Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов с разным уровнем мотивации достижения успеха
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-4-9-18
EDN: BOFISL
Аннотация
Введение. В статье рассмотрены особенности ценностных и смысложизненных ориентаций, мотивационная сфера личности, что в настоящее время является одной из ключевых тем в психологии. Ценностные ориентации и смысложизненные ориентации взаимосвязаны и влияют на становление личности, ее развитие и способ достижения личностью целей в деятельности. Развитие мотивационного компонента личности тесно связано с ценностно-смысловой сферой, которая детерминирует направленность и содержание потребностей и мотивов. Большую значимость приобретают исследования различных форм мотивации, которые влияют на отношение к делу, качество выполненной работы, творческую составляющую деятельности. В исследовании авторы рассматривают мотивацию достижения успеха, так как она играет важную роль в успешной учебной и профессиональной деятельности. В условиях современного общества, жесткой конкурентности, быстро меняющейся экономической ситуации, специалисты, мотивированные на успех, имеют больше шансов на востребованность и самореализацию.
Цель. Изучить ценностные и смысложизненные ориентации студентов с разным уровнем мотивации достижения успеха.
Материалы и методы. В нашем исследовании были использованы следующие методики: опросник Т. Элерса «Мотивация достижения успеха», тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, тест М. Рокича «Ценностные ориентации». Обработка полученных данных проводилась с применением Н-критерия Краскала–Уоллиса.
Результаты исследования. Выборку исследования составили 60 студентов ДГТУ. В результате исследования были обнаружены различия в ценностных и смысложизненных ориентациях у студентов с разным уровнем мотивации достижения успеха. Исследование показало, что студенты со средним, высоким и очень высоким уровнем мотивации достижения успеха проявили большую осознанность своей жизни, имеют цели в будущем. Студенты с низкой мотивацией на успех менее склонны к анализу своих жизненных планов, менее склонны к целеполаганию, менее уверены, что жизнь человека может подчиняться осознанному контролю.
Обсуждение результатов. Изучая исследования других ученых, можно сделать вывод, что мотивация играет важную роль в период реализации потенциала и профессиональной самореализации. В исследовании выявлены различия в ценностях студентов с разной мотивацией к успеху. У студентов со средним уровнем мотивации достижения выявлено преобладание конформистских ценностей.
Ключевые слова
Об авторе
Оксана Ф. НиколенкоРоссия
кандидат философских наук, доцент кафедры психологии образования и организационной психологии
Список литературы
1. Абакумова, И. В., Азарко, Е. М., и Ефименко, В. Н. (2002). Становление и развитие понятия «личностный смысл» как категории отечественной психологии. Изд-во РГУ.
2. Абакумова, И. В. Азарко, Е. М., Комерова, Н. Е., и Пахомова, В. Г. (2022). Отношение к временной перспективе и особенности ценностно-смысловой сферы студентов в условиях цифровизации. Мир науки. Педагогика и психология, 10(4).
3. Аверьянов, А. И., и Тимохович, А. М. (2022). Сущность и развитие ценностно-смысловой сферы личности. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт, 1, 56–61.
4. Анисимова, Е. В. (2020). Социально-психологическая модель структуры ценностно-смысловых ориентаций личности. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 9(1-1), 150–163.
5. Ансимова, Н. П., и Мишучкова, Е. Ю. (2016). Ценностные ориентации и мотивация достижения студентов педагогического вуза. Ярославский педагогический вестник, 1, 205–208.
6. Биктина, Н. Н. (2021). Мотивация достижения успеха и личностные особенности студентов. АНИ: педагогика и психология, 10(1(34)), 331–334.
7. Власова, Н. В. (2019). Формирование ценностно-смысловой сферы развивающейся личности. Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии, 1, 19–24.
8. Ильин, Е. И. (2003). Мотивация и мотивы. Питер.
9. Леонтьев, Д. А. (2000). Тест смысложизненных ориентации (СЖО) (2-е изд.). Смысл.
10. Леонтьев, Д. А. (2003). Психология смысла. Смысл.
11. Милентьева, А. С. (2020). Ценностные ориентации и мотивация достижения успеха студентов вузов. Научные труды Московского гуманитарного университета, 6, 56–61. http://dx.doi.org/10.17805/trudy.2020.6.10
12. Плотникова, Е. С., и Оплетаева, Ю. Н. (2021). Мотивация достижения успеха в юношеском и зрелом возрасте. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия «Педагогика. Психология. Философия», 3 (23), 52–57.
13. Рожков, Е. М. (2014). Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых. Современная наука, 3, 44–46.
14. Рыжая, Ю. Н. (2008). Факторы жизненного успеха в представлениях современного студента. Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2, 44–50.
15. Соколов, А. В. (2005). Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества. Социсс, 9, 91–97.
16. Щербакова, Т. Н., и Мариненко, Т. Ю. (2024). Смысложизненные ориентации и стратегии совладающего поведения у молодых людей с разной ориентацией на будущее. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 7(1), 88–96. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-88-96
17. Baumeister, R. F. (1986). Identity: Cultural change and the struggle for self. Oxford University Press.
18. Nikolenko, O., Zheldochenko, L., & Lomova, N. (2020). Psychological and pedagogical conditions for the formation of value-semantic sphere of students of technical specialties. E3S Web of Conferences, 175, 15029 https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017515029
19. Nikolenko, O., & Zheldochenko, L. (2021). Value orientations of students with different levels of general communicative tolerance. E3S Web of Conferences, 273, 12044. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312044
Рецензия
Для цитирования:
Николенко О.Ф. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов с разным уровнем мотивации достижения успеха. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2025;8(4):9-18. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-4-9-18. EDN: BOFISL
For citation:
Nikolenko O.F. Features of Value and Life-meaning Orientations of Students with Different Levels of Motivation to Achieve Success. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2025;8(4):9-18. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-4-9-18. EDN: BOFISL