Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Деформация устойчивого смыслового образования и ее отличие от трансформации в переживании ситуации жизненного кризиса

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-20-33

Аннотация

   Введение. Деформация смыслового образования, как внутренний механизм изменения личностного смысла в ситуации жизненного кризиса, изучена недостаточно. Это приводит к ограниченному использованию процесса смысловой регуляции изменения личностного смысла, которое влечет за собой затруднения личности в нахождении пути коррекции своего смыслоориентированного состояния, такого как стагнация, застревание и преодоление.

   Цель. Раскрыть механизм деформации смыслового образования при изменении в нем личностного смысла в ситуации жизненного кризиса и указать отличие деформации от трансформации. Сопоставление процессов деформации и трансформации. Используя сравнительный анализ процессов деформации и трансформации смыслового образования, мы находим явную разницу в механизме изменения личностного смысла. При деформации ситуация жизненного кризиса остается неизменной, включая мотив и цель (смысловой мотив), установку и действие (смысловая установка). В этом случае меняется только их соотношение, в отличие от трансформации смыслового образования, где ситуация полностью меняется с полным переходом смысловых структур в новые или другие. Паттерн смысловой регуляции. Деформации смыслового образования раскрываются в механизме паттерна смысловой регуляции, где происходят изменения личностного смысла при переживании ситуации жизненного кризиса посредством смыслового выбора. Смысловой выбор является системообразующим фактором изменения личностного смысла в сторону одного из трех полюсов паттерна смысловой регуляции, в смысловой след опыта (интроекцию), в осознанное переживание (ансартенцию) и в целеполагание (интенцию). Стратегии смыслового выбора. При деформации смыслового образования смысловой мотив и смысловая установка не переходят в новые смысловые структуры, а изменяют внутреннее соотношение цели и действия соответственно. Это происходит посредством смыслового выбора с целью изменить личностный смысл в сторону устойчивости (определенности) или неустойчивости (неопределенности). В изменении личностного смысла участвуют три типа стратегии смыслового выбора: стратегия смыслового следа опыта, стратегия осознанного переживания и стратегия целеполагания.

   Обсуждение результатов. При деформации смыслового образования формируется его тип и тип личности в зависимости от того, какой смысловой выбор был сделан под воздействием ситуации жизненного кризиса. Определяется такой показатель смыслового выбора, как готовность личности его сделать в переживании ситуации жизненного кризиса.

Об авторах

А. А. Заболотько
Донской государственный технический университет
Россия

Алексей Александрович Заболотько, ассистент

кафедра общей и консультативной психологии

344000; пл. Гагарина, 1; Ростов-на-Дону



Л. А. Дятлова
Региональный научный центр Российской академии образования в Южном федеральном округе
Россия

Лидия Александровна Дятлова, лаборант-исследователь

344006; ул. Большая Садовая, 105/42; Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Абакумова, И. В. (2008). Смыслодидактика. Учебник для магистров педагогики и психологии. Изд-во «КРЕДО».

2. Абакумова, И. В., и Годунов, М. В. (2019). Смыслообразующие стратегии : обзор отечественных исследований. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 2(1), 57–65.

3. Абакумова, И. В., Годунов, М. В., и Голубова, В. М. (2019). Теоретические подходы к изучению эффектов неопределенности в процессах смысловой регуляции развития личности. Российский психологический журнал, 16(3), 59–71. doi: 10.21702/rpj.2019.3.5

4. Абакумова, И. В., Ермаков, П. Н., Годунов, М. В., и Данченко, И. В. (2021). Психология стратегий смыслообразования: полимодальность каузальных образов и выбор в условиях неопределенности. Кредо.

5. Асмолов, А. Г. (2007). Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека (3-е изд., испр. и доп). Смысл; Издательский центр «Академия».

6. Асмолов, А. Г., Братусь, Б. С., Зейгарник, Б. В., Петровский, В. А., Субботский, Е. В., Хараш, А. У., и Цветкова, Л. С. (1979). О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. Вопросы психологии, 4, 35–76.

7. Василюк, Ф. Е. (1984). Психология переживания. МГУ.

8. Волков, П. В. (2004). Психологический лечебник . Руководство по профилактике душевных расстройств. РИПОЛ классик.

9. Выготский, Л. С. (1956). Избранные психологические произведения. Издательство Академии педагогических наук РСФСР.

10. Годунов, М. В. (2022). Стратегии смыслообразования личности в условиях информационной неопределенности: преадаптивный и адаптивный подход [докторская диссертация]. ДГТУ.

11. Гусев, А. Н. (2004). Психофизика сенсорных задач: Системно-деятельностный анализ поведение человека в ситуации неопределенности. Издательство Московского университета; УМК «Психологи».

12. Джендлин, Ю. Д. (2000). Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями (А. С. Ригина, пер. с англ.). Независимая фирма «Класс». (Оригинал опубликован в 1996 г.).

13. Дружинин, В. Н. (1994). Структура и логика психологического исследования (2-е изд., испр.). ИПРАН.

14. Карпинский, К. В. (2019). Психология смысложизненного кризиса : монография. ГрГУ.

15. Левин, К. (2001). Динамическая психология: Избранные труды. Смысл.

16. Леонтьев, А. Н. (2004). Деятельность. Сознание. Личность. Смысл; Издательский центр «Академия».

17. Леонтьев, А. Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность. Политиздат.

18. Леонтьев, Д. А. (2003). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности (2-е изд., испр.). Смысл.

19. Магомед-Эминов, М. Ш. (1998). Трансформация личности. Психоаналитическая Ассоциация.

20. Серый, А. В. (2003). Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов. В «Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». Выпуск 2. Кузбассвузиздат.

21. Субботский, Е. В. (1977). Изучение у ребенка смысловых образований. Вестник Московского университета, 1, 62–72.

22. Тихомиров, О. К. (1984). Психология мышления : Учебное пособие. Издательство Московского университета.

23. Ухтомский, А. А. (1978). Избранные труды. Наука.

24. Шпет, Г. Г. (1996). Явление и смысл: феноменология как основная наука и ее проблемы. Водолей.

25. Allport, G. W. (1935). Attitudes. In C. Murchison (ed.) A handbook of social psychology (P. 798–844). Clark University Press.

26. Csikszentmihalyi, M. (1990). Flow: The Psychology of Optimal Experience. Harper Perennial.

27. Katz, D., & Stotland, E. (1959). A preliminary statement to a theory of attitude structure and change. In S. Koch (ed.) Psychology: a study of a science (P. 423–475). McGraw-Hill.

28. Maddi, S. R. (1983). Existential Analysis. In R. Harre, R. Lamb (eds.) The encyclopedic dictionary of psychology (P. 223–224). Blackwell.

29. McGuire, W. J. (1974). Attitudes. In Encyclopaedia Britannica (P. 360–363). Chicago.

30. Phenix, P. (1964). Realms of meaning: a philosophy of the curriculum for general education. McGraw-Hill.Russ.)


Рецензия

Для цитирования:


Заболотько А.А., Дятлова Л.А. Деформация устойчивого смыслового образования и ее отличие от трансформации в переживании ситуации жизненного кризиса. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(3):20-33. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-20-33

For citation:


Zabolotko A.A., Dyatlova L.A. Deformation of Stable Meaning Formation and Its Difference from Transformation in Experiencing a Situation of Life Crisis. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(3):20-33. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-20-33

Просмотров: 110


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+