Консультирование родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: роль смыслопередачи в ходе психологической работы
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-80-92
Аннотация
Введение. Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются со многими проблемами и стресс-факторами, и психологическое консультирование может предоставить им психологическую поддержку. В значительной степени успех такого консультирования зависит от эффективной смыслопередачи педагога-психолога. Несмотря на то, что существуют исследования факторов эффективности психологического консультирования родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, мало что известно о конкретных методах и стратегиях, используемых педагогами-психологами для смыслопередачи и эффективного общения с родителями.
Цель. Теоретический обзор литературы по вопросу особенностей смыслопередачи в работе педагога-психолога при консультировании родителей детей с недостатками в физическом или психическом развитии, а также эмпирический анализ результатов наблюдения за деятельностью психолога в ДОУ и процесса смыслопередачи в консультировании родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретическое обоснование. В ходе психологической консультации между психологом и клиентом при наличии общих целей складывается совмещенная психологическая ситуация, а механизмом ее развития выступает смыслопередача. Совмещенная психологическая ситуация предполагает пересечение целей и смыслов партнеров коммуникации, и именно в ней происходит взаимообмен смыслами, знаниями и переживаниями.
Обсуждение и заключение. Процесс смыслопередачи является механизмом, благодаря которому в процессе консультации формируется совмещенная психологическая ситуация «психолог-клиент», способствующая решению психологических проблем родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Для процесса консультации выявлена высокая значимость наличия общих мотивов и целей субъектов консультирования. Нами было установлено, что эмпатия и открытость между психологом и клиентом играют важную роль в процессе смыслопередачи. Эффективная смыслопередача приводит к возникновению психологических новообразований у родителей в процессе консультирования.
Об авторах
Е. А. СуроедоваРоссия
Елена А. Суроедова, кандидат психологических наук, доцент
факультет «Психология, педагогика и дефектология»
кафедра «Психология образования и организационная психология»
344003
пл. Гагарина, 1
Ростов-на-Дону
М. А. Белоусова
Россия
Марина А. Белоусова, аспирант второго курса, ведущий специалист-эксперт (психолог)
кафедра «Психология образования и организационная психология»
отдел гражданской службы и кадров
344003
пл. Гагарина, 1
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Анохина, С. А. (2018). Социальная поддержка и уровень психоэмоционального напряжения у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2, 37–50. doi: 10.18384/2310-7235-2018-2-37-50
2. Багишева, Р. Р., Авсянская, В. В., и Родермель, Т. А. (2017). Организация процесса психологического консультирования как способ психокоррекционного воздействия на человека, находящегося длительное время в состоянии расстройства. В, Global Science. Development & Novelty. Collection of scientific papers on materials V international Scientific Conference, 2, (С. 9–12). LJournal. doi: 10.18411/gdsn-28-02-2017-14
3. Белоусова, А. К. (2002). Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов-на-Дону.
4. Белоусова, А. К. (2004). Смыслопередача и её роль в образовании совмещённой психологической системы. Сибирский психологический журнал, 20, 22–28.
5. Белоусова, А. К. (2006). Принципы изучения совмещённой психологической системы. Российский психологический журнал, 3(2), 7–21. doi: 10.21702/rpj.2006.2.1
6. Брызгалин, Е. А. (2022). Ключевые положения о личностных ценностях и смыслах (по материалам отечественных и зарубежных научных источников). Теоретическая и экспериментальная психология, 2(15), 46–66. doi: 10.24412/2073-0861-2022-2-46-66
7. Брылева, О. А. (2004). Психологическое консультирование как вид психологической практики в контексте теории психологических систем. Сибирский психологический журнал, 19, 119–124.
8. Вараева, Н. В. (2019). Критерии результативности психологической помощи. В, Психология безопасности. Психиатрия без опасности. Сборник материалов Всероссийского форума специалистов помогающих профессий с международным участием (С. 66–67). Новосибирский государственный технический университет.
9. Выготский, Л. С. (2000). Психология. ЭКСМО-Пресс.
10. Гаврилова, О. В., и Иванова, Н. Г. (2021). Теоретический анализ проблемы принятия детей с ограниченными возможностями здоровья. В Е. Л. Сорокина, Н. А. Одинокова (ред.), Наука и социум. Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ОВЗ. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием и VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (С. 121–124). Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы.
11. Глэддинг, С. (2002). Психологическое консультирование (4-е изд.). Питер.
12. Гринько, А. А. (2011). Динамика оценки личностных качеств себя и других в процессе групповой психотерапии [диссертация кандидата психологических наук, Южный федеральный университет]. Южный федеральный университет.
13. Гуслова, М. Н., и Стуре, Т. К. (2003). Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов. Дефектология, 6, 28–31.
14. Кашенкова, М. М. (2012). Психологическая характеристика защитных механизмов и совладающего поведения личности, пережившей сложную жизненную ситуацию [диссертация кандидата психологических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского]. Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.
15. Клочко, В. Е., и Галажинский, Э. В. (1999). Самореализация личности: системный взгляд. Издательство Томского университета.
16. Кюблер-Росс, Э. (2016). О смерти и умирании. Корвет.
17. Левченко, И. Ю., и Ткачева, В. В. (2008). Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Просвещение.
18. Леонтьев, А. Н. (1994). Философия психологии: из научного наследия. Издательство Московского университета.
19. Мастюкова, Е. М., и Московкина, А. Г. (2013). Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. ВЛАДОС.
20. Пищик, И. В. (2017). Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями и его семьи. Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова, 1, 99–102.
21. Рубинштейн, С. Л. (2003). Бытие и сознание. Человек и мир. Питер.
22. Суроедова, Е. А. (2022). Познавательные особенности студентов с разными стратегиями смыслопередачи. Мир науки. Педагогика и психология, 10(3).
23. Ткачева, В. В. (2014). Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. Национальный книжный центр.
24. Шабас, С. Г. (2019). К проблеме эффективности работы педагога-психолога с родителями в детском саду. Современное дошкольное образование, 5(95), 22–33.
25. Югай, Г. А. (1985). Общая теория жизни. Мысль.
26. Cataldo, F., Chang, S., Mendoza, A., & Buchanan, G. A. (2021). Perspective on client-psychologist relationships in videoconferencing psychotherapy: Literature review. JMIR Mental Health, 8(2), 19004. doi: 10.2196/19004
27. Eremina, A., Shokhova, O., & Firsova, E. (2020). The competence of parents raising a child with special health needs. E3S Web of Conferences, 210, 18108. doi: 10.1051/e3sconf/202021018108
28. Guido, P. (1988). Cognition in the light of a model of man as an open system. A contribution from social psychology. Communication & Cognition, 21, 167–178.
29. Neely-Barnes, S., & Dia, D. A. (2008). Families of children with disabilities: A review of literature and recommendations for interventions. Journal of Early and Intensive Behavioral Intervention, 5(3), 93–107. doi: 10.1037/H0100425
30. Trofaila, N., Mateiko, N., Melnyk, I., Maksymova, N., Vdovichenko, O., & Vaskivska, S. (2021). Psychological strategies for overcoming the life crisis of the individual in postmodern practical psychology. BRAIN. Broad Research in Artificial Intelligence & Neuroscience, 12(4), 358–373. doi: 10.18662/brain/12.4/255
31. Edgar, K. (2015, April 19). Counseling needs of parents having children with disabilities. Research Gate. https://www.researchgate.net/publication/271132201_Counseling_needs_of_parents_having_children_with_disabilities
Рецензия
Для цитирования:
Суроедова Е.А., Белоусова М.А. Консультирование родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: роль смыслопередачи в ходе психологической работы. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(3):80-92. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-80-92
For citation:
Suroedova E.A., Belousova M.A. Counselling of Parents Raising Children with Disabilities: the Role of Meanings Transference in the Course of Psychological Work. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(3):80-92. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-80-92