Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Академическая мотивация: связь с субъектностью, верой в свободу, жизненной позицией и осознанным присутствием

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-1-9-17

EDN: FVGGZN

Аннотация

Введение. Субъектность в академической среде связана со способностью студентов к активному преобразованию себя и окружающей действительности, свободному и осознанному выбору; субъектность способствует самореализации студентов, повышению их вовлеченности в образовательный процесс и качества получаемых знаний, и задача повышения субъектности как преподавателей, так и студентов, остается актуальной. При этом исследований, проясняющих связи субъектности с академической мотивацией, недостаточно как в российской, так и в мировой науке.

Цель. Определение связи субъектности, жизненной позиции личности, веры в свободу и осознанного присутствия и типов академической мотивации.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 65 студентов (средний возраст – 18,7 лет), обучающихся на 1–3 курсах гуманитарных специальностей. Методики исследования: опросник субъектности (Волкова и др., 2023), шкала академической мотивации (Гордеева, Сычев, Осин, 2014); опросник «Жизненная позиция личности» (Леонтьев, Шильманская, 2019); методика оценки осознанного присутствия (адаптация Митина и др., 2021); опросник «Вера в свободу/детерминизм» в адаптации (Моспан, Леонтьев, 2021). Для обработки применен корреляционный анализ.

Результаты исследования. Внутренняя мотивация связана с субъектностью: так, мотивация достижения наиболее связана с активностью личности и гармонией с жизнью, мотивация саморазвития – с осознанностью жизни и активностью жизненной позиции, а познавательная мотивация – и с осознанностью, и с активностью, и с гармонией с жизнью. Внешние же типы мотивации отрицательно связаны с субъектностью: интроецированная показала отрицательную связь со свободой выбора, способностью к рефлексии и верой в свободу, экстернальная – со способностью к рефлексии и осознанным присутствием. Оба типа внешней мотивации отрицательно связаны с гармонией с жизнью.

Обсуждение результатов. В данном разделе каждый полученный вывод проанализирован с опорой на исследования субъектности и академической мотивации. Установлено, что результаты исследования согласуются с основными определениями феномена субъектности и представляют собой опору для улучшения образовательного процесса.

Об авторе

Е. А. Проненко
Донской государственный технический университет
Россия

Проненко Евгений Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая и консультативная психология»

Ростов-на-Дону

Scopus Author ID: 57351954200



Список литературы

1. Вачков, И. В. (2014). Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11(2), 36–50.

2. Волкова, Е. Н., Беляева, С. И., Васильева, С. В., Кошелева, А. Н., Микляева, А. В., & Хороших, В. В. (2023). Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: учебно-методическое пособие. РГПУ им. Герцена.

3. Выготский, Л. С. (1999). Мышление и речь. Лабиринт.

4. Гордеева, Т. (2022). Психология мотивации достижения. Litres.

5. Гордеева, Т. О., Сычев, О. А., & Осин, Е. Н. (2014). Опросник «Шкалы академической мотивации». Психологический журнал, 4.

6. Гордеева, Т. О., Сычев, О. А., Гижицкий, В. В., & Гавриченкова, Т. К. (2017). Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников. Психологическая наука и образование, 22(2), 65–74. https://doi.org/10.17759/pse.2017220206

7. Гусакова, М. А. (2015). Феномен субъектности в теории и практике педагогики. Педагогическое образование в России, 4, 90–95.

8. Захарова, У. С., & Вилкова, К. А. (2020). Субъектность студентов в условиях очного и дистанционного обучения: взгляд преподавателей. Современная зарубежная психология, 9(3), 87–96.

9. Иванова, В. А. (2014). Мотивация в структуре субъектности. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 22(13 (184)), 334–339.

10. Капцов, А. В., & Колесникова, Е. И. (2018). Становление субъектности студентов в вузе в аспекте компетентностного подхода. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология, 1(23), 16–33.

11. Корешникова, Ю. Н., & Авдеева, Е. А. (2022). Заинтересовать нельзя заставить. Роль академической мотивации и стилей преподавания в развитии критического мышления студентов. Вопросы образования, 3, 36–66.

12. Кузьмина, Е. (2007). Психология свободы. Питер.

13. Леонтьев, Д. А., & Шильманская, А. Е. (2019). Жизненная позиция личности: от теории к операционализации. Вопросы психологии, 1, 90–100.

14. Митина, О. В., Леонтьев, Д. А., Александрова, Л. А., Костенко, В. Ю., & Кошелева, Н. В. (2021). Осознанность в структуре саморегуляции: структура и психодиагностические возможности методики оценки осознанного присутствия (МООП). Психологические исследования, 76.

15. Моспан, А. Н., & Леонтьев, Д. А. (2021). Апробация и валидизация методики веры в свободу/детерминизм. Психология. Журнал ВШЭ, 1.

16. Петровский, В. А. (2021). Субъектность Я в персонологической ретроспективе. Мир психологии, 1‒2, 174–193.

17. Реан, А. А. (2021). Свобода: ответственность, негативизм, забота. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 3, 83–101.

18. Рубинштейн, С. Л. (2012). Человек и мир. Питер.

19. Фоминых, Е. С. (2024). Психологические индикаторы субъектности жизненной позиции. Российский психологический журнал, 21(1), 254–266.

20. Цой, Л. В., & Кулагина, И. Ю. (2022). Соотношение внешней мотивации и субъектной позиции в учебной деятельности младших школьников. Психолого-педагогические исследования, 14(1), 3–16. https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140101

21. Bandura, A. (2018). Toward a psychology of human agency: Pathways and reflections. Perspectives on Psychological Science, 13(2), 130–136.

22. Brown, K. W., & Ryan, R. M. (2003). The benefits of being present: Mindfulness and its role in psychological wellbeing. Journal of Personality and Social Psychology, 84.

23. Code, J. (2020). Agency for learning: Intention, motivation, self-efficacy and self-regulation. Frontiers in education, 5. JASP Team (2025). JASP (Version 0.19.3) [Computer software].

24. Klemenčič, M. (2017). From student engagement to student agency: Conceptual considerations of European policies on student-centered learning in higher education. Higher Education Policy, 30(1), 69–85.

25. Leggett, W. (2022). Can mindfulness really change the world? The political character of meditative practices. Critical Policy Studies, 16(3), 261–278.

26. Medlicott, E., Phillips, A., Crane, C., Hinze, V., Taylor, L., Tickell, A., ... & Kuyken, W. (2021). The mental health and wellbeing of university students: Acceptability, effectiveness, and mechanisms of a mindfulness-based course. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(11), 6023.

27. Molla, T., & Nolan, A. (2020). Teacher agency and professional practice. Teachers and Teaching, 26(1), 67–87.

28. Paulhus, D. L., & Carey, J. M. (2011). The FAD-Plus: Measuring lay beliefs regarding free will and related constructs. Journal of Personality Assessment, 93(1), 96–104. https://doi.org/10.1080/00223891.2010.528483

29. Sumell, A. J., Chiang, E. P., Koch, S., Mangeloja, E., Sun, J., & Wu, J. P. (2021). A cultural comparison of mindfulness and student performance: Evidence from university students in five countries. International Review of Economics Education, 37, 100213.


Рецензия

Для цитирования:


Проненко Е.А. Академическая мотивация: связь с субъектностью, верой в свободу, жизненной позицией и осознанным присутствием. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2025;8(1):9-17. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-1-9-17. EDN: FVGGZN

For citation:


Pronenko E.A. Academic Motivation: Connection with Subjectivity, Belief in Freedom, Life Position and Conscious Presence. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2025;8(1):9-17. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-1-9-17. EDN: FVGGZN

Просмотров: 318


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+