Возрастные особенности взаимосвязи параметров работы и жизни
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-4-19-30
EDN: JQAENF
Аннотация
Введение. Профессиональная деятельность составляет важную часть жизни человека, зачастую занимая верхние позиции в иерархии ценностных ориентаций. Об этом свидетельствуют многочисленные отечественные и зарубежные исследования, в которых установлено влияние профессиональной деятельности на психологическое благополучие личности и удовлетворенность жизнью в целом. У каждого человека есть собственное представления о том, какова будет его работа или о том, какой бы он хотел ее видеть, как и о своей будущей жизни. На основе этих представлений люди выбирают профессию, место работы, стараясь, чтобы они максимально соответствовали их жизненным ориентирам. При этом исследования, касающиеся того, как люди разного возраста соотносят параметры работы и параметры жизни, отсутствуют.
Цель. Выявить возрастные особенности представлений о взаимосвязи параметров работы и жизни.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели был использован метод семантического дифференциала. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с применением метода ранговой корреляциии Спирмена.
Результаты исследования. В исследовании приняли участие 105 человек, распределенных по четырем возрастным группам: студенты 1 курса, студенты 4 курса, молодые работники со стажем 2–5 лет и опытные работники со стажем 5–10 лет. В каждой группе респондентов обнаружились значимые взаимосвязи между параметрами работы и параметрами жизни. Студенты 1 курса представляют, что шесть параметров работы будут взаимосвязаны с восемью параметрами жизни. В представлениях студентов 4 курса шесть параметров работы взаимосвязаны с семью параметрами жизни. В группе молодых сотрудников обнаружилось самое большое число значимых взаимосвязей, а опытные сотрудники представляют, что в будущем небольшое число параметров работы будет взаимосвязано с большим числом параметров жизни.
Обсуждение результатов. У студентов 1 курса представления о будущих взаимосвязях между параметрами работы и жизни идеалистические, у студентов 4 курса все взаимосвязи четкие и объективные, что свидетельствует о реалистичности представлений. В представлениях молодых специалистов взаимосвязи указывают на стремление к гедонизму и наличие определенной растерянности. Представления опытных сотрудников о взаимосвязи параметров работы и жизни четкие, структурированные и содержательные.
Об авторе
Элеонора А. БолдыреваРоссия
Элеонора Арменовна Болдырева, преподаватель кафедры уголовного процесса, Ростовский юридический институт Министерства Внутренних Дел России
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1240882
344015, г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 83
Список литературы
1. Абилханова, Ж. Т. (2022). Проблемы выбора будущей профессии старшими школьниками и пути их решения. Наука и реальность, 2 (10), 24–27.
2. Алонцева, А. И. (2020). Взаимосвязь психологического благополучия с профессиональной успешностью стрелков ведомственной охраны железнодорожного транспорта. Мир науки. Педагогика и психология, 8(4).
3. Argyle, M. (1990). The psychology of happiness. Progress.
4. Арендачук, И. В. (2017). Проблема выбора профессии современными старшеклассниками. Профессиональная ориентация, 1, 15–22.
5. Балабанова, Е. С., Эфендиев, А. Г., и Гоголева, А. С. (2021). Российская работающая молодежь: стратегии достижения благополучия. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 14(1), 33–52. https://doi.org/10.21638/spbu12.2021.103
6. Бугелова, Т., Бенедикова, М., Чупкова, Л., и Максимова, Л. А. (2019). Кросс-культурное исследование отношения к трудовой деятельности представителей разных возрастных групп. Педагогическое образование в России, 4, 36–42. http://dx.doi.org/10.26170/po19-04-04
7. Быстрова, И. В., Морозова, Е. Б., и Шавырина, А. А. (2024). Удовлетворенность жизнью лиц зрелого возраста с различными профессиональными предпочтениями. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 13(2 (47)), 150–153.
8. Ефремова, М. Д. (2018). Исследование влияния ценностных ориентаций на выбор профессии. Скиф. Вопросы студенческой науки, 8 (24), 41–47.
9. Истратова, О. Н. (2022). Адаптация к вузу студентов с разной выраженностью позиции субъекта профессионального выбора. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 11(1 (38)), 45–49. http://dx.doi.org/10.57145/27128474_2022_11_01_09
10. Казначеева, С. Н., Быстрова, Н. В., и Уракова, Е. А. (2019). Проблема выбора профессии современными старшеклассниками. Проблемы современного педагогического образования, 65–1, 138–142.
11. Лозовая, Л. Г., и Степанова–Третьякова, Н. С. (2021). Выбор профессии. Мифы и реальность. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 7 (58), 48–51. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-7-48-51
12. Сагова, З. А. (2023). Взаимосвязь объективной профессиональной успешности и жизненной удовлетворенности спортивных тренеров. Психология. Журнал Высшей Школы Экономики, 20(3), 548–562. http://doi.org/10.17323/1813-8918-2023-3-548-562
13. Стрельникова, Ю. Ю. (2023). Удовлетворённость трудом и субъективное благополучие сотрудников органов внутренних дел. Вестник Санкт–Петербургского университета МВД России, 4 (100), 228–236. https://doi.org/10.35750/2071-8284-2023-4-228-236
14. Темницкий, А. Л., и Бессокирная, Г. П. (2018). Удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью в современной России: модели взаимосвязей. Вестник Омского университета. Серия «Экономика», 4 (64), 138–152. https://doi.org/ 10.25513/1812-3988.2018.4.138-152
15. Федяева, И. Ю. (2020). Взаимосвязь удовлетворенности трудом с субъективным благополучием и удовлетворенностью жизнью работников промышленного предприятия. Вестник вятского государственного университета, 1, 158–166. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.20.017
16. Хохлова, Н. И., и Шаброва, Н. В. (2022). Маркеры удовлетворенности жизнью в поздней зрелости. Северный регион: наука, образование, культура, 1 (49), 55–60. https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-55-60
17. Шабанова, Т. В. (2019). Опыт диагностики удовлетворенностью жизнью в связи с характеристиками профессиональной идентичности у курсантов военных вузов. Sciences of Europe, 39–4 (39), 58–67.
18. Banerjee, S. A. (2015). Study of the relationship between Job Satisfaction and Life Satisfaction. International Journal of Business Quantitative Economics and Applied Management Research, 1(8), 30–41.
19. Bari, D., & Robert, P. (2016). Who Benefits More from a Balanced life? Gender Differences in Work–life Balance and Satisfaction with Life in Eight Post–communist Countries. Intersections: East European Journal of Society and Politics, 2(3), 21–41. http://dx.doi.org/10.17356/ieejsp.v2i3.195
20. Jain, V. (2022). Qureshi H. Modelling the factors affecting Quality of Life among Indian police officers: a novel ISM and DEMATEL approach. Safety and Health at Work, 13(4), 456–468. https://doi.org/10.1016/j.shaw.2022.07.004
21. Park, H., & Jeong, D. Y. (2015). Psychological well–being, life satisfaction, and self–esteem among adaptive perfectionists, maladaptive perfectionists, and nonperfectionists. Personality and Individual Differences, 72, 165–170. https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.08.031
22. Seligman, M. E. P., Ernst, R. M., Gillham, J., Reivich, K., & Linkins, M. (2009). Positive education: positive psychology and classroom interventions. Oxford Review of Education, 35(3), 293–311. https://doi.org/10.1080/03054980902934563
23. Werner–Desondberg, Ch. R. M. (2020). Well-being of police custody staff: a multi strategy-approach across seven police forces [Doctoral dissertation thesis]. Nottingham Trent University.
Рецензия
Для цитирования:
Болдырева Э.А. Возрастные особенности взаимосвязи параметров работы и жизни. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2025;8(4):19-30. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-4-19-30. EDN: JQAENF
For citation:
Boldyreva E.A. Age features of the relationship between work and life parameters. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2025;8(4):19-30. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-4-19-30. EDN: JQAENF















