Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Субъективное благополучие детей младшего школьного возраста сквозь призму семейных отношений

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-2-9-17

EDN: AJEOGD

Аннотация

Введение. Регуляция жизнедеятельности детей младшего школьного возраста, как и их развитие, в данном периоде по-прежнему зависит от родителей, несмотря на наличие нового референтного взрослого – учителя.  Именно в процессе взаимодействия «родитель-ребенок» закладывается фундамент дальнейшего субъективного и психологического благополучия ребенка, что обусловливает необходимость изучения данной темы.
Цель. Детализация представлений о влиянии семьи на субъективное благополучие детей младшего школьного возраста
Субъективное и психологическое благополучие младших школьников. Субъективное благополучие детей младшего школьного возраста является сложным предметом изучения в связи с несформированностью личности в данном возрастном периоде. Однако, современные исследования, все же косвенно охватывают предметное поле генеза субъективного благополучия детей, в том числе психологическое благополучие в младшем школьном возрасте. Факторы психологического благополучия ребенка младшего школьного возраста связаны с эмоциональным, психологическим и психосоциальным развитием ребенка. Однако, немаловажную роль в психологическом благополучии младших школьников играет семейное окружение, а особенно – родители. 
Аспекты семейных отношений, затрагивающие субъективное благополучие младших школьников. Субъективное благополучие детей младшего школьного возраста тесно взаимосвязано с социальным статусом семьи, психологическим и субъективным благополучием родителей, их эмоциональной зрелостью и психологической компетентностью. В системе «родитель – ребенок», на субъективное благополучие благотворно влияет доверие в отношениях, надежный тип привязанности, тогда как тревожный или избегающий типы приводят к дезадаптации в социальных отношениях и эмоциональной сфере ребенка. Важную роль в поддержании благополучия детей играют взаимоотношения между родителями: субъективное благополучие младшего школьника снижается вследствие переживания развода родителей. Вектор развития субъективного благополучия ребенка в замещающей семье смещается, акцентируя внимание на его интеграцию в новую среду, формирование ощущения принятия и понимания.
Обсуждение результатов. Анализ, проведенный в изучаемом предметном поле, позволил детализировать влияние семьи на субъективное благополучие детей младшего школьного возраста. В результате выделены основные аспекты семейной сферы, вносящие вклад в развитие субъективного благополучия, связанных с ним качеств и навыков

Об авторах

Л. Ц. Кагермазова
Чеченский государственный педагогический университет
Россия

Лаура Цраевна Кагермазова, доктор психологических наук, профессор РАО, профессор кафедры психологии 

Грозный, пр. Исаева, 62



С. В. Велиева
Чувашский государственный педагогический университет
Россия

Светлана Витальевна Велиева, кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии образования 

г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 38



Список литературы

1. Авдеева, Н. Н. (2008). Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей. Психологическая наука в образовании, 4, 35–47.

2. Архиреева, Т. В. (2017). Субъективное благополучие младших школьников. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 4 (102), 13–16.

3. Асадуллин, М. Р. (2022). Теоретический анализ понятия «психологическое благополучие» человека. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 11(6А), 228–240. https://doi.org/10.34670/AR.2023.78.44.025

4. Асламазова, Л. А., Мухамедрахимов, Р. Ж., и Вершинина, Е. А. (2019). Опыт институционализации и уровень здоровья как факторы поведения привязанности у детей в замещающих семьях. Психологический журнал, 40(1), 47–58. https://doi.org/10.31857/S020595920002249-9

5. Боулби, Дж. (2016). Создание и разрушение эмоциональных связей. 2-е изд. Канон+.

6. Быстрова, А. А. (2018). Позитивные детско-родительские отношения как фактор развития психологического благополучия детей младшего школьного возраста. Современные научные исследования и инновации, 12.

7. Вихман, А. А., Калугин, А. Ю., Ротманова, Н. В., и Скорынин, А. А. (2022). Дефициты родительской компетентности в вопросах воспитания и цифровой социализации как точки роста психологического благополучия детей и их родителей. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, (4), 609–620.

8. Камакина, О. Ю. (2022). Особенности отношения к здоровью родителей младших школьников. Проблемы современного педагогического образования, 74-3, 308–311.

9. Кончакова, Е. В. (2022). Динамика самоотношения и субъективного благополучия студентов-психологов в пространстве учебной группы. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования, 3, 52–56.

10. Кулагина, И. Ю., и Кравцова, М. А. (2022). Связь учебной мотивации и психологического благополучия в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогические исследования, 14(4), 36–51. https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140403

11. Куфтяк, Е. В. (2012). Защитное поведение возвращенных детей-сирот. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика», 3, 209–212.

12. Куфтяк, Е. В., и Задорова, Ю. А. (2019). Психическое здоровье дошкольников и школьников: эффект семейных факторов. Медицинская психология в России, 11(6(59)), 11.

13. Куфтяк, Е. В., Магденко, О. В., и Задорова, Ю. А. (2021). Привязанность к матери как предиктор психологического благополучия в младшем школьном возрасте. Образование и наука, 23(7), 122–146. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-122-146

14. Леонтьев, Д. А. (2020). Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1, 14–37. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.02

15. Льдокова, Г. М. (2021). Семейные факторы субъективного благополучия детей. Проблемы современного педагогического образования, 72-1, 373–377.

16. Овчарова, Р. В. (2006). Родительство как психологический феномен. Московский психолого-социальный институт.

17. Платонова, З. Н. (2017). Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста. Общество: социология, психология, педагогика, 12, 72–75. https://doi.org/10.24158/spp.2017.12.15

18. Роднина, К. А. (2023). Влияние эмоциональной зрелости родителей на психологическое благополучие детей. Высшее образование сегодня, 5, 116–120. https://doi.org/10.18137/RNU.HET.23.05.P.116

19. Сафронова, М. В., Кузнецова, В. Б., Козлова, Е. А., Ахметова. О. А., и Варшал, А. В. (2016). Психологическое благополучие ребёнка в современном обществе: монография. Издательство НГТУ.

20. Тома, Ж. В. (2019). Здравосберегающая компетентность родителей в формировании основ здорового образа жизни детей младшего школьного возраста. Современный ученый, 2, 144–148.

21. Черчес, Т. Е. (2023). Взаимосвязь субъективного благополучия студентов с их ценностными ориентациями. В Проблемы психологического благополучия: материалы Международной научно-практической онлайн-конференции (С. 306–310). Уральский государственный педагогический университет.

22. Ященко, Е. Ф. (2020). Копинг-стратегии и акцентуации характера студентов-первокурсников с разным уровнем субъективного благополучия. Вестник Кемеровского государственного университета, 22(4(84)), 1040–1049. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-4-1040-1049

23. Adiwirasandi, R., Adam, A., & Rahyu, S. (2023). Analisis psychological well-being terhadap keterampilan berbicara siswa kelas iv sdn samata kecematan somba opu kabupaten gowa. Jurnal Pendidikan Dan, 1(4).

24. Al-Yagon, M. (2010). Maternal emotional resources and socio-emotional well-being of children with and without learning disabilities. Family Relations, 59, 152–169. https://doi.org/10.1111/j.1741-3729.2010.00592.x

25. Amawidyati, S. A. G., & Utami, M. S. (2020). Religiusitas dan psychological well‐being pada korban gempa. Advances in Soft Computing, 51(2), 134–138. https://doi.org/10.1007/978-3-540-85867-6_16

26. Choi, J. Y., Eoh, Y., & Kang, J. H. (2024). Emotion socialization mediates the short-term longitudinal relationship between mothers’ depressive symptoms and children’s emotion regulation. Current Psychology, 43, 3599–3606.

27. Derang, I., Novitarum, L., & Cindia, P. (2023). Hubungan spiritualitas dengan psychological well-being pada siswa smp swasta assisi Medan tahun 2022. Jurnal Cakrawala Ilmiah, 2(7), 2863–2878. https://doi.org/10.53625/jcijurnalcakrawalailmiah.v2i7.5271

28. Diener, E. (2009). Subjective well-being. In The science of well-being. Dordrecht (pp. 11–58) Routledge.

29. Gassman-Pines, A., Ananat, E. O., & Fitz-Henley, J. (2020). COVID-19 and parent-child psychological well-being. Pediatrics, 146(4). https://doi.org/10.1542/peds.2020-007294

30. Gorrese, A., & Ruggieri, R. (2012). Peer attachment: A meta-analytic review of gender and age differences and associations with parent attachment. Journal of Youth and Adolescence, 41(5), 650–672. https://doi.org/2443/10.1007/s10964-012-9759-6

31. Huppert, F. A. (2009). Psychological well‐being: Evidence regarding its causes and consequences. Applied psychology: health and well‐being, 1(2), 137–164.

32. King, R. B., & Ganotice, F. A. (2013). The social underpinnings of motivation and achievement: Investigating the role of parents, teachers, and peers on academic outcomes. The Asia-Pacific Education Researcher, 23, 745–756. https://doi.org/10.1007/s40299-013-0148-z

33. Manurung, A., & Aritonang, N. N. G. P. (2023). Pengaruh gratitude terhadap psychological well-being (pwb) pada siswa asrama sma swasta assisi di siantar. Innovative: Journal of Social Science Research, 3(4 SE-Articles), 9012–9025.

34. Nasihah, U. F., & Djuwita, R. (2021). Intervensi bagi guru sd perempuan di masa pandemi covid-19: sebuah pelatihan peningkatan kebahagiaan psikologis. Jurnal Penelitian Pendidikan, Psikologi Dan Kesehatan (J-P3K), 2(1), 39–51. https://doi.org/10.51849/j-p3k.v2i1.87

35. Newland, L. A., Chen, H.-H., & Coyl-Shepherd, D. D. (2013). Associations among father beliefs, perceptions, life context, involvement, child attachment and school outcomes in the U.S. and Taiwan. A Journal of Theory, Research, and Practice about Men as Fathers, 11(1), 3–30. https://doi.org/10.3149/fth.1101.3

36. Parkes, А., Sweeting, H., & Wight, D. (2016). What shapes 7-year-olds’ subjective well-being? Prospective analysis of early childhood and parenting using the Growing Up in Scotland study. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, 51, 1417–1428. https://doi.org/10.1007/s00127-016-1246-z

37. Pham, K. V. (2023). Investigating perfectionism and subject wellbeing among college students: Stress coping strategies as a mediator. Education and Science Journal, 25(4), 196–210. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-4-196-210.

38. Potter, D. (2010). Psychosocial well-being and the relationship between divorce and children's academic achievement. Journal of Marriage and Family, 72, 933–946. https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2010.00740.x

39. Wita, I. W., Suarni, N. K., & Margunayasa, I. G. (2023). Analysis of Psychological Well-Being in High Grade Elementary School Children. Journal La Medihealtico, 4(6), 302–308. https://doi.org/10.37899/journallamedihealtico.v4i6.954

40. Yaffe, Y., Grinshtain, Y., & Harpaz, G. (2024). Overparenting in parents of elementary school children: the direct association with positive parent-child relationship and the indirect associations with parental self-efficacy and psychological well-being. Journal of Child and Family Studies, 33, 863–876. https://doi.org/10.1007/s10826-023-02764-0


Рецензия

Для цитирования:


Кагермазова Л.Ц., Велиева С.В. Субъективное благополучие детей младшего школьного возраста сквозь призму семейных отношений. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2025;8(2):9-17. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-2-9-17. EDN: AJEOGD

For citation:


Kagermazova L.S., Velieva S.V. Subjective Well-Being of Primary School Children Through the Prism of Family Relations. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2025;8(2):9-17. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-2-9-17. EDN: AJEOGD

Просмотров: 137


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+