Формирование исследовательской компетенции обучающихся по индивидуальной образовательной траектории с применением средств проектной деятельности в процессе изучения иностранного языка
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-4-40-53
EDN: SFCYKD
Аннотация
Введение. Данное исследование посвящено проблеме формирования исследовательской компетенции у студентов Донского государственного технического университета, обучающихся по модели индивидуализированного обучения, с применением средств проектной деятельности. Формирование исследовательской компетенции, будучи актуальной проблемой современного образования, тесно связано не только с вопросами ее организации в вузе, но и с педагогическими условиями, созданными в высшей школе.
Цель. Проанализировать процесс формирования исследовательской компетенции у обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям методом проектной деятельности и доказать, что образовательная среда в совокупности с проектной деятельностью позволяет развивать исследовательскую компетенцию обучающихся в процессе изучения иностранного языка, комплексно сочетая языковую практику и исследовательские навыки.
Материалы и методы. В данной работе использовались теоретические, эмпирические и статистические методы исследования. Среди теоретических можно выделить анализ, синтез, классификацию педагогических трудов по проблеме исследования; среди эмпирических – анкетирование, тестирование, эксперимент. Для диагностики компонентов исследовательской компетенции был применен ряд методик, среди которых методика диагностики мотивации С. А. Пакулиной, С. М. Кетько, методика мотивации учебной деятельности А. А. Реан, В. А. Якунина, методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной и другие.
Результаты исследования. В данном исследовании проверялось влияние образовательной среды на формирование исследовательской компетенции у студентов методом проектной работы в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык». Метод проектных работ был апробирован на студентах Т-университета ДГТУ с положительными результатами, подтверждающими высокую степень формирования исследовательской компетенции в предложенных условиях. Отметим, что исследование не завершено, планируется дальнейшее изучение результатов фокус-группы студентов Т-университета, а также сопоставительный анализ со студентами, обучающимся в классической образовательной среде.
Обсуждение результатов. Метод проектов, интегрированный в модули индивидуализированного обучения, способствует развитию у студентов критического и творческого мышления, учебной автономии, а также навыков самостоятельного учебно-познавательного процесса. Это формирует у обучающихся компетенции, которые могут быть использованы для образования и самообразования на протяжении всей жизни. Такой гибкий подход к обучению открывает перед студентами новые возможности, повышает их мотивацию к учебе и активизирует процесс достижения поставленных целей в виде конкретного результата – проекта.
Об авторе
Наталья Г. ВартановаРоссия
Наталья Геннадьевна Вартанова, кандидат филологических наук, доцент
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=776649
344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Апазаова, З. Н. (2012). Формирование исследовательской компетентности будущего учителя технологии в условиях колледжа [автореф. дис. канд. пед. наук]. КубГУ.
2. Давыдов, В. В. (1996) Теория развивающего обучения. ИНТОР.
3. Зеер, Э. Ф. (2013). Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования (2-е изд., испр. и доп.). Издательский центр «Академия».
4. Ибрагимова, Е. М., и Идиятов, И. Э. (2015). Исследовательская компетенция: основные характеристики понятия. Образование и саморазвитие, 4 (46), 24–26.
5. Карпова, Г. А. (1996). Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников: Метод. рекомендации для клас. рук. УрГПУ.
6. Качалов, Д. В. (2015). Формирование исследовательской компетенции магистрантов технического вуза. Russian Journal of Education and Psychology, 2 (46), 26–36. https://www.doi.org/10.12731/2218-7405-2015-2-17
7. Константинов, В. А. (2010). Формирование исследовательской компетентности студентов в условиях университетского ботанического сада. Ярославский педагогический вестник, 2(3), 135–139.
8. Леонтьев, Д. А. (2000). Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (2-е изд.). Смысл.
9. Лобова, Г. Н. (2004). Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности: содержательный аспект рабочей программы. Вестник Оренбургского государственного университета, 5, 55–59.
10. Момбекова, М. М. (2024). Формирование исследовательской компетенции будущих учителей иностранного языка в вузе как условие для модернизации образования. Образование и наука, 26(6), 42–68. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-42-68
11. Михалкина, Е. В., Никитаева, А. Ю., и Косолапова, Н. А. (2016). Организация проектной деятельности: Учебное пособие. Издательство Южного федерального университета.
12. Новикова, Н. Н. (2019). Проектная работа на занятиях по иностранному языку как важный шаг к учебной автономии. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 25(2), 163–167. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2019-25-2-163-167
13. Орлов, Ю. М. (1997). Мотивация поведения. Импринт-Гольфстрим.
14. Орлов, Ю. М., и Бабин, Б. А. (1978). Прогнозирование социальных потребностей молодежи. Наука.
15. Осипова, С. И., Гафурова, Н. В., Кублицкая, Ю. Г., Шубкина, О. Ю., и Зайцев, С. В. (2024). Цели и результаты образования в соответствии с вызовами современности. Современные наукоемкие технологии, 5-1, 236–242. https://doi.org/10.17513/snt.40035
16. Кетько, С. М., и Пакулина, С. А. (2010). Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза. Психологическая наука и образование psyedu.ru, 2(1), 7.
17. Плаксина, О. А., Матвеева, Т. А., и Шевелева, Л. В. (2013). Индивидуальная образовательная траектория студента при реализации ФГОС. Проблемы и перспективы развития образования в России, 18, 203–207.
18. Крылова, А. А., и Маничева, С. А. (2002). Практикум по общей и экспериментальной психологии. Питер.
19. Розова, Е. О. (2012). Использование проектной методики при обучении иностранному языку. Lingua mobilis, 1 (34), 162–167.
20. Савенков, А. И. (2024). Педагогика. Исследовательский подход: Учебник и практикум для вузов (2-е изд., испр. и доп.). Юрайт.
21. Сафонова, К. И., и Подольский, С. В. (2018). Проектная деятельность студентов в вузе: планирование проектов и оценка результативности их реализации. Общество: социология, психология, педагогика, 5 (49), 83–94. https://doi.org/10.24158/spp.2018.5.16
22. Черняева, Э. П. (2016). Индивидуализация обучения в высшей школе с использованием электронного учебника. Концепт, S16, 53–58.
23. Ханин, Ю. Л. (1976). Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. ЛНИ-ИТЕК.
24. Хуторской, А. В. (2017). Модель компетентностного образования. Высшее образование сегодня, 12, 9–16. https://www.doi.org/10.25586/RNU.HET.17.12.P.09
25. Шадриков, В. Д., Кургинян, С. С. (2015). Исследование рефлексии деятельности и ее диагностика через оценку конструктов психологической функциональной системы деятельности. Экспериментальная психология, 8(1), 106–126.
26. Шапошникова, Н. Ю. (2015). Индивидуальные образовательные траектории в вузах России и Великобритании: теоретические аспекты. Вестник МГИМО-Университета, 3 (42), 128–133. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2015-3-42-128-133
27. Якунин, В. А. (1994). Психология учебной деятельности студентов. Логос.
28. Barnett, B., & Muth, R. (2003). Using action-research strategies and cohort structures to ensure research competence for practitioner-scholar leaders. Journal of Research on Leadership Education, 3(1), 1–42. https://doi.org/10.1177/194277510800300101
29. Denkçi Akkaş, F., Tekin, I., & Aydın, S. (2022). Does developing research skills increase academic motivation among foreign language learners? The Literacy Trek, 8(2), 142–164. https://doi.org/10.47216/literacytrek.1124192
30. Herrera Naranjo, S., Suárez de la Torre, M., Restrepo de Mejía, F., & Facal, D. (2021). Foreign Language Training to Stimulate Cognitive Functions. Brain sciences, 11(10), 1315. https://doi.org/10.3390/brainsci11101315
31. Gunawardena, М., Bishop, Р., & Aviruppola, К. (2024). Personalized learning: The simple, the complicated, the complex and the chaotic. Teaching and Teacher Education, 139. https://doi.org/10.1016/j.tate.2023.104429
32. Plooy, E., Casteleijn, D., & Franzsen, D. (2024). Personalized adaptive learning in higher education: A scoping review of key characteristics and impact on academic performance and engagement. Heliyon, 10(21), e39630. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e39630
33. Spielberger, C. D. (1980). Test Anxiety Inventory: Preliminary professional manual. Consulting Psychology Press.
34. Vroom, V. H. (1964). Work and motivation. Wiley.
35. Wilson, A., Howitt, S., & Higgins, D. (2016). Assessing the unassessable: making learning visible in undergraduates’ experiences of scientific research. Assessment & Evaluation in Higher Education, 41(6), 901–916. https://doi.org/10.1080/02602938.2015.1050582
Рецензия
Для цитирования:
Вартанова Н.Г. Формирование исследовательской компетенции обучающихся по индивидуальной образовательной траектории с применением средств проектной деятельности в процессе изучения иностранного языка. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2025;8(4):40-53. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-4-40-53. EDN: SFCYKD
For citation:
Vartanova N.G. Formation of Research Competence of Students Following an Individual Educational Trajectory Using Project Activities in the Process of Learning a Foreign Language. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2025;8(4):40-53. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-4-40-53. EDN: SFCYKD















