Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Исследование взаимосвязи ассертивности, личностной идентичности и параметров самоотношения у молодых специалистов сферы образования

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-1-18-31

EDN: HBTJPR

Аннотация

Введение. Актуальность проблемы обусловлена значимостью изучения личностных качеств, способствующих адаптации индивида к социуму и к профессиональной деятельности. Одним из таких качеств является ассертивность как способность человека достигать собственных целей, не причиняя вреда другим людям и не нарушая их прав.

Цель. Выявление взаимосвязи ассертивности, личностной идентичности и параметров самоотношения у молодых специалистов сферы образования.

Материалы и методы. В качестве диагностического инструментария использовались опросники на выявление ассертивности В. П. Шейнова и А. С. Девицына, личностной идентичности Л. Б. Шнейдер, самоотношения С. Р. Пантелеева. Обработка результатов проводилась с применением корреляционного анализа, дихотомического и точечно-бисериального коэффициентов корреляции Пирсона.

Результаты исследования. Всего в исследовании приняло участие 83 молодых специалиста сферы образования г. Череповца Вологодской области (96,39% выборки составили женщины) в возрасте до 35 лет, со стажем от 2 месяцев до 3 лет. Выявлена положительная связь низкого уровня ассертивности (пассивные) с двумя статусами идентичности: преждевременной и мораторием идентичности. Также обнаружена положительная связь с такими параметрами самоотношения, как закрытость, внутренняя конфликтность, самообвинение, и отрицательная связь с самоуверенностью, самоценностью, отраженным самоотношением. Средний уровень ассертивности (ассертивные) положительно коррелирует со статусом «достигнутая идентичность», а также с самоуверенностью, саморуководством и самоценностью, и отрицательно – с внутренней конфликтностью и самообвинением. Высокий уровень ассертивности (настойчивые) положительно связан с гиперидентичностью и закрытостью, как характеристикой самоотношения, и отрицательно – с саморуководством и самопринятием.

Обсуждение результатов. В ходе обсуждения делается вывод, что наиболее оптимальным для успешного функционирования личности является сочетание среднего уровня ассертивности («ассертивные») с достигнутой идентичностью и позитивными параметрами самоотношения, особенно с самопринятием и саморуководством, которые дают возможность наиболее полно проявить свою субъектность на основе принятия себя. Полученные результаты могут быть использованы в процессе работы с молодыми специалистами образовательной сферы в период их адаптации образовательной организации.

Об авторах

А. А. Малькова
Череповецкий государственный университет
Россия

Анастасия Андреевна Малькова, аспирант кафедры психологии

162600, г. Череповец, пр-т Луначарского, 5



В. Г. Маралов
Череповецкий государственный университет
Россия

Владимир Георгиевич Маралов, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии

162600, г. Череповец, пр-т Луначарского, 5



Список литературы

1. Андриевская, С. В., и Телушкина, Ю. И. (2019). Ассертивность и положительное самоотношение личности как необходимые условия психического здоровья. Аспирант, 5(47), 27–30.

2. Брызгалин, Е., Александрова, Ю., и Пряжников, Н. (2024). Теоретико-психологический анализ современных представлений о профессиональной идентичности: общие принципы. Часть 1. Психологические исследования, 16(92), 7. https://doi.org/10.54359/ps.v16i92.1495

3. Гут, Ю. Н., Кабардов, М. К., Жамбеева, З. З., Кошелева, Ю. П., и Груша, А. В. (2023). Эмоционально-личностные детерминанты профессиональной идентичности старшеклассников. Психологическая наука и образование, 28(1), 66–84. https://doi.org/10.17759/pse.2023280103

4. Лепехин, Н. Н., Круглов, В. Г., Круглова, М. А., Тихомирова, Н. В., и Яшина, М. А. (2023). Диспозиционные предикторы конфликтоустойчивости студентов. Социальная психология и общество, 14(1), 92–110. https://doi.org/10.17759/sps.2023140106

5. Медведева, С. А. (2020). Ассертивность студентов-психологов разных форм и курсов обучения. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 9(3(32)), 369–372. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0903-0087

6. Пантилеев, С. Р. (1993). Методика исследования самоотношения. Смысл.

7. Трошихина, Е. Г., и Навдушевич, Г. В. (2023). Личностные предикторы ассертивности в подростковом и раннем юношеском возрасте. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 29(3), 62–68. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-62-68

8. Шейнов, В. П. (2018). Взаимосвязи ассертивности с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 15(2), 147–161. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-2-147-161

9. Шейнов, В. П., и Девицын, А. С. (2021). Сокращенная версия опросника ассертивности. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, 4, 557–565. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-70

10. Шнейдер, Л. Б. (2023). Психология идентичности: учебник и практикум для вузов. Юрайт.

11. Abele, A. E., Hauke, N., Peters, K., Louvet, E., Szymkow, A., & Duan, Y. (2016). Facets of the Fundamental Content Dimensions: Agency with Competence and Assertiveness-Communion with Warmth and Morality. Frontiers in Psychology, 7, 1810. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01810

12. Ach, J. S., & Pollmann, A. (2022). Self-Confidence, Self-Assertiveness, and Self-Esteem: The Triple S Condition of Personal Autonomy. In: J. F. Childress & M. Quante (Eds.) Thick (Concepts of) Autonomy. Philosophical Studies Series (pp. 53–65). Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-80991-1_4

13. Ames, D., Lee, A., & Wazlawek, A. (2017). Interpersonal assertiveness: Inside the balancing act. Social and Personality Psychology Compass, 11(6), e12317. https://doi.org/10.1111/spc3.12317

14. Azizi, S. M., Heidarzadi, E., Soroush, A., Janatolmakan, M., & Khatony, A. (2020). Investigation the correlation between psychological empowerment and assertiveness in nursing and midwifery students in Iran. Nurse education in practice, 42, 102667. https://doi.org/10.1016/j.nepr.2019.102667

15. Bagherian, M., & Mojambari, A. K. (2016). The relationship between Big Five personality traits and assertiveness. Tendenzen, 25(3), 111–119.

16. Choi, J., Yoon, H. K., Kim, D., Kang, M., Park, M., Um, S., Kim, Y., & Kim, E. (2021). Factors affecting nursing students’ interpersonal competence: a focus on self-affirmation and empathy. Journal of the Korean academy of nursing fundamentals, 28(2), 218–225. https://doi.org/10.7739/jkafn.2021.28.2.218

17. De Acedo Lizarraga, M. L. S., Ugarte, M. D., Cardelle-Elawar, M., Iriarte, M. D., & De Acedo Baquedano, M. T. S. (2003). Enhancement of self-regulation, assertiveness, and empathy. Learning and Instruction, 13(4), 423–439. https://doi.org/10.1016/S0959-4752(02)00026-9

18. De Almeida, C. V., & Belim, C. (2021). Health professionals’ communication competences as a light on the patient pathway: the assertiveness, clarity, and positivity (ACP) model. International Journal of Applied Research on Public Health Management (IJARPHM), 6(1), 14–29. https://doi.org/10.4018/IJARPHM.2021010102

19. Duckworth, M. P., & Mercer, V. (2006). Assertiveness Training. In J. E. Fisher & W. T. O’Donohue (Eds.) Practitioner’s guide to evidence-based psychotherapy (pp. 80–92). Springer New York. https://doi.org/10.1007/978-0-387-28370-8_7

20. Dobrowolska, M. (2013). Psychological analysis of assertiveness level in various occupations representatives. Społeczeństwo i Edukacja. Międzynarodowe Studia Humanistyczne, 2(12), 35–58.

21. Marchuk, L., & Yatsyna, O. (2020). Assertiveness of Discursive Self-referential Identity: Postmodern Paradigm. Postmodern Openings, 11(1), 211–224. https://doi.org/10.18662/po/116

22. Marici, M., Runcan, R., Cheia, G., & David, G. (2024). The impact of coercive and assertive communication styles on children’s perception of chores: an experimental investigation. Frontiers in Psychology, 15, 1266417. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1266417

23. Martínez, V., Justicia, F. J., & Fernández de Haro, E. (2016). Teacher Assertiveness in the Development of Students’ Social Competence. Electronic Journal of Research in Educational Psychology, 14(2), 310–332.

24. Milovanović, R. (2016). Assertiveness of prospective teachers and preschool teachers. Educația Plus, 16(2), 289–303.

25. Peneva, I., & Mavrodiev, S. (2013). A Historical Approach to Assertiveness. Psychological Thought, 6(1), 3–26. https://doi.org/10.5964/psyct.v6i1.14

26. Percell, L. P, Berwick, P. T, & Beigel, A. (1974). The Effects of Assertive Training on Self-Concept and Anxiety. Archives of General Psychiatry, 31(4), 502–504. https://doi.org/10.1001/archpsyc.1974.01760160052011

27. Perkins, M. J. (1980). The relationship of specific assertiveness skills to level of identity development in late adolescent males. Virginia Commonwealth University.

28. Pintaningdyah, D., Sya, H. M., & Karnati, N. (2024). Literature study: Transformational leadership style and assertiveness in improving the teaching skills teacher’s profession in the digital era. In AIP Conference Proceedings (pp. 040037). AIP Publishing. https://doi.org/10.1063/5.0210764

29. Rofiki, M., Diana, E., & Amin, M. F. (2022). Assertive Behavior of School Principals in Creating Excellent School. Jurnal Basicedu, 6(3), 4025–4034. https://doi.org/10.31004/basicedu.v6i3.2788

30. Prochnow, J. E., & Macfarlane, A. H. (2010). Managing classroom behaviour: Assertiveness and warmth. In Educational psychology: Concepts, research and challenges (pp. 164–180). Routledge.

31. Spreitzer, G. M. (1995). Psychological empowerment in the workplace: Dimensions, measurement, and validation. Academy of Management Journal, 38(5), 1442–1465. https://doi.org/10.2307/256865

32. Vagos, P., & Pereira, A. (2010). A proposal for evaluating cognition in assertiveness. Psychological Assessment, 22(3), 657–665. https://doi.org/10.1037/a0019782

33. Vagos, P., & Pereira, A. (2016). A Cognitive Perspective for Understanding and Training Assertiveness. European Psychologist, 21(2), 109–121. https://doi.org/10.1027/1016-9040/a000250


Рецензия

Для цитирования:


Малькова А.А., Маралов В.Г. Исследование взаимосвязи ассертивности, личностной идентичности и параметров самоотношения у молодых специалистов сферы образования. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2025;8(1):18-31. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-1-18-31. EDN: HBTJPR

For citation:


Malkova A.A., Maralov V.G. Study of the Relationship between Assertiveness, Personal Identity and Self-Relationship Parameters in Young Educational Specialists. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2025;8(1):18-31. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-1-18-31. EDN: HBTJPR

Просмотров: 138


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+