Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Начинающие психологи: вхождение в профессию, профессиональные страхи, Я-концепция

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-62-73

EDN: MDPYLL

Аннотация

Введение. Статья направлена на анализ и обобщение выявленных особенностей профессионального самосознания начинающих психологов. Актуальность исследования объясняется возросшим интересом к психологическим услугам, что увеличивает спрос на специалистов в этой области. В связи с этим увеличивается и выпуск молодых психологов учебными заведениями, которые, несмотря на полученное образование, могут откладывать начало работы. Это может объясняться страхами относительно рабочего процесса, которые возникают из-за определённых особенной профессиональной Я-концепции.

Цель. Проанализировать и обобщить данные о специфике вхождения психологов в профессию, которая выражается в особенностях профессиональной Я-концепции.

Феномен профессиональной Я-концепции и его значение в системе профессионального развития личности. Авторы приводят основные теоретические данные относительно феномена Я-концепции личности и его разновидности – профессиональной Я-концепции личности. Так, профессиональная Я-концепция определяется как часть общей Я-концепции, включающая в себя установки человека относительно своей профессии (ее требований, ожиданий общества от нее) и себя в ней (места, роли, своих профессиональных качеств, своих личных качеств, которые необходимы для профессии), которые выражаются в когнитивном, эмоциональном и поведенческом компоненте данного феномена.

Формирование профессиональной Я-концепции и зрелой профессиональной идентичности как желаемого результата развития. Авторы описывают основные этапы развития и изменения профессионального самосознания личности, такие, как этап пробуждения, исследования, консолидации, сохранения и пенсионерства. В качестве основного феномена, отражающего профессиональное самосознание, авторами выделяется профессиональная идентичность, понимаемая как ценностная ориентация индивида на определенную профессию.

Обсуждение результатов. Представления авторов о существовании специфических особенностей профессиональной Я-концепции у начинающих психологов подтверждается данными других исследователей. Среди особенностей профессионального самосознания молодых специалистов выделяется фатализм, несколько пессимистичные взгляды на мир и людей вокруг, завышенные стандарты к специалисту в области психологии и стремление к профессиональному развитию. Авторская позиция выражается в положении, что данные особенности могут приводить к возникновению следующих страхов у молодых специалистов: страх не помочь или помочь неправильно, страх нарушить нормы морали, страх сорваться на клиенте, страх остаться непризнанным, страх раскрыть себя, страх назначить цену за работу, страх изменений.

Об авторах

Д. В. Филиппова
Донской государственный технический университет
Россия

Дина Владимировна Филиппова, старший преподаватель кафедры «Психофизиология и клиническая психология» факультета «Психология, педагогика и дефектология»

344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Д. С. Занин
Московский институт психоанализа
Россия

Дмитрий Сергеевич Занин, доцент кафедры социальной психологии, кандидат педагогических наук

121170, г. Москва, Кутузовский просп., 34, стр. 14



С. А. Ященко
Психологический центр «Свет Маяка»
Россия

Светлана Александровна Ященко, руководитель

344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 103



Список литературы

1. Баженова, А. Н. (2003). Профессиональная деформация личности психолога. Интеграция образования, 2, 145–150.

2. Баляев, С. И., и Рябова, К. Н. (2016). Готовность студентов-психологов к действиям в экстремальных ситуациях. В Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 4-й всероссийской научнопрактической конференции (заочной) с международным участием (С. 443–446). Издательство «Зебра».

3. Бодров, В. А. (2007). Удовлетворенность работой как субъективный показатель профессиональной пригодности. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 3 (40), 24–26.

4. Божович, Е. Д. (2018). Прогнозирование студентами-психологами вида предстоящей профессиональной деятельности. В Л. М. Митина (ред.) Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты (С. 26–29). Издательство «Перо».

5. Валенцова, А. В. (2019). Актуальные психологические проблемы профессионального становления специалистов экстремального профиля. В Экстремальная психология в экстремальном мире: Материалы I Международного молодежного научного форума (С. 40–42). МГППУ.

6. Гасанова, П. Г., и Мугадова, С. Т. (2015). Я-концепция как фактор профессиональной успешности личности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 4 (33), 6–10.

7. Джанерьян, С. Т. (2005). Поведенческие компоненты профессиональной Я-концепции. Научная мысль Кавказа, S2, 23–32.

8. Джанерьян, С. Т. (2007). Функции и поведенческие компоненты типов профессиональной Я-концепции. В Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании (С. 160–165).

9. Таганрогский институт управления и экономики. Ермолаева, М. В., и Пряжников, Н. С. (2017). Профессиональные страхи в психологии и педагогике в представлениях студентов. Мир психологии, 2 (90), 206–218.

10. Зотова, Л. Э., и Сулейманова, С. С. (2015). Профессиональная Я-концепция студентов-психологов на этапе обучения в вузе. В Образование: традиции и инновации: Материалы VIII международной научно-практической конференции (С. 197–200). Издательство WORLD PRESS.

11. Кагосян, Ю. Ю., и Новикова, С. С. (2017). Формирование профессиональной идентичности начинающего психолога. В Дружининские чтения (С. 134–136). Сочинский государственный университет.

12. Климов, Е. А. (2005). Введение в психологию профессионального самоопределения. Академия.

13. Митина, Л. М. (2018). Профессиональная эволюция и карьерный рост современного человека: системный личностно-развивающий подход. В Сборник статей «Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты» (С. 51–52). Издательство «Перо».

14. Петрова, Е. Г., и Паскевский, В. Е. (2019). Теоретические основы изучения профессиональной Я-концепции студентов-психологов. В Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: Материалы II-й Региональной научно-практической конференции (С. 180–188). РГЭУ РИНХ.

15. Реан, А. А. (2002). Психология человека от рождения до смерти. ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК.

16. Рикель, А. (2011). Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1. Психологические исследования, 4(16), 1–14.

17. Тамарская, Н. В., и Новикова, И. С. (2023). Ценностно-смысловая профессиональная Я-концепция студентов педагогического университета: структурно-содержательный аспект. Ярославский педагогический вестник, 4(133), 54–62.

18. Фельдман, И. Л. (2016). Особенности Я-концепции педагогов-психологов. Акмеология, 4 (60), 168–173.

19. Шнейдер, Л. Б. (2001). Профессиональная идентичность: монография. МОСУ.

20. Янченко, И. В. (2013). Положительная профессиональная Я-концепция как фактор успеха в будущей карьере выпускника вуза. В Проблемы и перспективы развития образования: Материалы III Международной научной конференции (С. 129–132). Меркурий.

21. Arthur, D., & Thorne, S. (1998). Professional self-concept of nurses: a comparative study of four strata of nursing students in a Canadian university. Nurse education today, 18(5), 380–388. https://doi.org/10.1016/0021-8634(92)80007-f

22. Cowin, L. S., & Hengstberger-Sims, C. (2006). New graduate nurse self-concept and retention: a longitudinal survey. International journal of nursing studies, 43(1), 59–70. https://doi.org/10.1016/j.ijnurstu.2005.03.004

23. Cowin, L. S., Johnson, M., Craven, R. G., & Marsh, H. W. (2008). Causal modeling of self-concept, job satisfaction, and retention of nurses. International journal of nursing studies, 45(10), 1449–1459. https://doi.org/10.1016/j.ijnurstu.2007.10.009

24. Jahanbin, I. Badiyepeyma, Z. Ghodsbin F. (2012). The impact of teaching professional selfconcept on clinical performance perception in nursing students. Life Science Journal, 9(4), 653–659.

25. Mlinar, S., Tusak, M., & Karpljuk, D. (2009). Self-concept in intensive care nurses and control group women. Nursing ethics, 16(3), 328–339. https://doi.org/10.1177/0969733009102696

26. Schäfer, S., Wentura, D., Singh, T., & Frings, C. (2023). The Functional Self. Experimental psychology, 70(2), 81–95. https://doi.org/10.1027/1618-3169/a000582

27. Super, D. E. (1985). Self-realization through the Work and Leisure Roles. Educational and vocational guidance, 43, 1–7.

28. Tagawa M. (2020). Scales to evaluate developmental stage and professional identity formation in medical students, residents, and experienced doctors. BMC medical education, 20(1), 40. https://doi.org/10.1186/s12909-020-1942-y

29. Wang, Y., & Yang, D. (2022). Analysis of the Impact Mechanism of Occupational Identity on Occupational Well-Being Based on Big Data. Computational and mathematical methods in medicine, 2022, 4870296. https://doi.org/10.1155/2022/4870296

30. Yu, C., Liu, Q., Wang, W., Xie, A., & Liu, J. (2022). Professional Identity of 0.24 Million Medical Students in China Before and During the COVID-19 Pandemic: Three Waves of National Cross-Sectional Studies. Frontiers in public health, 10, 868914. https://doi.org/10.3389/fpubh.2022.868914


Рецензия

Для цитирования:


Филиппова Д.В., Занин Д.С., Ященко С.А. Начинающие психологи: вхождение в профессию, профессиональные страхи, Я-концепция. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(4):62-73. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-62-73. EDN: MDPYLL

For citation:


Filippova D.V., Zanin D.S., Yashchenko S.A. Beginning Psychologists: Entering The Profession, Professional Fears, Self-Concept. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(4):62-73. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-62-73. EDN: MDPYLL

Просмотров: 247


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+