Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Цифровая среда учреждений дополнительного образования школьников: информационные технологии проектирования и психолого-педагогические условия обеспечения

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-93-104

Аннотация

   Введение. В статье представлены теоретико-методологические и методико-прикладные основы проектирования цифровой среды учреждений дополнительного образования школьников. Обнаруживается пробел в теории и практике относительно разрешения противоречий, порождающих проблемы теоретического и прикладного характера, между требованиями общества к повышению эффективности этой сферы и недостаточной разработанностью теорий обеспечения качественного внешкольного образования в условиях цифровой экономики.

   Цель. Разработка направлений совершенствования системы дополнительного образования школьников в результате внедрения цифровых технологий и аргументации психолого-педагогических условий обеспечения.

   Теоретическое обоснование. Утверждается роль дополнительного образования школьников как составляющей системы образования, имеющей национальное значение. Научно обоснованы условия обеспечения цифровой среды учреждения как открытой социально-педагогической системы. Выделяются эффекты, цели и задачи цифровизации Всероссийского Детского Центра «Океан». Предложена концепция формирования его цифровой среды путем внедрения автоматизированной информационной системы и выделены комплексы задач и эффекты от ее внедрения. Разработана структурная модель системы «Комплексное управление деятельностью» для ВДЦ «Океан».

   Обсуждение и заключение. Выдвинуты предложения по цифровизации учреждений дополнительного образования школьников. Особенную ценность настоящий обзор представляет для субъектов системы внешкольного образования, так как современные учреждения впервые предложено рассматривать как интеллектуально-креативно развитое сообщество субъектов как целое, характеризующееся целеустремленностью, разновозрастным составом, формальными и неформальными структурами и отношениями, автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой мнений, взглядов, убеждений и действий, свободой выбора форм внешкольного образования, видов деятельности, а также возможностью приобретения социально значимого опыта.

Об авторе

Н. В. Шашло
Донской государственный технический университет
Россия

Нина В. Шашло, кандидат экономических наук, начальник отдела, доцент

отдел ядерной программы «Управление трансформации образования»

кафедра «Медиатехнологии»

344003

пл. Гагарина, 1

Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Акуленко, Н. Б., Игнатова, Л. Н., и Кучуренко, А. И. (2019). Цифровизация образования в России: проблемы и перспективы. Научные исследования и разработки. Экономика фирмы, 8(3), 28–32.

2. Алешкина, О. В., и Апокина, К. В. (2019). Цифровизация общества: роль и перспективы образования. Экономика и управление : научно-практический журнал, 4(148), 8–11.

3. Богданов, Д. А. (2019). Детский оздоровительный лагерь — как массовая форма организации отдыха детей. Colloquium-journal, 17–4(41), 8–10.

4. Буйлова, Л. Н. (2017). Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования, 6–2(31), 130–134.

5. Ванслав, М. В. (2018). Внешкольное (дополнительное) образование как условие формирования личности «исследовательского типа», готового для профессионального выбора. Актуальные вопросы науки, 40, 154–156.

6. Васильева, Л. Л. (2019). Цифровизация образования. Тренд или необходимость. Вопросы педагогики, 12–1, 41–44.

7. Гамидова, Д. М. (2019). Цифровизация образования: проблемы и перспективы нового формата обучения. Вопросы педагогики, 6–1, 28–31.

8. Данилков, А. А., и Данилкова, Н. С. (2018). Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив. Новосибирская государственная научная областная библиотека.

9. Петрук, Г. В., и Шашло, Н. В. (2020). Концептуальная модель системы стратегического управления организациями дополнительного образования школьников в условиях цифровизации. Азимут научных исследований: экономика и управление, 9–4(33), 281–285.

10. Петрук, Г. В., и Шашло, Н. В. (2021). Особенности инновационного управления системой дополнительного образования и воспитания детей: отечественный и зарубежный опыт. Азимут научных исследований: экономика и управление, 10–4(37), 212–216.

11. Попова, Н. В. (2019). Социально-психологические условия совершенствования образовательной среды учреждений дополнительного образования. Colloquium-journal, 7–3(31), 57–59.

12. Шавринова, Е. Н. (2020). Детский оздоровительный лагерь как социальная лаборатория: векторы развития. Modern Humanities Success, 5, 168–172.

13. Abdul Bujang, S. D., Selamat, A., Krejcar, O., Maresova, P., & Nguyen, N. T. (2020). Digital learning demand for future education 4.0 — Case studies at Malaysia education institutions. Informatics, 7(2), 13. doi: 10.3390/informatics7020013

14. Rudenko, I. V., Kostylev, S. V., Smirnova, Z. V., Vaganova, O. I., Vinnikova, I. S., Kuznetsova, E. A., & Chaykina, Z. V. (2019). Social design in the system of interaction between schools and institutions of additional education. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering, 8(9), 2383–2392. doi: 10.35940/ijitee.i8940.078919

15. Shutikova, M., & Beshenkov, S. (2020). Modern digital educational environment and media education — Platforms for transforming education system. Media Education, 60(4), 736–744.


Рецензия

Для цитирования:


Шашло Н.В. Цифровая среда учреждений дополнительного образования школьников: информационные технологии проектирования и психолого-педагогические условия обеспечения. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(3):93-104. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-93-104

For citation:


Shashlo N.V. Digital Environment Supplementary Education Establishment for Schoolchildren: Information Design Technologies and Psychological and Pedagogical Conditions for its Implementation. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(3):93-104. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-93-104

Просмотров: 147


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+