки, 4(11(68)), 397–405.

11. Митина, Л. М. (2018). Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. Нестор-История.

12. Нурлыгаянов, И. Н., Соловьева, Т. А., Лазуренко, С. Б., и Голубчикова, А. В. (2022). Здоровьесбережение в образовании обучающихся с ОВЗ: принципы и организация. Психологическая наука и образование, 27(5), 34–45. doi: 10.17759/pse.2022270503

13. Орел, В. Е. (2014). Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. Гуманитарный центр.

14. Сидоров, С. В. (2009). Учёт специфики сельской школы в разработке стратегии её развития. Сибирский педагогический журнал, 13, 228–234.

15. Симатова, О. Б. (2022). Особенности психического выгорания педагогов средней общеобразовательной школы с ограниченными возможностями здоровья. Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология, 41, 60–73. doi: 10.26516/2304-1226.2022.41.60

16. Сысоева, Е. Ю. (2018). Речевая агрессия педагогов: сущность, причины, виды, пути преодоления. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология, 24(4), 48–53. doi: 10.18287/2542-0445-2018-24-4-48-53

17. Тухватуллина, С. Ю. (2015). Психолого-социальные факторы профессионального саморазвития сельского учителя. Вестник Университета Российской академии образования, 2, 50–55.

18. Усманова, М. Н., Бафаев, М. М., и Остонов, Ш. Ш. (2014). Симптомы эмоционального выгорания современного педагога. Наука. Мысль : электронный периодический журнал, 4(10), 23–32.

19. Федотова, Н. И. (2017). Профессиональная деформация преподавателей высшей школы. Научные труды Московского гуманитарного университета, 4, 27–35. doi: 10.17805/trudy.2017.4.5

20. Хасаншина, Р. Р. (2021). Особенности воспитательного процесса в сельской школе. Образование и воспитание, 5(36), 81–84.

21. Хуснутдинова, М. Р. (2017). Риски инклюзивного образования. Образование и наука, 19(3), 26–46. doi: 10.17853/1994-5639-2017-3-26-46

22. Bravata, D. M., Madhusudhan, D. K., Boroff, M., & Cokley, K. O. (2020). Commentary: Prevalence, predictors, and treatment of imposter syndrome: A systematic review. Journal of Mental Health & Clinical Psychology, 4‒3, 12–16. doi: 10.29245/2578-2959/2020/3.1207

23. Chakraverty, D. (2020). PhD Student Experiences with the Impostor Phenomenon in STEM. International Journal of Doctoral Studies, 15, 159–179. doi: 10.28945/4513

24. Clance, P. R., & Imes, S. A. (1978). The imposter phenomenon in high achieving women: Dynamics and therapeutic intervention. Psychotherapy: Theory, Research & Practice, 15(3), 241–247.

25. Krystal, H. (1983). Alexithymia and the effectiveness of psychoanalytic treatment. International Journal of Psychoanalytic Psychotherapy, 9, 353–378.

26. Simmons, D. (2016). Impostor syndrome, a reparative history. Engaging Science, Technology, and Society, 2, 106–127. doi: 10.17351/ests2016.33


Рецензия

Для цитирования:


Симатова О.Б. Специфика проявления психического выгорания у педагогов сельских школ. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(3):9-19. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-9-19

For citation:


Simatova O.B. Specifics of Mental Burnout Manifestation in Rural School Teachers. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(3):9-19. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-9-19

Просмотров: 125


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+