Современные вызовы и возможности для обучения взрослых в высшей школе: сравнение педагогического и андрагогического подходов
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-69-79
Аннотация
Введение. Проблематика противостояния андрагогики, предполагающей самостоятельность обучающегося, и педагогики, ориентированной на преподавателя, обсуждается в научной литературе на протяжении десятилетий. Несмотря на высокий интерес к этой проблеме, отмечается недостаток синтетических исследований, позволяющих сравнить данные подходы к обучению взрослых, особенно в контексте современных вызовов в образовании.
Цель. Проведение критического анализа андрагогического и педагогического подходов к обучению взрослых на основе обзора мирового опыта их применения, а также выявление решений, позволяющих преодолеть их ограничения с учетом современных вызовов.
Теоретической обоснование. Определены преимущества и ограничения андрагогического и педагогического подходов к обучению взрослых, а также выявлены модели и решения, основанные на их интеграции. Подчеркивается перспективность интегрированного обучения, позволяющего студентам принимать ответственность за процесс обучения и достигать положительных результатов на основе применения различных методов синхронного и асинхронного обучения, таких как перевернутый класс, групповые обсуждения и проектно-ориентированное обучение.
Обсуждение и заключение. В ряде исследований обсуждается потенциальная эффективность моделей обучения, основанных на интеграции андрагогического и педагогического подходов. Поскольку педагогика недооценивает опыт взрослых студентов и не учитывает их потребности в достаточной мере, в то время как андрагогика отличается чрезмерной индивидуализацией и концентрацией на когнитивных аспектах обучения, потребность в разработке моделей смешанного обучения возрастает. Однако на данный момент данная проблематика недостаточно изучена и требует проведения эмпирических исследований влияния применения моделей, построенных на выбранных принципах педагогики и андрагогики, на мотивацию студентов и эффективность их обучения.
Об авторе
К. А. БармутаРоссия
Каринэ А. Бармута, доктор экономических наук, заведующий кафедрой
кафедра «Экономика и менеджмент»
344003
пл. Гагарина, 1
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Blackley, S., & Sheffield, R. (2015). Digital andragogy: A richer blend of initial teacher education in the 21<sup>st</sup> century. Issues in Educational Research, 25(4), 397–414.
2. Blackman, S. N. J. (2022). The impact of COVID-19 on education equity: A view from Barbados and Jamaica. PROSPECTS, 51(4), 611–625. doi: 10.1007/s11125-021-09568-4
3. Bosch, C., & Laubscher, D. J. (2022). Promoting self-directed learning as learning presence through cooperative blended learning. International Journal of Learning, Teaching and Educational Research, 21(9), 17–34. doi: 10.26803/ijlter.21.9.2
4. Botha, J.-A., & Masenge, A. (2022). The adult learner self-directedness scale: Validity and reliability assessment. SA Journal of Industrial Psychology, 48. doi: 10.4102/sajip.v48i0.1926
5. Clancy, S. L., & Jones, I. R. (2022). Dialogue, power and adult lifelong education: The place of a research circle. In, Canadian Association for Studies in Adult Education (CASAE) Annual Conference.
6. Cronin-Golomb, L. M., & Bauer, P. J. (2023). Self-motivated and directed learning across the lifespan. Acta Psychologica, 232, 103816. doi: 10.1016/j.actpsy.2022.103816
7. Dada, D., Laseinde, O. T., & Tartibu, L. (2023). Student-centered learning tool for cognitive enhancement in the learning environment. Procedia Computer Science, 217, 507–512. doi: 10.1016/j.procs.2022.12.246
8. Edina, M., Márta, M., & Tünde, B. (2021). Adult learner’s motivation for learning from a comparative perspective. The New Educational Review, 63, 123–136. doi: 10.15804/tner.21.63.1.10
9. El-Amin, A. (2020). Andragogy: A theory in practice in higher education. Journal of Research in Higher Education, 4(2), 54–69.
10. Gagnon, N. (2021). COVID-19 pandemic and possible futures of adult online learning in higher education: Six trends that could shape the future. Médiations et médiatisations, 8, 72–85.
11. Gouthro, P. (2019). Taking time to learn: The importance of theory for adult education. Adult Education Quarterly, 69(1), 60–76. doi: 10.1177/0741713618815656
12. Gu, J., Zhao, D., & Wu, J. (2018). Can curriculum help career success? An empirical research on the perceived employability of students. Higher Education Research & Development, 37(5), 966–983. doi: 10.1080/07294360.2018.1473843
13. Henschke, J. A. (2016). A history of andragogy and its documents as they pertain to adult basic and literacy education. The PAACE Journal of Lifelong Learning, 25, 1–28.
14. Holmes, K., & Preston, G. (2022). Concept of pedagogy and andragogy education. Community Medicine and Education Journal, 1(1), 12–18. doi: 10.37275/cmej.v1i1.166
15. Irzawati, I. (2023). The pros and cons of integrating collaborative learning into lesson plan design. Progres Pendidikan, 4(1), 1–11. doi: 10.29303/prospek.v4i1.325
16. Jeanes, E. (2020). A meeting of mind(sets). Integrating the pedagogy and andragogy of mindsets for leadership development. Thinking Skills and Creativity, 39, 100758. doi: 10.1016/j.tsc.2020.100758
17. Jekabsone, I., & Gudele, I. (2021). Challenges of the adult learning sector in context of COVID-19 in Latvia. In, “Economic Science for Rural Development”, Proceedings of the 2021 International Conference (pp. 124–131). doi: 10.22616/ESRD.2021.55.012
18. Kingkaew, C., Theeramunkong, T., Supnithi, T., Chatpreecha, P., Morita, K., Tanaka, K., & Ikeda, M. (2023). A learning environment to promote awareness of the experiential learning processes with reflective writing support. Education Sciences, 13(1), 64. doi: 10.3390/educsci13010064
19. Kintu, M. J., Zhu, C., & Kagambe E. (2017). Blended learning effectiveness: the relationship between student characteristics, design features and outcomes. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 14, 7. doi: 10.1186/s41239-017-0043-4
20. Knowles, M. S., Holton III, E. F., & Swanson, R. A. (2005). The adult learner: The definitive classic in adult education and human resource development (6th ed.). Elsevier Inc.
21. Lewis, N., & Bryan, V. (2021). Andragogy and teaching techniques to enhance adult learners’ experience. Journal of Nursing Education and Practice, 11(11). doi: 10.5430/jnep.v11n11p31
22. Lin, X. (2019). Self-regulated learning strategies of adult learners regarding non-native status, gender, and study majors. Journal of Global Education and Research, 3(1), 58–70. doi: 10.5038/2577-509X.3.1.1018
23. Loeng, S. (2018). Various ways of understanding the concept of andragogy. Cogent Education, 5(1). doi: 10.1080/2331186X.2018.1496643
24. Luka, I. (2022). Implementation of a Multilingual Blended Learning Course for Non-formal and Informal Adult Learning during the COVID-19 Pandemic. International Journal of Research in E-Learning, 8(2), 1–23. doi: 10.31261/IJREL.2022.8.2.03
25. Mårell-Olsson, E. (2019). University students as co-creators in designing gamification teaching activities using emergent technologies in Swedish K-12 education. Interaction Design and Architecture (s), 42, 47–69.
26. Maunumäki, M., Maunula, M., & Harju-Luukkainen, H. (2022). Difficult but valuable! Learning in student-centered assessment feedback practices in higher education. Journal of Education, Society and Behavioural Science, 35(11), 20–37. doi: 10.9734/JESBS/2022/v35i1130467
27. McKenna, K., Gupta, K., Kaiser, L., Lopes, T., & Zarestky, J. (2019). Blended learning: balancing the best of both worlds for adult learners. Adult Learning, 31(4). doi: 10.1177/1045159519891997
28. Merriam, S. B. (2017). Adult learning theory: Evolution and future directions. PAACE Journal of Lifelong Learning, 26, 21–37.
29. Putri, S., & Elihami, E. (2021). The concept andragogy and pedagogy: E-learning model during COVID-19 pandemic. Jurnal Edukasi Nonformal, 2(1), 18–24.
30. Salikhova, N. R., Lynch, M. F., & Salikhova, A. B. (2021). Adult learners’ responses to online learning: A qualitative analysis grounded in self-determination theory. EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 17(10), em2011. doi: 10.29333/ejmste/11176
31. Sangrà, A., Vlachopoulos, D., & Cabrera, N. (2012). Building an inclusive definition of e-learning: An approach to the conceptual framework. The International Review of Research in Open and Distance Learning, 13(2), 146–159. doi: 10.19173/irrodl.v13i2.1161
32. Şenel, S., & Şenel, H. C. (2021). Remote assessment in higher education during COVID-19 pandemic. International Journal of Assessment Tools in Education, 8(2), 181–199. doi: 10.21449/ijate.820140
33. Subba, P. B. (2019). Andragogy and pedagogy working together in shifting balance. Adult Education, 8(1), 3.
34. Taylor, B., & Kroth, M. (2009). Andragogy’s transition into the future: meta-analysis of andragogy and its search for a measurable instrument. Journal of Adult Education, 38(1), 1–11.
35. Tett, L. (2023). Community-based adult learning: a Scottish case study in the time of COVID-19. Adult Literacy Education: The International Journal of Literacy, Language, and Numeracy, 5, 21–35. doi: 10.35847/LTett.5.1.21
36. Tezcan, F. (2021). Andragogy or pedagogy: Views of young adults on the learning environment. International Education Studies, 15(1). doi: 10.5539/ies.v15n1p136
37. Urban, K., & Jirsáková, J. (2021). Motivation and personality traits in adult learners. Journal of Adult and Continuing Education, 28(1), 151–166. doi: 10.1177/14779714211000361
38. Volker, E., Gupta, S., & Brown, B. (2023). Inclusive education: Advantages and overcoming barriers. MacEwan University Student Ejournal, 6(1). doi: 10.31542/muse.v6i1.2281
39. Wang, Q., Quek, C. L., & Hu, X. (2017). Designing and improving a blended synchronous learning environment: An educational design research. International Review of Research in Open and Distributed Learning, 18(3), 99–118. doi: 10.19173/irrodl.v18i3.3034
40. Youde, A. (2018). Andragogy in blended learning contexts: Effective tutoring of adult learners studying part-time, vocationally relevant degrees at a distance. International Journal of Lifelong Education, 37(2), 255–272. doi: 10.1080/02601370.2018.1450303
Рецензия
Для цитирования:
Бармута К.А. Современные вызовы и возможности для обучения взрослых в высшей школе: сравнение педагогического и андрагогического подходов. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(3):69-79. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-69-79
For citation:
Barmuta K.A. Current Challenges and Opportunities for Adult Education: Comparison of Pedagogical and Andragogical Approaches. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(3):69-79. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-69-79