Профессиональная компетентность педагогов колледжа: ее вклад в формирование навыков социального взаимодействия у обучающихся инклюзивных групп
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-101-110
Аннотация
Введение. В статье рассматривается теоретико-методологический аспект повышения квалификации педагогов среднего профессионального образования. Анализ практики работы колледжей позволил выявить проблемы, связанные с методическим обеспечением, регламентирующим работу преподавателей в инклюзивных группах,
недостаточный уровень профессиональной компетентности некоторых педагогов в вопросах психолого-педагогического сопровождения особых студентов, трудности в организации работы по формированию навыков социального взаимодействия у обучающихся инклюзивных групп и др. В научной литературе при этом существует недостаток исследований по теме профессиональной компетентности педагогов колледжей, в частности явно недостаточно освещен вопрос влияния уровня компетентности педагогов на формирование навыков социального взаимодействия обучающихся.
Цель. Изучить профессиональную компетентность педагогов колледжа в вопросах формирования навыков социального взаимодействия у обучающихся инклюзивных групп и разработать содержание программы повышения квалификации для преподавателей.
Материалы и методы. В исследовании использованы диагностические процедуры, направленные на изучение профессиональной компетентности педагогов колледжа в вопросах формирования навыков социального взаимодействия у обучающихся инклюзивных групп: анкета, неформальная беседа, наблюдение за проведением занятий, адаптированные методики «Оценка педагогической культуры педагога» (Е. В. Бондаревская, Т. Ф. Белоусова), «Барьеры в педагогической деятельности», «Оценка готовности педагога к профессионально-педагогическому саморазвитию» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).
Результаты исследования. Эксперимент показал, что педагоги имеют недостаточный уровень профессиональной компетентности в вопросах формирования навыков социального взаимодействия у обучающихся инклюзивных групп. Авторами разработана программа повышения профессиональной компетентности педагогов колледжа. В результате ее освоения преподаватели расширили представления о психологических особенностях студентов с особыми образовательными потребностями и овладели методами и приемами организации эффективного социального взаимодействия обучающихся инклюзивных групп.
Обсуждение результатов. Результаты повторного диагностического исследования показали, что апробация программы повышения квалификации способствовала повышению уровня компетентности педагогов колледжа в рамках имеющейся квалификации, необходимой для профессиональной деятельности в условиях инклюзии. Представленная программа повышения квалификации может быть рекомендована в системе подготовки и переподготовки педагогов среднего профессионального образования.
Об авторе
Н. Н. МанохинаРоссия
Надежда Николаевна Манохина, старший преподаватель
кафедра дефектологии и инклюзивного образования
344003; пл. Гагарина, 1; Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Бондаревская, Е. В., и Белоусова Т. Ф. (1995). Основы педагогической культуры учителя. Ростовский государственный педагогический университет.
2. Гавриленко, Е. Р. (2002). Педагогические условия управления повышением квалификации преподавателей колледжа. Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.
3. Казымова, Т. С. (2016). Теоретические основы процесса повышения квалификации преподавателя: его сущность, структурообразующие компоненты готовности и принципы. Современные проблемы науки и образования, 6.
4. Кандаурова, А. В. (2013). К вопросу о структуре социального взаимодействия. Вестник Нижневартовского государственного университета, 4, 62–66.
5. Лисовская, Т. В., Скуратовская, М. Л., и Богуславская, В. Ф. (2023). Стратегические направления совершенствования процесса абилитации лиц с инвалидностью. Российский психологический журнал, 20(4), 257–273.
6. Манохина, Н. Н. (2022). Теоретико-методологический аспект формирования навыков социального взаимодействия у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования. Мир науки. Педагогика и психология, 10(3).
7. Романовская, И. А., и Хафизуллина, И. Н. (2014). Развитие инклюзивной компетентности учителя в процессе повышения квалификации. Современные проблемы науки и образования, 4.
8. Скуратовская, М. Л., Юрловская, И. А., и Тубеева, Ф. К. (2022). Формирование мотивации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Современные технологии в образовании, 22, 179–186.
9. Узунова, Г. П. (2023). Технология информационно-методического сопровождения профессионального роста преподавателя колледжа. ЦИТИСЭ, 2, 372–381. doi: 10.15350/2409-7616.2023.2.32
10. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., и Мануйлов, Г. М. (2002). Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. ИИП.
11. Фролова, О. С., и Абдалина, Л. В. (2017). Инновационная компетенция педагога: условия формирования в процессе внутришкольного повышения квалификации. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 4, 47–50.
12. Ямбаев, Р. Р. (2003). Теоретико-методические аспекты повышения квалификации преподавателей социальных и технических дисциплин среднего профессионального образования. Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.
13. Alemán, C. G. (2017). Las reformas en la educación superior pública en México: rupturas y continuidades. Revista de la Educación Superior, 46(182), 117–119.
14. Berdnikova, N., Abashina, N., Klimkina, Е., & Manokhina, N. (2021) The preparation of students of the pedagogical college for professional activities with children with severe speech disorders. In E3S Web of Conferences. 14<sup>th</sup> International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021 (P. 1002–1010). EDP Sciences
15. Jones, D. (2015). All the moments of our lives: self-archiving from Christian Boltanski to lifelogging. Archives and Records: The Journal of the Archives and Records Association, 36(1), 29–41. doi: 10.1080/23257962.2015.1010149
16. León, A. P., Urquijoa, R. V. E., & Salvoc, C. A. (2014). Estrategias de aprendizaje en educación superior en un modelo curricular por competencias. Revista de la Educación Superior 43(172), 123–144. doi: 10.1016/j.resu.2015.03.012
17. Danciu, L. E. (2011). The process of formation and perfection of teachers between hope and reality. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 30, 2204–2209. doi: 10.1016/j.sbspro.2011.10.429
18. Marqués, J. G., & Mapas, C. P. (2017). Mapas conceptuales y simulaciones en un sistema informático para la enseñanza de la Psicología. European Journal of Education and Psychology, 10(1), 33–39. doi: 10.30552/ejep.v10i1.130
19. Parker, С. А., & Bickmore, К. (2012). Conflict management and dialogue with diverse students: novice teachers’ approaches and concerns. Journal of Teaching and Learning, 8(2), 47–64. doi: 10.22329/jtl.v8i2.3313
20. Seligman, M. E. P., & Csikszentmihalyi, M. (2000). Positive psychology: An introduction. American Psychologist, 55(1), 5–14. doi: 10.1037/0003-066X.55.1.5
21. Sanci, L. (2020). The integration of innovative technologies to support improving adolescent and young adult health. Journal of Adolescent Health, 67(2), S1–S2. doi: 10.1016/j.jadohealth.2020.05.017
22. Yunsong, C., & Xiaoguang, F. (2019). Subjective social status, income inequality and subjective perceptions of mobility (2003–2013)*. Social Sciences in China, 40(3), 70–88. doi: 10.1080/02529203.2019.1595063
Рецензия
Для цитирования:
Манохина Н.Н. Профессиональная компетентность педагогов колледжа: ее вклад в формирование навыков социального взаимодействия у обучающихся инклюзивных групп. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(3):101-110. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-101-110
For citation:
Manokhina N.N. Professional Competence of College Teachers: her Contribution to the Formation of skills of Social Interaction Skills Among Students of Inclusive Groups. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(3):101-110. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-101-110