Изменение смысложизненных ориентаций и ценностей у женщин в связи с рождением ребенка
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-53-61
EDN: YXZNZG
Аннотация
Введение. Беременность и рождение ребенка оказывают глубокое влияние на женщину. Эти события являются нормальным жизненным кризисом, который присутствует у большинства женщин и приводит к резкой потере ощущения устойчивости. В этот период в основе перестройки личности женщины лежат психологические закономерности, сходные с закономерностями нормального психического развития. Таким образом, беременность выступает как биологическая предпосылка изменения ее жизни. С точки зрения эмпирической психологической составляющей, специфика смысложизненных ориентаций и ценностей у женщин в связи с рождением ребенка является достаточно разнообразной, но малоизученной.
Цель. Изучение изменений в смысложизненных и ценностных ориентациях у женщин в период от этапа планирования беременности до начала материнства.
Материалы и методы. В ходе исследования применялись: тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева (методика СЖО); методика «Ценностные ориентации» Ш. Шварца (адаптированная В. Н. Карандашевым). Методы статистической обработки данных применялись с помощью программы R при расчете t-критерия Стьюдента для изучения достоверности различий в данных между этапами.
Результаты исследования. Существуют достоверно значимые различия в смысложизненных ориентациях у женщин, готовящихся к беременности и уже у родивших. Специфика преобладающих ценностных ориентаций отличается у женщин, готовящихся к беременности и уже у родивших женщин. Среди ценностей у женщин, готовящихся к родам, доминируют такие, как «власть», «достижения», «стимуляция», а у женщин, родивших ребенка показатели выше по шкалам «универсализм» и «конформность».
Обсуждение результатов. В ходе исследования было выявлено, что комплекс ценностных и смысложизненных ориентаций существенно трансформируется у женщин в ходе беременности и после родов, что вызывает преобразование системы ценностей по отношению к себе, ребенку и окружающей действительности. На основании полученных результатов возможно разработать и внедрить комплекс мероприятий, направленных на принятие новой системы ценностей и образа жизни женщин на первых этапах материнства.
Ключевые слова
Об авторах
В. Н. ВласоваРоссия
Виктория Николаевна Власова, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики
344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29
С. Н. Власов
Россия
Сергей Николаевич Власов, студент 4 курса лечебно-профилактического факультета
344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29
Список литературы
1. Болучевская, В. В., Позднякова, А. Н., и Шимбарева, А. М. (2018). Психологическая готовность к материнству у женщин в разных возрастных периодах. Форум, 3 (15), 96–100.
2. Карандашев, В. Н. (2004). Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Речь.
3. Кельмансон, И. А. (2018). Перинатология и перинатальная психология (2-е изд., доп.). СпецЛит.
4. Корниенко, Д. С., Радостева, А. Г., и Дериш, Ф. В. (2018). Отношение матери к будущему ребенку и характеристика внутрисемейных отношений в связи с возрастом, опытом материнства и планированием беременности. В Психологические проблемы современной семьи. Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции, (С. 459–464).
5. Леонтьев, Д. А. (1992). Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Смысл.
6. Лысенко, О. Ф., и Сафонова, М. В. (2020). Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования психологической готовности к материнству. Педагогическое образование в России, 6, 218–223. https://doi.org/10.26170/po20-06-25
7. Мазурчук, Н. И., Мазурчук, Е.О., и Малинок, А. И. (2021). Ценностное отношение к материнству у женщин России и Белоруссии. Педагогическое образование в России, 2, 161–167. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_19
8. Саночкина, А. В. (2020). Формирование психологической готовности к материнству у современных женщин. В Концепции современного образования: системные изменения и перспективные направления развития. Сборник научных трудов (С. 162–165). СитИвент.
9. Саночкина, А. В., Васягина, Н. Н., и Игнатжева, С. (2021). Специфика самосознания матерей, ориентированных на онлайн психолого-педагогическое сопровождение. Педагогическое образование в России, 1, 96–104. https://doi.org/10.12345/2079-8717_2021_01_12
10. Сидоров, П. И., Чумакова, Г. Н., и Щукина, Е. Г. (2015). Перинатальная психология: учебное пособие. СпецЛит. Bleidorn, W., Buyukcan-Tetik, A., Schwaba, T., van Scheppingen, M. A., Denissen, J. J. A., & Finkenauer, C. (2016).
11. Stability and change in self-esteem during the transition to parenthood. Social Psychological and Personality Science, 7(6), 560–569. https://doi.org/10.1177/1948550616646428
12. Byrne, V., Egan, J., Mac Neela, P., & Sarma, K. (2017). What about me? The loss of self through the experience of traumatic childbirth. Midwifery, 51(1–11). https://doi.org/10.1016/j.midw.2017.04.017
13. Dencker, A., Bergqvist, L., Berg, M., Greenbrook, J. T. V., Nilsson, C., & Lundgren, I. (2020). Measuring women’s experiences of decision-making and aspects of midwifery support: A confirmatory factor analysis of the revised childbirth experience questionnaire. BMC Pregnancy and Childbirth, 20, 199. https://doi.org/10.1186/s12884-020-02869-0
14. Hall, C. (2016). Womanhood as experienced in childbirth: Psychoanalytic explorations of the body. Psychoanalytic Social Work, 23(1), 42–59. https://doi.org/10.1080/15228878.2015.1073161
15. Karlsdottir, S. I., Sveinsdottir, H., Kristjansdottir, H., Aspelund, T., & Olafsdottir, O. A. (2018). Predictors of women’s positive childbirth pain experience: findings from an Icelandic national study. Women and birth: journal of the Australian College of Midwives, 31(3), e178–e184. https://doi.org/10.1016/j.wombi.2017.09.007
16. Parfilova, G. G., Mazurchuk, E. O., & Suvorova, K. R. (2016). Training biological family in the process of implementation of the program of psychological and pedagogical support. International Journal of Environmental & Science Education, 11(3), 217–224. https://doi.org/10.12973/ijese.2016.305a
17. Olza, I., Leahy-Warren, P., Benyamini, Y., Kazmierczak, M., Karlsdottir, S. I., Spyridou, A., Crespo-Mirasol, E., Takács, L., Hall, P. J., Murphy, M., Jonsdottir, S. S., Downe, S., & Nieuwenhuijze, M. J. (2018). Women’s psychological experiences of physiological childbirth: A meta-synthesis. BMJ Open, 8(10), e020347. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2017-020347
18. Preis, H., Lobel, M., & Benyamini, Y. (2019). Between Expectancy and Experience: Testing a Model of Childbirth Satisfaction. Psychology of Women Quarterly, 43(1), 105–117. https://doi.org/10.1177/0361684318779537
Рецензия
Для цитирования:
Власова В.Н., Власов С.Н. Изменение смысложизненных ориентаций и ценностей у женщин в связи с рождением ребенка. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(4):53-61. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-53-61. EDN: YXZNZG
For citation:
Vlasova V.N., Vlasov S.N. Changes in Women’s Meaning-Life Orientations and Values in Connection with Childbirth. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(4):53-61. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-53-61. EDN: YXZNZG