Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Опубликован: 30.06.2023

Том 6, № 3 (2023)
Скачать выпуск PDF

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

8-15 291
Аннотация

   Введение. Супервизия, в том числе групповая, создавая условия для личностного развития и профессионально-личностной трансформации, выступает важным фактором формирования профессиональных навыков и компетенций психолога-практика. В ходе групповой супервизии задействуется смыслопередача, происходят обмен опытом, анализ внутренних конфликтов, переносов и контрпереносов, разбор и рефлексия клинических случаев, развитие личностных и профессиональных навыков, расширение компетенций, что в итоге оказывает влияние на формирование профессиональной идентичности. Онлайн-супервизия выступает альтернативой традиционному очному формату проведения супервизии, однако ее успешное применение требует методологической проработки особенностей ее проведения и понимания преимуществ и ограничений.

   Цель. Обоснование важности групповой онлайн-супервизии как фактора, способствующего профессионально-личностной трансформации психологов-практиков.

   Теоретическое обоснование. Рассмотрено влияние участия в групповой онлайн-супервизии на профессиональное развитие психолога-практика. Отмечены особенности происходящих при групповой супервизии процессов. Включение психолога-практика в группу позволяет получить больше обратной связи, инициировать процесс смыслопередачи за счет возможности включения специалиста в различные роли взаимодействия. Онлайн-супервизия в групповом формате, по сравнению с очным форматом, имеет ряд преимуществ для профессионального развития практикующих психологов, из которых наиболее значимыми являются доступность, комфортность и простота ее проведения. В ряде работ по теме групповой супервизии отмечаются важнейшие аспекты супервизии, позволяющие психологу-практику взглянуть на себя со стороны, повысить осознанность совершаемых действий.

   Обсуждение и заключение. При всех достоинствах онлайн-супервизии отмечаются возможные недостатки, которые могут повлиять на ее качество. При соблюдении необходимых регламентов онлайн-супервизия будет выступать как важный предиктор профессионального и личностного развития.

16-22 343
Аннотация

   Введение. Арт-терапия в условиях повышенной неопределенности и постоянно изменяющегося мира может служить источником повышения жизнестойкости и психологического благополучия. С внедрением цифровых технологий появилась возможность рассмотрения цифрового искусства в психотерапии и психологическом консультировании, на что на данный момент обращается недостаточно внимания.

   Цель. Анализ современных представлений об эффективности применения цифровых технологий в арт-терапии и рассмотрение цифрового искусства в рамках психотерапии и психологического консультирования.

   Теоретическое обоснование. Применение цифрового искусства в психологии и психологическом консультировании может помочь клиенту экологично сфокусироваться на своих ощущениях и повысить рефлексивность, что будет способствовать раскрытию как его ресурсов, так и его потенциала. Использование технологий и медиа, в том числе возможностей виртуальной реальности, в арт-терапевтической практике имеет следующие особенности: доступность, адаптивность, удобство, способствование креативному самораскрытию участников процесса и изучению ими новых навыков, создание новых форм взаимодействия с клиентом через цифровые технологии, уменьшение стигматизации и способствование улучшению результатов лечения. Использование цифрового искусства в арт-терапии может помочь создать у клиента ощущение контроля над реальностью.

   Обсуждение и заключение. Несмотря на возможные риски использования цифрового искусства, связанные с привыканием к гаджетам или к виртуальной реальности и техническими или методологическими трудностями, обращение к цифровому искусству в современных условиях становится все актуальнее. Отражены особенности взаимодействия цифрового искусства и психологического консультирования и психотерапии и обозначен вектор его развития. Настоящий обзор может быть полезен для психологов и арт-терапевтов, студентов педагогических училищ и институтов, педагогов и специалистов по различным вопросам психологического консультирования и психокоррекции.

23-31 278
Аннотация

   Введение. Проблема созависимости в данной статье связывается с чувством неопределенности. Формирование созависимости рассматривается в рамках возрастной психологии. Прибегание к видам зависимого поведения может являться своеобразной попыткой преодоления ощущения неопределенности и возвращения чувства комфорта. Неопределенность является реальностью современной жизни, влияющей на развитие высокого уровня тревоги, что обуславливает актуальность изучения проблемы.

   Цель. Теоретический анализ созависимого поведения и его взаимосвязи с концепцией неопределенности.

   Теоретическое обоснование. Термин «толерантность к неопределенности» рассмотрен в различных научных интерпретациях. При возрастании уровня тревоги в ситуациях неопределенности у человека вырабатывается определенная терпимость к страданию, что трансформирует здоровую личность в созависимую. Также созависимость может быть определена как болезнь, приносящая вред развитию личности. Приведены различные определения данного понятия, описывающие созависимость в разных научных контекстах. Воспитание в дисфункциональной семье может быть фактором влияния на увеличение толерантности к неопределенности, а следовательно, и на развитие созависимой личности.

   Обсуждение и заключение. Невозможность обращения к эмоциональной или рациональной сфере людей, воспитанных в дисфункциональных семьях, ведет к ограниченности их в коммуникации с другими и в идентификации чувств тревоги. Отмечается двойственность в интерпретации различными авторами понятий неопределенности и созависимости, поскольку, с одной стороны, созависимость предстает как болезнь, а с другой — как форма адаптации. Небольшое количество экспериментальных исследований на тему формирования созависимости определяет дальнейший вектор изучения вопроса созависимого поведения и его взаимосвязи с концепцией неопределенности.

32-39 245
Аннотация

   Введение. Специфика современных трансформаций общества предъявляет новые требования к личности предпринимателя и обуславливает необходимость умения поддерживать собственное психологическое благополучие. Личность предпринимателя является ключевой фигурой развития экономической сферы, поэтому особый интерес вызывают исследования психологических составляющих ее успешности.

   Цель. Проведение сопоставительного анализа и описание выраженности психологического благополучия респондентов с различным статусом предпринимательской деятельности.

   Материалы и методы. В исследовании приняли участие 58 респондентов-предпринимателей, задействованных в сфере от трех до семи лет, и 58 респондентов, никогда не занимавшихся предпринимательской деятельностью. В выборке представлен возрастной диапазон 30–50 лет. Для сбора данных использовалась методика «Шкала психологического благополучия Рифф» (RPWB), адаптированная Лепешинским. Применены U-критерий Манна-Уитни и коэффициент Пирсона.

   Результаты исследования. Респонденты-предприниматели продемонстрировали высокий уровень по шкалам «личностный рост», «цель в жизни» и «управление окружающими». В группе респондентов, не занимающихся предпринимательской деятельностью, показатели этих же шкал находятся на среднем уровне. Выявлена отрицательная корреляционная связь, характерная для обеих групп респондентов, между показателем положительного отношения к окружающим и количеством подчиненных.

   Обсуждение и заключение. Подчеркивается роль субъективных факторов в формировании психологического благополучия в предпринимательской среде. Человек, связанный с предпринимательской деятельностью, ощущает себя способным реализовать собственный потенциал. Он вовлекается в поиск новой информации, технологий, способов повышения собственной эффективности и качества собственной жизни. Отмечается высокая степень ориентированности на полноту самореализации в реальных жизненных условиях, стремление найти оптимальную модель поведения, которая позволит человеку соответствовать социально-ролевым ожиданиям и успешно реализовывать собственные идеи, личностный и профессиональный потенциал, при этом сохраняя свою индивидуальность.

40-50 200
Аннотация

   Введение. Виртуальное пространство пронизывает все сферы общественной жизни современного человека. Возникает необходимость пересмотра многих основополагающих характеристик личности и ее поведения через призму реализации их в виртуальном пространстве. Формируется актуальность оценки и анализа изменений, происходящих в категориальных структурах личности, которые структурируют и интерпретируют полученный опыт и принимают непосредственное участие в формировании совокупности представлений личности о собственном Я.

   Цель. Выявление основных категорий интерпретации индивидуального опыта интернет-пользователя в контексте формирования представления о своем виртуальном Я, а также определение места виртуального образа Я в категориальной системе пользователя.

   Материалы и методы. В качестве диагностической методики был использован Репертуарный тест ролевого конструкта (Дж. Келли) для оценки личностных конструктов, используемых в интерпретации индивидуального опыта, приобретенного в виртуальном пространстве. Выборку составили 50 студентов в возрасте от 17 до 26 лет.

   Результаты исследования. Выявлены категории, объединяющие конструкты, которые участвуют в интерпретации опыта интернет-пользователей и представляют собой базовые параметры оценки пользователями собственного Я: «взаимоотношения» (Я–другие), «самоотношение» (Я–Я), «самореализация» (Я и другое Я), «свобода действий» (Я и границы) и «самочувствие» (Я и состояния). Зафиксирована высокая значимая связь виртуального образа с категориями «взаимоотнощения», «самореализация» и «свобода действий».

   Обсуждение и заключение. Обнаруженная связь обуславливается широкими возможностями виртуального пространства и рефлексивным характером активности виртуальной личности. Результаты подчеркивают значимость процессов и механизмов самосознания, которые лежат в основе конструирования образа Я и в виртуальном пространстве претерпевают значительные изменения. Практическая значимость данного исследования заключается в возможности профилактики и коррекции деструктивных проявлений, связанных с формированием искаженного представления о собственном Я в виртуальном пространстве, на основе анализа категориальной системы пользователя.

51-58 494
Аннотация

   Введение. Вопрос цифровой личности и поведения личности в цифровой среде остается открытым и актуальным на современном этапе развития науки. Существующие философские, математические, психологические и социологические подходы приближают понимание феномена личности в цифровой среде, однако не раскрывают его в полной мере. За рамками исследований ряда авторов остается дифференциация поведения в виртуальной и цифровой среде, определение этапов становления личности в цифровой среде и механизмов ее функционирования. В связи с этим, актуальным становится всестороннее изучение личности в цифровой среде и дефиниция основных терминов — цифровая личность, цифровое поведение и цифровая активность.

   Цель. Анализ специфики цифровой личности и особенностей ее цифрового поведения.

   Теоретической обоснование. Цифровая личность может быть представлена как сосредоточение реальной личности и ей могут быть свойственны бестелесность, анонимность, бездомность, обратимость во времени. Отмечено, что цифровая личность может быть константным образованием и предполагать субъективные цифровые мотивы, аффективные состояния, когнитивные особенности и психофизиологические детерминанты. Личность в цифровом пространстве может приобретать новые, недоступные ранее, формы когнитивной переработки информации. Уточнено, что цифровая активность личности делится на стабильную, метастабильную и резонансную и представлена количеством используемых цифровых ресурсов и частотой их применения. Цифровое поведение представляет собой активность личности или ее образа в цифровой среде, которая проявляется во взаимодействии с другими образами в цифровой среде.

   Обсуждение и заключение. Цифровая личность — сложное и многофакторное образование, которое характеризуется спецификой поведения в цифровой среде и уровнем его активности. В свою очередь, для построения концептуальной модели цифровой личности необходимо изучить ее когнитивные особенности, в том числе сформированные под воздействием цифровой среды; аффективные состояния и их цифровую трансформацию. Более того, значимым становится исследование психофизиологических коррелят цифрового поведения личности в цифровой среде. Указанные параметры исследования позволят расширить представления о цифровой личности.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

59-68 228
Аннотация

   Введение. Известно, что целями экзогенного внимания являются наиболее информативные области зрительной сцены. Результаты последних научных работ указывают на ведущую роль в решении различных зрительных задач признаков второго порядка — пространственных неоднородностей градиентов яркости. Однако вопрос о приоритетности для внимания тех или иных пространственных неоднородностей изучен недостаточно.

   Цель. Определение, в какой степени пространственные модуляции разной размерности приоритетны для экзогенного внимания наблюдателя при решении задачи зрительного опознания.

   Материалы и методы. С помощью компьютерной модели зрительных фильтров второго порядка из полутоновых изображений объектов естественной и искусственной природы была удалена вся информация, кроме модуляций определенной размерности. В эксперименте 1 за внимание конкурировали изображения разной размерности модуляций, но с равным частотным наполнением. В эксперименте 2 все три изображения, конкурировавшие за внимание, были представлены одной размерностью модуляций, но с разным частотным наполнением. В качестве показателя привлечения внимания был использован первый после появления стимула перевод взора испытуемого. В исследовании приняли участие 75 испытуемых в возрасте от 19 до 23 лет с нормальным или скорректированным до нормы зрением. Для определения статистической значимости полученных результатов использовался критерий χ2.

   Результаты исследования. Было обнаружено, что среди изображений разной размерности модуляций внимание чаще привлекали модуляции контраста и ориентации. В случае же, когда за внимание конкурировали модуляции одной размерности, приоритетность изображений падала с ростом пространственной частоты несущей.

   Обсуждение и заключение. Полученный результат объясняется тем, что в конкуренции за экзогенное внимание преимущество остаётся за областями с бóльшей амплитудой модуляции градиентов яркости.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

69-79 179
Аннотация

   Введение. Проблематика противостояния андрагогики, предполагающей самостоятельность обучающегося, и педагогики, ориентированной на преподавателя, обсуждается в научной литературе на протяжении десятилетий. Несмотря на высокий интерес к этой проблеме, отмечается недостаток синтетических исследований, позволяющих сравнить данные подходы к обучению взрослых, особенно в контексте современных вызовов в образовании.

   Цель. Проведение критического анализа андрагогического и педагогического подходов к обучению взрослых на основе обзора мирового опыта их применения, а также выявление решений, позволяющих преодолеть их ограничения с учетом современных вызовов.

   Теоретической обоснование. Определены преимущества и ограничения андрагогического и педагогического подходов к обучению взрослых, а также выявлены модели и решения, основанные на их интеграции. Подчеркивается перспективность интегрированного обучения, позволяющего студентам принимать ответственность за процесс обучения и достигать положительных результатов на основе применения различных методов синхронного и асинхронного обучения, таких как перевернутый класс, групповые обсуждения и проектно-ориентированное обучение.

   Обсуждение и заключение. В ряде исследований обсуждается потенциальная эффективность моделей обучения, основанных на интеграции андрагогического и педагогического подходов. Поскольку педагогика недооценивает опыт взрослых студентов и не учитывает их потребности в достаточной мере, в то время как андрагогика отличается чрезмерной индивидуализацией и концентрацией на когнитивных аспектах обучения, потребность в разработке моделей смешанного обучения возрастает. Однако на данный момент данная проблематика недостаточно изучена и требует проведения эмпирических исследований влияния применения моделей, построенных на выбранных принципах педагогики и андрагогики, на мотивацию студентов и эффективность их обучения.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ

80-92 238
Аннотация

   Введение. Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются со многими проблемами и стресс-факторами, и психологическое консультирование может предоставить им психологическую поддержку. В значительной степени успех такого консультирования зависит от эффективной смыслопередачи педагога-психолога. Несмотря на то, что существуют исследования факторов эффективности психологического консультирования родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, мало что известно о конкретных методах и стратегиях, используемых педагогами-психологами для смыслопередачи и эффективного общения с родителями.

   Цель. Теоретический обзор литературы по вопросу особенностей смыслопередачи в работе педагога-психолога при консультировании родителей детей с недостатками в физическом или психическом развитии, а также эмпирический анализ результатов наблюдения за деятельностью психолога в ДОУ и процесса смыслопередачи в консультировании родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Теоретическое обоснование. В ходе психологической консультации между психологом и клиентом при наличии общих целей складывается совмещенная психологическая ситуация, а механизмом ее развития выступает смыслопередача. Совмещенная психологическая ситуация предполагает пересечение целей и смыслов партнеров коммуникации, и именно в ней происходит взаимообмен смыслами, знаниями и переживаниями.

   Обсуждение и заключение. Процесс смыслопередачи является механизмом, благодаря которому в процессе консультации формируется совмещенная психологическая ситуация «психолог-клиент», способствующая решению психологических проблем родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Для процесса консультации выявлена высокая значимость наличия общих мотивов и целей субъектов консультирования. Нами было установлено, что эмпатия и открытость между психологом и клиентом играют важную роль в процессе смыслопередачи. Эффективная смыслопередача приводит к возникновению психологических новообразований у родителей в процессе консультирования.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

93-104 147
Аннотация

   Введение. В статье представлены теоретико-методологические и методико-прикладные основы проектирования цифровой среды учреждений дополнительного образования школьников. Обнаруживается пробел в теории и практике относительно разрешения противоречий, порождающих проблемы теоретического и прикладного характера, между требованиями общества к повышению эффективности этой сферы и недостаточной разработанностью теорий обеспечения качественного внешкольного образования в условиях цифровой экономики.

   Цель. Разработка направлений совершенствования системы дополнительного образования школьников в результате внедрения цифровых технологий и аргументации психолого-педагогических условий обеспечения.

   Теоретическое обоснование. Утверждается роль дополнительного образования школьников как составляющей системы образования, имеющей национальное значение. Научно обоснованы условия обеспечения цифровой среды учреждения как открытой социально-педагогической системы. Выделяются эффекты, цели и задачи цифровизации Всероссийского Детского Центра «Океан». Предложена концепция формирования его цифровой среды путем внедрения автоматизированной информационной системы и выделены комплексы задач и эффекты от ее внедрения. Разработана структурная модель системы «Комплексное управление деятельностью» для ВДЦ «Океан».

   Обсуждение и заключение. Выдвинуты предложения по цифровизации учреждений дополнительного образования школьников. Особенную ценность настоящий обзор представляет для субъектов системы внешкольного образования, так как современные учреждения впервые предложено рассматривать как интеллектуально-креативно развитое сообщество субъектов как целое, характеризующееся целеустремленностью, разновозрастным составом, формальными и неформальными структурами и отношениями, автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой мнений, взглядов, убеждений и действий, свободой выбора форм внешкольного образования, видов деятельности, а также возможностью приобретения социально значимого опыта.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+