Особенности родительского отношения в семьях детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-5-65-74
EDN: ZCUZFB
Аннотация
Введение. Современный мир характеризуется глобальными изменениями технологий, общественного устройства, изменению подвергается также и психическая сфера детей и особенности их поведения. Происходит изменение тонких настроек психических познавательных процессов. Увеличилось число детей и подростков с признаками дефицита внимания и гиперактивности. Развитие детей с особенностями напрямую связано с родительским воспитанием и взаимоотношениями в семье. В дошкольном возрасте родительские отношения становятся определяющим фактором для построения отношений ребенка в будущем, они определяют успешность его социальной жизни. В исследовании рассматривались особенности отношения родителей к ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и отношение к семейной жизни.
Цель. Проанализировать специфику взаимоотношений в семьях с детьми СДВГ и аспекты развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы и методы. Выявление дошкольников с СДВГ было проведено через изучение анамнестических сведений, неврологических диагнозов и экспертных оценок. В ходе исследования был применен следующий психодиагностический инструментарий: Тест Тулуз-Пьерона; Единая анкета для родителей и педагогов А. Б. Филипповой; Методика PARI (Е. С. Шефер, Р. К. Белл в адаптации Т. В. Нещерет); Проективная методика «Рисунок семьи».
Результаты исследования. В исследовании приняли участие 66 семей, воспитывающих детей с СДВГ и детей, не имеющих неврологических диагнозов, в возрасте 6–7 лет. В семьях детей с СДВГ по сравнению с семьями, воспитывающими детей с нормативным развитием, существуют различия в категориях «опека» и «доминирование родителей», преобладает роль матери «сверху». Имеется специфика в отношениях к семейной роли, часто встречается безучастность отца, склонность к конфликтам. Выявленные тенденции могут стать самостоятельной причиной для вторичной невротизации как матери ребенка с ОВЗ, так и самого ребенка.
Обсуждение результатов. Результаты исследования могут стать основой для психологической помощи как детям с ОВЗ, так и их родителям. Их можно применять при диагностике дисфункциональных семей и учитывать при постановке диагнозов детям с симптомами дефицита внимания и гиперактивности в связи с тем, что результаты неправильного воспитания могут стать причиной симптомов расстройства поведения ребенка.
Об авторах
И. А. БакаеваРоссия
Ирина Александровна Бакаева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
Е. С. Кобыляцкая
Россия
Евгения Сергеевна Кобыляцкая, специалист по управлению персоналом 1 категории отдела профориентации и взаимодействия с ВУЗами службы управления персоналом
344019, г. Ростов-на-Дону, Театральная пл., 4
Список литературы
1. Байбародских, И. Н. (2015). Родительская позиция в семейных отношениях. Научный альманах, 10-2 (12), 60–64.
2. Бохан, Т. Г., Лещинская, С. Б., Терехина, О. В., Силаева, А. В., и Шабаловская, М. В. (2023). Типологические варианты развития детей, рожденных с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, и характеристики их семейной среды. Российский психологический журнал, 20(2), 211–229. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.2.13
3. Заваденко, Н. Н. (2005). Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Academia.
4. Игнатенко, О. Е. (2015). К вопросу прощения в родительских отношениях в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Вестник педагогических инноваций, 1 (37), 112–119.
5. Иневаткина, С. Е. (2013). Детско-родительские отношения – основной фактор развития ребенка. Гуманитарные науки и образование, 1 (13), 53–56.
6. Мазина, А. К. (2015). Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в ситуации смысловых инициаций [кандидатская диссертация]. ЮФУ.
7. Мазина, А. К. (2013). Ценностно-смысловые деформации детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Северо-кавказский психологический вестник, 11(3), 37–40.
8. Макарова, И. Ю. (2012). Семья гиперактивного ребенка. Вестник Брянского государственного университета, 1-1, 239–243.
9. Сельмурзаева, М. Р. (2022). Проблема синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и подходы к его коррекции. Известия Чеченского государственного педагогического университета. Серия 1. Гуманитарные и общественные науки, 2 (38), 106–113. https://doi.org/10.54351/25876074-2022-2-38-106
10. Сиротюк, А. Л. (2008). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. ТЦ Сфера.
11. Цыганкова, Н. И. (2011). Гиперактивные дети: воспитательная практика и копинг-стили матерей. Медицинская психология в России, 3 (8).
12. Эйдемиллер, Э. Г. (2005). Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов. Речь.
13. Sarver, D. E., Rapport, M. D., & Kofler, M. J. (2015). Hyperactivity in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD): Impairing Deficit or Compensatory Behavior? Journal of Abnormal Child Psychology, 43(7), 1219–1232. https://doi.org/10.1007/s10802-015-0011-1
14. Wang, X. Q., Albitos, P. Ja., & Hao, Y. Fu. (2022). A review of objective assessments for hyperactivity in attention deficit hyperactivity disorder. Journal of Neuroscience Methods, 370, 109479. https://doi.org/10.1016/j.jneumeth.2022.109479
15. Hou, Ya., Dai, Si., Shen, Y., & Ou, J. (2023). Novel attention training in children with attention deficit. Hyperactivity disorder. Global Clinical and Translational Research, 12–15. https://doi.org/10.36316/gcatr.05.0048
16. Tucha, O., Tucha, L., & Kaumann, G. (2011). Training of attention functions in children with attention deficit hyperactivity disorder. ADHD Attention Deficit and Hyperactivity Disorders, 3, 271–283. https://doi.org/10.1007/s12402-011-0059-x
Рецензия
Для цитирования:
Бакаева И.А., Кобыляцкая Е.С. Особенности родительского отношения в семьях детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(5):65-74. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-5-65-74. EDN: ZCUZFB
For citation:
Bakayeva I.A., Kobylyatskaya E.S. Features of Parental Attitudes in Families of Children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(5):65-74. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-5-65-74. EDN: ZCUZFB