Взаимосвязь биологических и средовых факторов с социальной изоляцией на примере хикки и dead inside
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-9-20
EDN: AJTGZN
Аннотация
Введение. Статья посвящена исследованию комплекса факторов, приводящих к добровольной самоизоляции молодежи в России. В ряде зарубежных исследований был задокументирован добровольный отказ от социальной жизни и стремление к полной социальной изоляции среди молодых людей. Впервые этот феномен был описан в Японии и обозначен как «хикикомори», на российских выборках этот феномен исследован мало. Многие из хикикомори не имели психических расстройств, объясняющих их затворничество, в связи с чем была предложена комплексная биопсихосоциальная модель формирования такого дезадаптивного поведения.
Цель. Проверить причинно-следственную связь между социальным исключением, особенностями нервной системы и типом привязанности у представителей субкультур хикки и dead inside.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 68 человек (48 женщин и 20 мужчин). Из них условная норма – 36 человек, dead inside – 20, хикки – 12. Для оценки особенностей нервной системы была использована экспресс-диагностика типов нервной системы на основе методики диагностики темперамента Я. Стреляу; для исследования типов привязанности применялась методика «Самооценка генерализованного типа привязанности» в адаптации Т. В. Казанцевой; для исследования детско-родительских отношений – авторская анкета. В качестве методов статистической обработки данных использовались корреляционный и регрессионный анализ. Результаты исследования. В результате исследования была подтверждена биопсихосоциальная модель социальной изоляции, являющейся результатом особенностей нервной системы, взаимосвязанных с формированием отношений с родителями и типом привязанности, что, в свою очередь, связано с формированием отношений со сверстниками.
Обсуждение результатов. По результатам исследования было обнаружено, что предикторами социального затворничества хикикомори являются повышенная возбудимость нервной системы, превращающая любые социальные контакты в болезненные, тогда как представители dead inside, напротив, переживают слишком слабые реакции на внешние и внутренние раздражители, что также влияет на социальную адаптацию.
Об авторах
С. И. ПынзаруРоссия
Сергей Ионович Пынзару, студент факультета психологии кафедры социальной психологии
115191, Москва, 4-й Рощинский проезд, 9А
А. В. Громова
Россия
Анастасия Владимировна Громова, аспирант
115191, Москва, 4-й Рощинский проезд, 9А
И. Ю. Суворова
Россия
Ирина Юрьевна Суворова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии
115191, Москва, 4-й Рощинский проезд, 9А
Список литературы
1. Казанцева, Т. В. (2011). Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности [докторская диссертация]. СПБГУ.
2. Микаэлян, Л. Л. (2020). Роль надежной привязанности в терапии травмы. Эмоционально-фокусированный подход. Психология и психотерапия семьи, 1, 12–33. https://doi.org/10.24411/2587-6783-2020-10007
3. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы (1988). Издательство Московского университета.
4. Саркисян, Е. Р., и Суворова, И. Ю. (2022). Анализ нарративной идентичности как способ исследования кризиса взрослости. Российский психологический журнал, 19(3), 6–20. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.3.1
5. Суворова, И. Ю., Глебов, В. В., и Ван, Х. (2021). Исследование особенностей нарративной идентичности русских и китайских студентов. Социальная психология и общество, 12(4), 93–113. https://doi.org/10.17759/sps.2021120406
6. Ященко, А. А. (2022). Субкультура Dead Inside: характеристика типичного представителя. В Научный поиск курсантов: Сборник материалов Международной научной конференции (С. 464–465). Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
7. Bosquet, M., & Egeland, B. (2006). The development and maintenance of anxiety symptoms from infancy through adolescence in a longitudinal sample. Development and psychopathology, 18(2), 517–550. https://doi.org/10.1017/S0954579406060275
8. Caramaschi, D., de Boer, S. F., & Koolhaas, J. M. (2008). Is hyper-aggressiveness associated with physiological hypoarousal? A comparative study on mouse lines selected for high and low aggressiveness. Physiology & behavior, 95(4), 591–598. https://doi.org/10.1016/j.physbeh.2008.08.019
9. Chabrol, H., & Leichsenring, F. (2006). Borderline personality organization and psychopathic traits in nonclinical adolescents: Relationships of identity diffusion, primitive defense mechanisms and reality testing with callousness and impulsivity traits. Bulletin of the Menninger Clinic, 70(2), 160–170. https://doi.org/10.1521/bumc.2006.70.2.160
10. Hattori, Y. (2006). Social withdrawal in Japanese youth: a case study of thirty-five hikikomori clients. Journal of Trauma Practice, 4(3–4), 181–201. https://doi.org/10.1300/J189v04n03_01
11. Honk, J. V., & Schutter, D. J. (2006). From affective valence to motivational direction: the frontal asymmetry of emotion revised. Psychological Science, 17(11), 963–965. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2006.01813.x
12. Kondo, N., Sakai, M., Kuroda, Y., Kiyota, Y., Kitabata, Y., & Kurosawa, M. (2013). General condition of hikikomori (prolonged social withdrawal) in Japan: psychiatric diagnosis and outcome in mental health welfare centres. The International journal of social psychiatry, 59(1), 79–86. https://doi.org/10.1177/0020764011423611
13. Koyama, A., Miyake, Y., Kawakami, N., Tsuchiya, M., Tachimori, H., Takeshima, T. (2010). Lifetime prevalence, psychiatric comorbidity and demographic correlates of “hikikomori” in a community population in Japan. Psychiatry research, 176(1), 69–74. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2008.10.019
14. Krieg, A., & Dickie, J. R. (2013). Attachment and hikikomori: A psychosocial developmental model. International Journal of Social Psychiatry, 59(1), 61–72. https://doi.org/10.1177/0020764011423182
15. Lee, Y. S., Lee, J. Y., Choi, T. Y., & Choi, J. T. (2013). Home visitation program for detecting, evaluating and treating socially withdrawn youth in Korea. Psychiatry and Clinical Neurosciences, 67(4), 193–202. https://doi.org/10.1111/pcn.12043
16. McLean, K. C., & Pratt, M. W. (2006). Life’s little (and big) lessons: identity statuses and meaning-making in the turning point narratives of emerging adults. Developmental psychology, 42(4), 714. https://doi.org/10.1037/0012-1649.42.4.714
17. Nijenhuis, E. R. S., & Van der Hart, O. (2011). Dissociation in trauma: A new definition and comparison with previous formulations. Journal of Trauma & Dissociation, 12(4), 416–445. https://doi.org/10.1080/15299732.2011.570592
18. Ovejero, S., Caro-Cañizares, I., de León-Martínez, V., & Baca-Garcia, E. (2014). Prolonged social withdrawal disorder: a hikikomori case in Spain. International Journal of Social Psychiatry, 60(6), 562–565. https://doi.org/10.1177/0020764013504560
19. Reinders, A. A. T. S., Willemsen, A. T. M., den Boer, J. A., Vos, H. P. J., Veltman, D. J., & Loewenstein, R. J. (2014). Opposite brain emotion-regulation patterns in identity states of dissociative identity disorder: a PET study and neurobiological model. Psychiatry Research: Neuroimaging, 223(3), 236–243. https://doi.org/10.1016/j.pscychresns.2014.05.005
20. Saito, T. (2013). Hikikomori: Adolescence without End. University of Minnesota Press.
21. Teo, A. R. (2010). A new form of social withdrawal in Japan: a review of hikikomori. International journal of social psychiatry, 56(2), 178–185.
22. Teo, A. R. (2013). Social isolation associated with depression: A case report of hikikomori. International Journal of Social Psychiatry, 59(4), 339–341.
Рецензия
Для цитирования:
Пынзару С.И., Громова А.В., Суворова И.Ю. Взаимосвязь биологических и средовых факторов с социальной изоляцией на примере хикки и dead inside. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(4):9-20. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-9-20. EDN: AJTGZN
For citation:
Pynzaru S.I., Gromova A.V., Suvorova I.Y. Relationship of Biological and Environmental Factors with Social Isolation Using Hikki and Dead Inside as Examples. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(4):9-20. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-9-20. EDN: AJTGZN