Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Роль отношения к неопределенности в выборе адаптивных стратегий и их реализации: сравнительный анализ на выборке студентов и педагогов

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-74-83

EDN: OOKXJN

Аннотация

Введение. Данная статья посвящена исследованию связи отношения к неопределенности и характера адаптивности личности в условиях рисков современной ситуации жизнедеятельности. Актуальность данной темы обусловлена вероятностью выбора не только конструктивных, но и деструктивных схем адаптации в ситуации неопределенности, которые все чаще возникают в жизни современной молодежи. Анализ существующих исследований в данном предметном поле позволил выделить ряд субъективных предикторов успешной адаптации. Новизна исследования заключается в выявлении и описании влияния отношения к неопределенности на адаптацию личности в контексте современных рисков. В содержание статьи включён анализ различных профилей адаптации и их связи с отношением к неопределенности.

Цель. Изучить взаимосвязь отношения к толерантности и адаптации личности в контексте современных рисков.

Материалы и методы. В рамках проведенного исследования был приведен следующий методический инструментарий: шкала толерантности к неопределённости МакЛейна; тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева); методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд); анкета «Отношение к неопределенности» (Т. Н. Щербакова). Статистическая обработка данных проводилась с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования. В данном разделе представлен структурированный анализ факторов, детерминирующих адаптивность студентов и педагогов разных регионов в условиях современных рисков. Обнаружены особенности выраженности показателей толерантности к неопределенности и жизнестойкости личности, а также их связь с адаптивностью – дезадативностью.

Обсуждение результатов. Результаты эмпирического исследования отражают значение отношения и толерантности личности к неопределенности для ее успешной адаптации. Впервые показана взаимосвязь компонентов жизнестойкости и толерантности к неопределённости с адаптивностью – дезадаптивностью личности студентов различных регионов в условиях информационных, социальных и образовательных рисков. Таким образом, можно говорить о наличии связи адаптивности личности студентов с их отношением к неопределенности, индикаторами толерантности к быстро меняющимся условиям, выраженностью параметров жизнестойкости. Уровень рефлексии особенностей проекций неопределенности позволяет на личностном уровне развивать жизнестойкость и повышать уровень адаптивности к актуальным условиям жизнедеятельности. Предложена модель программы психологического сопровождения повышения уровня адаптации студентов в условиях современных рисков неопределенности.

Об авторах

Х. Х. Тамасханова
Ингушский государственный университет
Россия

Хава Хаматхановна Тамасханова, преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования

386001, г. Магас, пр. Идриса Зязикова, 7



Т. Н. Щербакова
Донской государственный технический университет
Россия

Татьяна Николаевна Щербакова, доктор психологических наук. профессор, профессор кафедры общей и консультативной психологии

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Список литературы

1. Амбарова, П. А., и Зборовский, Г. Е. (2023). Профессиональная адаптация вузовских студентов в меняющемся мире профессий. Образование и наука, 25(2), 191–223. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-2-191-223

2. Асмолов, А. Г., Шехтер, Е. Д., и Черноризов, А. М. (2017). Предаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции. Вопросы психологии, 4, 3–15.

3. Двойникова, Е. Ю. (2017). Социально-психологическая адаптация личности в период глобальных политических и экономических преобразований общества. Интернет-журнал «Мир науки», 5(3).

4. Джига, Н. Д. (2020). Взаимосвязь самоотношения студентов с мотивацией достижения успеха. Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Педагогические науки, Психологические науки, Филологические науки (литературоведение), 8, 78–83.

5. Горина, Е. Н. Гринина, Е. С., и Рудзинская, Т. Ф. (2023). Проблема вхождения в профессию и профессиональной преадаптации в высшем педагогическом образовании. Мир науки. Педагогика и психология, 11(3).

6. Звездина, Г. П., и Комерова, Н. Е. (2024). Восприятие времени и ситуации неопределенности студентами с различными стратегиями информационного поведения. Российский психологический журнал, 21(1), 283–301. https://doi.org/10.21702/rpj.2024.1.15

7. Клименко, В. А., Гришина, А. В., и Проненко, Е. А. (2023). Роль психологических ресурсов в преодолении сложных жизненных ситуаций у образовательных мигрантов. Российский психологический журнал, 20(4), 6–25. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.4.1

8. Корнилова, Т. В. (2018). Психология неопределенности: когнитивная и личностная регуляция предвосхищений, выбора и риска. В А. Г. Асмолов (ред.) Mobilis in mobile: Личность в эпоху перемен (С. 54–75). Издательский Дом ЯСК.

9. Кухтерина, Г. В. Семеновских, Т. В., Соловьева, Е. А., и Федина, Л. В. (2021). Преадаптивность личности студента в «эпоху неопределенности»: поиск индикаторов. ЦИТИСЭ, 1 (27), 381–392. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.34

10. Леонтьев, Д. А., и Рассказова, Е. И. (2006). Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. Предназначается для профессиональных психологов-исследователей и практиков. Смысл.

11. Либертас, Р. Н., и Смирнова, С. В. (2020). Переживания чувства одиночества в структуре адаптационного потенциала личности. МНИЖ, 5–3. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.95.5.121

12. Неяскина, Ю. Ю., и Пронькина, В. О. (2017). Особенности конструирования будущего при разных уровнях толерантности к неопределенности (на примере юношеского возраста). Вестник Кемеровского государственного университета, 3 (71), 143–152. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-143-152

13. Осин, Е. Н. (2010). Факторная структура версии шкалы общей толерантности к неопределённости Д. МакЛейна. Психологическая диагностика, 2, 65–86.

14. Осницкий, А. К. (2004). Определение характеристик социальной. Психология и школа, 1, 43–56.

15. Петровский, В. А. (2018). Импликативная модель целеполагания: константы адаптивного действия. В А. Г. Асмолов (ред.) Mobilis in mobile: Личность в эпоху перемен (С. 331–362). Издательский Дом ЯСК.

16. Соколович, Е. А. (2020). Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач у индивидов с разными уровнями и видами перфекционизма в период ранней взрослости. Право. Экономика. Психология, 3 (19), 105–109.

17. Украинцева, Т. И. (2021). Психологическая устойчивость как механизм адаптации в жизненных кризисах. Молодой ученый, 1 (343), 150–154.

18. Улыбышева, И. Н. (2023). Взаимосвязь адаптации к группе и к деятельности с личностными характеристиками будущих педагогов. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(6), 63–69. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-63-69

19. Quinn-Nilas, C., Kennett, D. J., & Maki, K. (2022). Predictors of University Adaptation and Grades for Direct Entry and Transfer Students. Canadian Journal of Higher Education/La Revue Canadienne d’enseignement supérieur, 52(1), 1–17. https://doi.org/10.47678/cjhe.vi0.189079

20. Ranran, H., Peiyu, H., Rongrong, G., & Yajun, Z. (2024). The relationship between self-control and social adaptation in university students: chain-mediated effects of positive core schema and stress perception. Transactions on Social Science, Education and Humanities Research, 11, 815–824. https://doi.org/10.62051/kab1nf52

21. Scherbakova T., Misirov D., Loseva I., Gshiyants R., & Tamaskhanova K. (2023). Adaptation of students to interaction in the digital environment as a factor of sustainable educational and professional behavior. E3S Web of Conferences, 371, 01066. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202337101066

22. Takyi Mensah, E., Chen, M., Ntim, S. Y., Shen, T., Asanga, A. A., Aboagye, M. O., & Gabrah, A. Y. B. (2024). International students’ intercultural sensitivity and academic adaptation in Chinese universities: The mediating role of general health. Psychology in the Schools, 61, 4005–4025. https://doi.org/10.1002/pits.23268


Рецензия

Для цитирования:


Тамасханова Х.Х., Щербакова Т.Н. Роль отношения к неопределенности в выборе адаптивных стратегий и их реализации: сравнительный анализ на выборке студентов и педагогов. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(4):74-83. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-74-83. EDN: OOKXJN

For citation:


Tamaskhanova Kh.Kh., Shcherbakova T.N. The Role of Attitude to Uncertainty When Choosing Adaptive Strategies and Implementing Them: A Comparative Analysis on a Sample Of Students And Teachers. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(4):74-83. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-74-83. EDN: OOKXJN

Просмотров: 180


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+