Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Особенности родительского отношения в семьях детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-5-65-74

EDN: ZCUZFB

Аннотация

Введение. Современный мир характеризуется глобальными изменениями технологий, общественного устройства, изменению подвергается также и психическая сфера детей и особенности их поведения. Происходит изменение тонких настроек психических познавательных процессов. Увеличилось число детей и подростков с признаками дефицита внимания и гиперактивности. Развитие детей с особенностями напрямую связано с родительским воспитанием и взаимоотношениями в семье. В дошкольном возрасте родительские отношения становятся определяющим фактором для построения отношений ребенка в будущем, они определяют успешность его социальной жизни. В исследовании рассматривались особенности отношения родителей к ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и отношение к семейной жизни.

Цель. Проанализировать специфику взаимоотношений в семьях с детьми СДВГ и аспекты развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Материалы и методы. Выявление дошкольников с СДВГ было проведено через изучение анамнестических сведений, неврологических диагнозов и экспертных оценок. В ходе исследования был применен следующий психодиагностический инструментарий: Тест Тулуз-Пьерона; Единая анкета для родителей и педагогов А. Б. Филипповой; Методика PARI (Е. С. Шефер, Р. К. Белл в адаптации Т. В. Нещерет); Проективная методика «Рисунок семьи».

Результаты исследования. В исследовании приняли участие 66 семей, воспитывающих детей с СДВГ и детей, не имеющих неврологических диагнозов, в возрасте 6–7 лет. В семьях детей с СДВГ по сравнению с семьями, воспитывающими детей с нормативным развитием, существуют различия в категориях «опека» и «доминирование родителей», преобладает роль матери «сверху». Имеется специфика в отношениях к семейной роли, часто встречается безучастность отца, склонность к конфликтам. Выявленные тенденции могут стать самостоятельной причиной для вторичной невротизации как матери ребенка с ОВЗ, так и самого ребенка.

Обсуждение результатов. Результаты исследования могут стать основой для психологической помощи как детям с ОВЗ, так и их родителям. Их можно применять при диагностике дисфункциональных семей и учитывать при постановке диагнозов детям с симптомами дефицита внимания и гиперактивности в связи с тем, что результаты неправильного воспитания могут стать причиной симптомов расстройства поведения ребенка.

Об авторах

И. А. Бакаева
Южный федеральный университет
Россия

Ирина Александровна Бакаева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42



Е. С. Кобыляцкая
Северо-кавказская железная дорога ОАО «РЖД»
Россия

Евгения Сергеевна Кобыляцкая, специалист по управлению персоналом 1 категории отдела профориентации и взаимодействия с ВУЗами службы управления персоналом

344019, г. Ростов-на-Дону, Театральная пл., 4



Список литературы

1. Байбародских, И. Н. (2015). Родительская позиция в семейных отношениях. Научный альманах, 10-2 (12), 60–64.

2. Бохан, Т. Г., Лещинская, С. Б., Терехина, О. В., Силаева, А. В., и Шабаловская, М. В. (2023). Типологические варианты развития детей, рожденных с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, и характеристики их семейной среды. Российский психологический журнал, 20(2), 211–229. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.2.13

3. Заваденко, Н. Н. (2005). Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Academia.

4. Игнатенко, О. Е. (2015). К вопросу прощения в родительских отношениях в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Вестник педагогических инноваций, 1 (37), 112–119.

5. Иневаткина, С. Е. (2013). Детско-родительские отношения – основной фактор развития ребенка. Гуманитарные науки и образование, 1 (13), 53–56.

6. Мазина, А. К. (2015). Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в ситуации смысловых инициаций [кандидатская диссертация]. ЮФУ.

7. Мазина, А. К. (2013). Ценностно-смысловые деформации детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Северо-кавказский психологический вестник, 11(3), 37–40.

8. Макарова, И. Ю. (2012). Семья гиперактивного ребенка. Вестник Брянского государственного университета, 1-1, 239–243.

9. Сельмурзаева, М. Р. (2022). Проблема синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и подходы к его коррекции. Известия Чеченского государственного педагогического университета. Серия 1. Гуманитарные и общественные науки, 2 (38), 106–113. https://doi.org/10.54351/25876074-2022-2-38-106

10. Сиротюк, А. Л. (2008). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. ТЦ Сфера.

11. Цыганкова, Н. И. (2011). Гиперактивные дети: воспитательная практика и копинг-стили матерей. Медицинская психология в России, 3 (8).

12. Эйдемиллер, Э. Г. (2005). Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов. Речь.

13. Sarver, D. E., Rapport, M. D., & Kofler, M. J. (2015). Hyperactivity in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD): Impairing Deficit or Compensatory Behavior? Journal of Abnormal Child Psychology, 43(7), 1219–1232. https://doi.org/10.1007/s10802-015-0011-1

14. Wang, X. Q., Albitos, P. Ja., & Hao, Y. Fu. (2022). A review of objective assessments for hyperactivity in attention deficit hyperactivity disorder. Journal of Neuroscience Methods, 370, 109479. https://doi.org/10.1016/j.jneumeth.2022.109479

15. Hou, Ya., Dai, Si., Shen, Y., & Ou, J. (2023). Novel attention training in children with attention deficit. Hyperactivity disorder. Global Clinical and Translational Research, 12–15. https://doi.org/10.36316/gcatr.05.0048

16. Tucha, O., Tucha, L., & Kaumann, G. (2011). Training of attention functions in children with attention deficit hyperactivity disorder. ADHD Attention Deficit and Hyperactivity Disorders, 3, 271–283. https://doi.org/10.1007/s12402-011-0059-x


Рецензия

Для цитирования:


Бакаева И.А., Кобыляцкая Е.С. Особенности родительского отношения в семьях детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(5):65-74. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-5-65-74. EDN: ZCUZFB

For citation:


Bakayeva I.A., Kobylyatskaya E.S. Features of Parental Attitudes in Families of Children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(5):65-74. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-5-65-74. EDN: ZCUZFB

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+