Деформация ценностно-смысловой сферы у студентов, проживающих в условиях военного конфликта
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-5-9-19
EDN: DXTWLY
Аннотация
Введение. Работа посвящена исследованию деформации ценностно-смысловой сферы личности студентов, проживающих в зоне военных действий. Актуальность исследования объясняется рутинизацией военных конфликтов в связи с осложнением геополитической ситуации. Проживание вблизи зоны боевых действий приводит к глобальным изменениям в структуре личности молодых людей, в особенности к изменениям ценностно-смысловой сферы. Полученные данные могут быть использованы для разработки программ, направленных на коррекцию ценностных ориентаций студентов и усвоение ими ценностей, присущих активному гражданину, осознающему свою роль в обществе и стремящемуся к процветанию своей страны.
Цель. Выявить и изучить особенности деформации ценностно-смысловой сферы личности студентов, проживающих в зоне военных действий.
Материалы и методы. В качестве эмпирического объекта исследования выступили в общей сложности 80 человек: 40 студентов, проживающих в Южном федеральном округе и 40 студентов, проживающих в Донецкой народной республике. Большая часть респондентов – девушки, студенты гуманитарных направлений. Для достижения цели исследования были использованы такие методики как тест смысложизненных ориентаций СЖО и тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности. В качестве методов статистической обработки данных применялся количественный анализ и сравнительный анализ с применением U-критерия Манна-Уитни.
Результаты исследования. Установлены различия в ценностно-смысловой сфере у респондентов, проживающих в мирных районах и в районах вблизи зоны боевых действий. Студенты, которые живут вдали от мест проведения боевых действий, более глубоко осознают смысл своей жизни. Это проявляется в их большей сосредоточенности на достижении целей, в стремлении осмыслить прошлое и насладиться настоящим. При этом студенты, проживающие в мирных городах, также в большей степени видят ценность в наслаждении прекрасным, познании нового. Студенты, проживающие вблизи зоны военный действий, при этом большую ценность видят в материальных благах.
Обсуждение результатов. Полученные в результате исследования данные о деформации ценностно-смысловой сферы у студентов, проживающих в зоне военных действий соотносятся с представлениями других авторов. Так, выявленные различия в ценностных ориентациях могут быть объяснены тем фактом, что студенты, проживающие вблизи зоны боевых действий больше нацелены на удовлетворение базовых потребностей.
Об авторах
М. С. РомановаРоссия
Марина Сергеевна Романова, санитарный инструктор роты управления
344002, Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 43
Е. Н. Рядинская
Россия
Евгения Николаевна Рядинская, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии
286157, г. Макеевка, ул. Ленина, 87
Список литературы
1. Абакумова, И. В., & Крутелева, Л. Ю. (2016). Влияние средств массовой коммуникации на ценностно-смысловые установки различных групп населения. В Сборник материалов по проблемам организации и оказания психологической помощи на различных этапах чрезвычайных ситуаций, в том числе радиационного характера (pp. 4-17). Москва: ФКУ ЦЭПП МЧС России.
2. Барышева, Е. И. (2016). Психологические особенности эмоциональных переживаний беженцев из зоны боевых действий. Пензенский психологический вестник, (1), 59-77.
3. Богатов, В. В. (2015). Социально-психологические последствия жертв военных конфликтов. Российский социально-гуманитарный журнал, (2), 14, 1-8.
4. Бойко, О. В., Новикова Н. В. (2019). Индивидуально-психологические особенности переживания личностью ситуации военного конфликта. Вестник Вятского государственного университета, № 4, 94-105.
5. Борисов, Р. Б. (2019). Взаимосвязь ценностей и смысложизненных ориентаций личности. В Психологические проблемы смысла жизни и акме. Электронный сборник материалов XXIV Международного симпозиума. Посвящается 95-летию со дня рождения В.Э. Чудновского (с. 37-41). Москва: ФГБНУ «Психологический институт Российской Академии образования»
6. Гребенюк, И. Ю. (2023). Поддержка социального и эмоционального благополучия студентов-беженцев. Инновационная наука, № 2-2, 94-98.
7. Гуляихин, В. Н., Тельнова Н. А. (2010). Страх и его социальные функции. Философия социальных коммуникаций. Научно-теоретический журнал, № 1 (10), 49-56.
8. Золотова, Н. В. (2007). Психологические воззрения Б.В. Зейгарник. PhD Thesis. Ярославль.
9. Комиссарова, О. А. (2020). Личностная тревожность студентов как показатель изменения в ценностно-смысловой сфере. Вестник Омского университета. Серия «Психология», 1, 42-45.
10. Кудряшова, С. К. (2018). Ценностно-смысловые установки: анализ понятия. Современные исследования социальных проблем , 9 (5-2), 90-94.
11. Леонтьев, Д. А. (2007). Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Москва: Смысл.
12. Леонтьев, Д. А. (2014). Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. Мир психологии, 1 (77), 104-117.
13. Леонтьев, Д. А. (2020). Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1 (155), 14-37.
14. Лунин, С. Л. (2016). Особенности личностных трансформаций юношей и девушек мигрантов и вынужденных переселенцев из территорий локальных военных конфликтов. PhD Thesis. Ростов-на-Дону.
15. Магомед-Эминов, М. Ш. (2015). Культурно-деятельностный подход к посттравматическому стрессу. В От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах (с. 190-191). Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Когито-Центр".
16. Магомед-Эминов, М. Ш., Квасова, О. Г., & Савина, О. О. (2015). Посстравматический рост как модель реагирования на геополитический кризис. Современные исследования социальных проблем, 1 (21), 5-25.
17. Нестик, Т. А. (2023). Влияние военных конфликтов на психологическое состояние общества: перспективные направления исследований. Социальная психология и общество, 14 (4), 5-22.
18. Овчинников, Н. В., Хавров, М. С., & Матиевский, В. С. (2023). Влияние военных конфликтов на психику и жизнь человека. Матрица научного познания, 11-1, 554-560.
19. Самыкина, Н. Ю. Войцеховская, А. С. (2017). Отражение жизненных сценариев в жизненных смыслах человека. В Безопасная образовательная среда в изменяющихся условиях современного общества : Сборник материалов II Международной научно-практической конференции (с. 58-62). – Москва: Индивидуальный предприниматель Афанасьев Вячеслав Сергеевич.
20. Соловьева, М. А. (2016). Исследование субъективного благополучия у лиц, пребывающих в зоне военного конфликта. Журнал психиатрии и медицинской психологии, 1 (35), 48-54.
21. Суходольская, А. В. (2012). Жизненные ценности сквозь призму концепта "война" в бытовом дискурсе диалектоносителей старшего поколения. В Традиции и инновации в филологии XXI века: взгляд молодых ученых. Материалы Всероссийской молодежной конференции (с. 500-502). Томск: издательство томского университета.
22. Удалова, Л. В. (2018). Проблемы влияния современного терроризма на саморазвитие личности (Социально-философский анализ). Doctoral Dissertation. Мытищи.
23. Bardi, A., & Goodwin, R. (2011). The dual route to value change: individual processes and cultural moderators. Journal of Cross-Cultural Psychology, 42, 271–287
24. Bardi, A., Lee, J. A., Hofmann-Towfigh, N., & Soutar, G. (2009). The structure of intraindividual value change. Journal of Personality and Social Psychology, 97, 913–929
25. Janoff-Bulman, R. (1989). Assumptive worlds and the stress of traumatic events: applications of the schema construct. Social Cognition, 7, 113–136.
26. Laufer, R. S. (1988). The serial self: War trauma, identity, and adult development. In Human adaptation to extreme stress: From the Holocaust to Vietnam (pp. 33-53). Boston, MA: Springer US.
27. Lazarus, R. S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal, and coping. New York: Springer.
28. Rokeach, M. (1973). The nature of human values. New York: The Free Press.
29. Rokeach, M. (1979). Understanding human values. New York: The Free Press.
30. Schwartz, S. H. (2010). Basic values: how they motivate and inhibit prosocial behavior. In M. Mikulincer, & P. R. Shaver (Eds.), Prosocial motives, emotions, and behavior: The better angels of our nature (pp. 221–241). Washington, DC: American Psychological Association.
31. Schwartz, S. H., & Bardi, A. (1997). Influences of adaptation to communist rule on value-priorities in Eastern Europe. Political Psychology, 18, 385–410.
32. Verkasalo, M., Goodwin, R., & Bezmenova, I. (2006). Values following a major terrorist incident: Finnish adolescent and student values before and after September 11, 2001. Journal of Applied Social Psychology, 36, 144–160.
Рецензия
Для цитирования:
Романова М.С., Рядинская Е.Н. Деформация ценностно-смысловой сферы у студентов, проживающих в условиях военного конфликта. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(5):9-19. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-5-9-19. EDN: DXTWLY
For citation:
Romanova M.S., Ryadinskaya E.N. Deformation of the Meaning Sphere Among Students Living in Conditions of Military Conflict. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(5):9-19. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-5-9-19. EDN: DXTWLY