Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Изменение смысложизненных ориентаций и ценностей у женщин в связи с рождением ребенка

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-53-61

EDN: YXZNZG

Аннотация

Введение. Беременность и рождение ребенка оказывают глубокое влияние на женщину. Эти события являются нормальным жизненным кризисом, который присутствует у большинства женщин и приводит к резкой потере ощущения устойчивости. В этот период в основе перестройки личности женщины лежат психологические закономерности, сходные с закономерностями нормального психического развития. Таким образом, беременность выступает как биологическая предпосылка изменения ее жизни. С точки зрения эмпирической психологической составляющей, специфика смысложизненных ориентаций и ценностей у женщин в связи с рождением ребенка является достаточно разнообразной, но малоизученной.

Цель. Изучение изменений в смысложизненных и ценностных ориентациях у женщин в период от этапа планирования беременности до начала материнства.

Материалы и методы. В ходе исследования применялись: тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева (методика СЖО); методика «Ценностные ориентации» Ш. Шварца (адаптированная В. Н. Карандашевым). Методы статистической обработки данных применялись с помощью программы R при расчете t-критерия Стьюдента для изучения достоверности различий в данных между этапами.

Результаты исследования. Существуют достоверно значимые различия в смысложизненных ориентациях у женщин, готовящихся к беременности и уже у родивших. Специфика преобладающих ценностных ориентаций отличается у женщин, готовящихся к беременности и уже у родивших женщин. Среди ценностей у женщин, готовящихся к родам, доминируют такие, как «власть», «достижения», «стимуляция», а у женщин, родивших ребенка показатели выше по шкалам «универсализм» и «конформность».

Обсуждение результатов. В ходе исследования было выявлено, что комплекс ценностных и смысложизненных ориентаций существенно трансформируется у женщин в ходе беременности и после родов, что вызывает преобразование системы ценностей по отношению к себе, ребенку и окружающей действительности. На основании полученных результатов возможно разработать и внедрить комплекс мероприятий, направленных на принятие новой системы ценностей и образа жизни женщин на первых этапах материнства.

Об авторах

В. Н. Власова
Ростовский государственный медицинский университет
Россия

Виктория Николаевна Власова, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики

344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29



С. Н. Власов
Ростовский государственный медицинский университет
Россия

Сергей Николаевич Власов, студент 4 курса лечебно-профилактического факультета

344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29



Список литературы

1. Болучевская, В. В., Позднякова, А. Н., и Шимбарева, А. М. (2018). Психологическая готовность к материнству у женщин в разных возрастных периодах. Форум, 3 (15), 96–100.

2. Карандашев, В. Н. (2004). Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Речь.

3. Кельмансон, И. А. (2018). Перинатология и перинатальная психология (2-е изд., доп.). СпецЛит.

4. Корниенко, Д. С., Радостева, А. Г., и Дериш, Ф. В. (2018). Отношение матери к будущему ребенку и характеристика внутрисемейных отношений в связи с возрастом, опытом материнства и планированием беременности. В Психологические проблемы современной семьи. Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции, (С. 459–464).

5. Леонтьев, Д. А. (1992). Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Смысл.

6. Лысенко, О. Ф., и Сафонова, М. В. (2020). Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования психологической готовности к материнству. Педагогическое образование в России, 6, 218–223. https://doi.org/10.26170/po20-06-25

7. Мазурчук, Н. И., Мазурчук, Е.О., и Малинок, А. И. (2021). Ценностное отношение к материнству у женщин России и Белоруссии. Педагогическое образование в России, 2, 161–167. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_19

8. Саночкина, А. В. (2020). Формирование психологической готовности к материнству у современных женщин. В Концепции современного образования: системные изменения и перспективные направления развития. Сборник научных трудов (С. 162–165). СитИвент.

9. Саночкина, А. В., Васягина, Н. Н., и Игнатжева, С. (2021). Специфика самосознания матерей, ориентированных на онлайн психолого-педагогическое сопровождение. Педагогическое образование в России, 1, 96–104. https://doi.org/10.12345/2079-8717_2021_01_12

10. Сидоров, П. И., Чумакова, Г. Н., и Щукина, Е. Г. (2015). Перинатальная психология: учебное пособие. СпецЛит. Bleidorn, W., Buyukcan-Tetik, A., Schwaba, T., van Scheppingen, M. A., Denissen, J. J. A., & Finkenauer, C. (2016).

11. Stability and change in self-esteem during the transition to parenthood. Social Psychological and Personality Science, 7(6), 560–569. https://doi.org/10.1177/1948550616646428

12. Byrne, V., Egan, J., Mac Neela, P., & Sarma, K. (2017). What about me? The loss of self through the experience of traumatic childbirth. Midwifery, 51(1–11). https://doi.org/10.1016/j.midw.2017.04.017

13. Dencker, A., Bergqvist, L., Berg, M., Greenbrook, J. T. V., Nilsson, C., & Lundgren, I. (2020). Measuring women’s experiences of decision-making and aspects of midwifery support: A confirmatory factor analysis of the revised childbirth experience questionnaire. BMC Pregnancy and Childbirth, 20, 199. https://doi.org/10.1186/s12884-020-02869-0

14. Hall, C. (2016). Womanhood as experienced in childbirth: Psychoanalytic explorations of the body. Psychoanalytic Social Work, 23(1), 42–59. https://doi.org/10.1080/15228878.2015.1073161

15. Karlsdottir, S. I., Sveinsdottir, H., Kristjansdottir, H., Aspelund, T., & Olafsdottir, O. A. (2018). Predictors of women’s positive childbirth pain experience: findings from an Icelandic national study. Women and birth: journal of the Australian College of Midwives, 31(3), e178–e184. https://doi.org/10.1016/j.wombi.2017.09.007

16. Parfilova, G. G., Mazurchuk, E. O., & Suvorova, K. R. (2016). Training biological family in the process of implementation of the program of psychological and pedagogical support. International Journal of Environmental & Science Education, 11(3), 217–224. https://doi.org/10.12973/ijese.2016.305a

17. Olza, I., Leahy-Warren, P., Benyamini, Y., Kazmierczak, M., Karlsdottir, S. I., Spyridou, A., Crespo-Mirasol, E., Takács, L., Hall, P. J., Murphy, M., Jonsdottir, S. S., Downe, S., & Nieuwenhuijze, M. J. (2018). Women’s psychological experiences of physiological childbirth: A meta-synthesis. BMJ Open, 8(10), e020347. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2017-020347

18. Preis, H., Lobel, M., & Benyamini, Y. (2019). Between Expectancy and Experience: Testing a Model of Childbirth Satisfaction. Psychology of Women Quarterly, 43(1), 105–117. https://doi.org/10.1177/0361684318779537


Рецензия

Для цитирования:


Власова В.Н., Власов С.Н. Изменение смысложизненных ориентаций и ценностей у женщин в связи с рождением ребенка. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(4):53-61. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-53-61. EDN: YXZNZG

For citation:


Vlasova V.N., Vlasov S.N. Changes in Women’s Meaning-Life Orientations and Values in Connection with Childbirth. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(4):53-61. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-53-61. EDN: YXZNZG

Просмотров: 151


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+