Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Теоретико-эмпирические обоснования разработки опросника «Субъективная оценка лукизма в юморе»

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-77-88

Аннотация

   Введение. В работе рассматривается проблема лукизма (дискриминации по внешнему облику) на примере оценки юмористических постов и мемов, которые в различных социальных ситуациях могут выступать как триггеры лукизма. С целью диагностики чувствительности к лукизму в шутках нами была предпринята попытка подготовить базовое описание будущей структуры методики, проверив ряд положений, полученных другими авторами в отношении различного типа шуток. Новизна исследования заключается в описании этапов подготовки стимульного материала, позволяющего изучить особенности восприятия юмора, который высмеивает особенности внешнего облика, и чувствительность к подобным шуткам в зависимости от опыта респондента (в качестве жертвы или свидетеля).

   Цель. Проверить ряд предположений, которые являются необходимыми для разработки опросника, позволяющего изучить субъективную оценку лукизма в юморе.

   Материалы и методы. Исследование проходило в пять этапов, всего в исследовании приняло участие 410 человек (54 мужчины, 356 женщин), в возрасте от 19 до 46 лет, каждый этап включал рассмотрение различных компонентов восприятия и оценки юмора с точки зрения восприятия его как обидного/содержащего лукизм.

   Результаты исследования. На каждом этапе выявлены особенности восприятия юмористических постов, которые распространяются в социальных сетях. Выявлено, что способ оформления (текстовый, тексто-визуальный, а также особенности использования различных визуальных компонентов), а кроме того, личный опыт респондентов, столкнувшихся с ситуациями проявления лукизма, и самооценка внешнего облика респондентов оказывают влияние на восприятие шутки как содержащей или не содержащей лукизм, а также прогнозирование оценки ее
другими людьми как «обидной».

   Обсуждение результатов. Рассматривая мемы как сложные, многоуровневые тексты идентичности, мы видим в них существенный потенциал изучения социальных норм, стереотипов и установок о внешнем облике и чувствительности к оценке его как «нестандартного» и мишени для шуток. На эмпирическом уровне нами выявлен ряд требований к выбору шуток для включения их в опросник: унифицированность оформления, использование «бранных слов», визуальное содержание (изображение «реалистичных людей») и т. д. Также представлена примерная структура будущего опросника.

Об авторе

Д. В. Погонцева
Южный федеральный университет
Россия

Дарья Викторовна Погонцева, кандидат психологических наук, доцент

кафедра социальной психологии

344006; ул. Большая Садовая, 105/42; Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Белозерова, Г. В., и Шелехов, И. Л. (2021). Ирония и сарказм как личностные характеристики. В Сибирская психология: между прошлым и будущим : Сборник научных статей кафедры психологии развития личности Томского государственного педагогического университета (С. 290–296). Томский государственный педагогический университет.

2. Бочаров, А. Б., и Демидов, М. О. (2020). Мемы, мем-вирусы: их сущность и распространение в инфосфере и медийном пространстве. Управленческое консультирование, 9, 92–100. doi: 10.22394/1726-1139-2020-9-92-100

3. Григорьева, И. В., Стефаненко, Е. А., Иванова, Е. М., Олейчик, И. В., и Ениколопов, С. Н. (2014). Влияние копинг-юмора на социальную тревожность при шизофрении. Национальный психологический журнал, 2(14), 80–87. doi: 10.11621/npj.2014.0210

4. Закирова, Ф. А. (2009). Словник оскорбительных слов. Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю.

5. Исаева, А. Н. (2021). «Бестелесность» личности в условиях виртуальной культуры. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(3), 491–505. doi: 10.17323/1813-8918-2021-3-491-505

6. Канашина, С. В. (2015). Семиотическая природа интернет-мема. Интернет-мем как симулякр. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 22(733), 118–125.

7. Капитанова, Е. В., и Лабунская, В. А. (2023). О взаимосвязи выраженности социальной фрустрированности и самооценок внешнего облика у молодых людей. Познание и переживание, 4(2), 38–54. doi: 10.51217/cogexp_2023_04_02_03

8. Лабунская, В. А. (2023). Социально-демографические факторы в структуре взаимосвязей между самооценками внешнего облика и оценками субъективного благополучия. Российский психологический журнал, 20(3), 255–273. doi: 10.21702/rpj.2023.3.14

9. Лабунская, В. А. (2018). Оценка мигрантами себя в качестве «мишеней» дискриминации как принятия ими наблюдаемого этнолукизма. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, 3(3(11)), 97–111.

10. Мартин, Р. (2009). Психология юмора. Питер.

11. Марченко, Т. В. (2023). Взаимодействие форм прецедентности в синестетических полимодальных единицах: мемы в чувствах и чувства в мемах. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 1, 210–224. doi: 10.29025/2079-6021-2023-1-210-224

12. Михайлова, О. Р. (2019). Когда оскорбление воспринимается как шутка? Персональные и ситуативные факторы отключения моральной ответственности свидетеля кибербуллинга. Журнал социологии и социальной антропологии, 27(2), 55–92. doi: 10.31119/jssa.2019.22.2.3

13. Погонцева, Д. В. (2021). Лукизм и шейминг женщин в послеродовой период. Мир науки. Педагогика и психология, 9(4).

14. Погонцева, Д. В. (2011). Проблема точности оценки собственного тела и представление о красивом теле. Вісник Одеського національного університету. Психологія, 16(12), 178–182.

15. Погонцева, Д. В. (2022). Лукизм как частный случай языка вражды. International journal of medicine and psychology, 5(5), 122–126.

16. Рягузова, Е. В. (2015). Социокультурная обусловленность восприятия внешности незнакомого Другого. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, 4(2), 166–170.

17. Смирнова, О. В. (2021). От гендерной дискриминации к гендерному конфликту: результаты анализа интернет-мемов. Гендер и СМИ, 10, 106–129.

18. Титлова, А. С. (2021). Шейминг в онлайн-комментарии как следствие анонимности интернет-коммуникации. Тенденции развития науки и образования, 71–4, 60–63. doi: 10.18411/lj-03-2021-135

19. Altahmazi, T. (2024). Humorous but Hateful: Linguistic impoliteness and visual dysphemism in anti-Muslim memes. Internet Pragmatics, 7, 1–33. doi: 10.1075/ip.00106.alt

20. Ayele, S., Cecchetti, L., & Reber, R. (2023). Ingredients for a Good Meme: Cognitive, Emotional, and Social Factors of Internet Meme Appreciation [Preprint]. doi: 10.31234/osf.io/xdn9m

21. Benner, A., Alers-Rojas, F., Lopez, B., & Chen, S. (2024). “Some people will tell jokes to you; some people be racist”: A mixed-method examination of racist jokes and adolescents’ well-being. Child development, 1–14. doi: 10.1111/cdev.14095

22. Cuadrado-Gordillo, I., & Antelo, I. (2019). Analysis of Moral Disengagement as a Modulating Factor in Adolescents’ Perception of Cyberbullying. Frontiers in Psychology, 10. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01222

23. Horisk, C. (2024). Dangerous Jokes: How Racism and Sexism Weaponize Humor. Oxford University Press. doi: 10.1093/oso/9780197691496.001.0001

24. Prusaczyk, E., & Hodson, G. (2020). “To the moon, Alice”: Cavalier humor beliefs and women’s reactions to aggressive and belittling sexist jokes. Journal of Experimental Social Psychology, 88, 103973. doi: 10.1016/j.jesp.2020.103973

25. Salcudean, M. (2020). Visual Humor through Internet Memes (II) From harmless humour to the discriminatory potential of (anti)memes. Case Study: “The Transgender Bathroom Debate”. Transilvania, 11–12, 94–100. doi: 10.51391/trva.2020.12.12

26. Sari, S. (2016). Was it just joke? Cyberbullying perpetrations and their styles of humor. Computers in Human Behavior, 54, 555–559. doi: 10.1016/j.chb.2015.08.053

27. Schmid, U. K. (2023). Humorous hate speech on social media: A mixed-methods investigation of users’ perceptions and processing of hateful memes. New Media & Society. doi: 10.1177/14614448231198169

28. Wiggins, B., & Bowers, G. B. (2014). Memes as genre: A structural analysis of the memescape. New Media & Society. doi: 10.1177/1461444814535194

29. Zappavigna, M., Drysdale, K., Newman, Ch., & Newton, G. (2022). More than Humor: Memes as Bonding Icons for Belonging in Donor-Conceived People. Social Media + Society, 8(1). doi: 10.1177/20563051211069055

30. Zhang, B., & Pinto, J. (2021). Changing the World One Meme at a Time: The Effects of Climate Change Memes on Civic Engagement Intentions. Environmental Communication, 15(6), 749–764. doi: 10.1080/17524032.2021.1894197

31. Zhu, H., Ou, Y., & Zhu, Z. (2022). Aggressive humor style and cyberbullying perpetration: Normative tolerance and moral disengagement perspective. Frontiers in Psychology, 13, 1095318. doi: 10.3389/fpsyg.2022.1095318


Рецензия

Для цитирования:


Погонцева Д.В. Теоретико-эмпирические обоснования разработки опросника «Субъективная оценка лукизма в юморе». Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(3):77-88. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-77-88

For citation:


Pogontseva D.V. Theoretical and Empirical Justifications for The Development of the Questionnaire “Subjective Evaluation of Lukism in Humor”. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(3):77-88. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-77-88

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+