Место виртуального образа Я в структуре личностных конструктов интернет-пользователей
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-40-50
Аннотация
Введение. Виртуальное пространство пронизывает все сферы общественной жизни современного человека. Возникает необходимость пересмотра многих основополагающих характеристик личности и ее поведения через призму реализации их в виртуальном пространстве. Формируется актуальность оценки и анализа изменений, происходящих в категориальных структурах личности, которые структурируют и интерпретируют полученный опыт и принимают непосредственное участие в формировании совокупности представлений личности о собственном Я.
Цель. Выявление основных категорий интерпретации индивидуального опыта интернет-пользователя в контексте формирования представления о своем виртуальном Я, а также определение места виртуального образа Я в категориальной системе пользователя.
Материалы и методы. В качестве диагностической методики был использован Репертуарный тест ролевого конструкта (Дж. Келли) для оценки личностных конструктов, используемых в интерпретации индивидуального опыта, приобретенного в виртуальном пространстве. Выборку составили 50 студентов в возрасте от 17 до 26 лет.
Результаты исследования. Выявлены категории, объединяющие конструкты, которые участвуют в интерпретации опыта интернет-пользователей и представляют собой базовые параметры оценки пользователями собственного Я: «взаимоотношения» (Я–другие), «самоотношение» (Я–Я), «самореализация» (Я и другое Я), «свобода действий» (Я и границы) и «самочувствие» (Я и состояния). Зафиксирована высокая значимая связь виртуального образа с категориями «взаимоотнощения», «самореализация» и «свобода действий».
Обсуждение и заключение. Обнаруженная связь обуславливается широкими возможностями виртуального пространства и рефлексивным характером активности виртуальной личности. Результаты подчеркивают значимость процессов и механизмов самосознания, которые лежат в основе конструирования образа Я и в виртуальном пространстве претерпевают значительные изменения. Практическая значимость данного исследования заключается в возможности профилактики и коррекции деструктивных проявлений, связанных с формированием искаженного представления о собственном Я в виртуальном пространстве, на основе анализа категориальной системы пользователя.
Об авторе
Э. О. РасинаРоссия
Эвелина О. Расина, преподаватель
факультет психологии и педагогического образования
кафедра психологии
295015
пер. Учебный, 8
Симферополь
Список литературы
1. Артемьева, Е. Ю., и Стрелков, Ю. К. (1988). Профессиональная составляющая образа мира. В, Мышление, общение: активное взаимодействие с миром. Сборник научных. трудов (С. 52–65). Ярославский государственный университет.
2. Асмолов, А. Г. (1983). Основные принципы психологической теории деятельности. В, Культурно-историческая психология и конструирование миров (С. 32–55). МОДЭК.
3. Белинская, Е. П., и Гавриченко, О. В. (2018). Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности. Психологические исследования, 11(60), 12–32.
4. Белинская, Е. П., и Жичкина, А. Е. (2017, Февраль 11). Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. CYBERPSY. https://cyberpsy.ru/articles/self-presentation_identity/
5. Джеймс, У. (1982). Психология личности. Тексты. Издательство Московского университета.
6. Емелин, В. А. (2016). Симулякры и технологии виртуализации в информационном обществе. Национальный психологический журнал, 3(23), 86–97.
7. Зекерьяев, Р. И. (2016). Структура виртуальной личности в системе гиперреальности. Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология, 2(4), 78–85.
8. Козлова, И. Н. (1975). Личность как система конструктов. Некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли. В, Системные исследования. Ежегодник (С. 128–149). Наука.
9. Козлова, И. Н. (1976). Теория личностных конструктов в современной психологии [дис. кандидата психологических наук]. Москва.
10. Ломов, Б. Ф. (2006). Психическая регуляция деятельности. Избранные труды. Институт психологии РАН.
11. Лучинкина, А. И. (2014). Специфика мотивации интернет-пользователей. Перспективы науки и образования, 6(12), 105–109.
12. Лучинкина, А. И. (2015). Особенности формирования виртуальной личности интернет-пользователя. Проблемы современного педагогического образования, 47–2, 280–286.
13. Мамедов, А. К., и Коркия, Э. Д. (2017). Идентичность в виртуальной реальности: новые альтернативы. Теория и практика общественного развития, 2, 9–12.
14. Моторина, Л. Е., и Черняева, Г. В. (2020). Психологическая виртуальная реальность в компьютерной интерактивной среде. Социальная психология и общество, 11(1), 8–26. doi: 10.17759/sps.2020110102
15. Перов, Е. В. (2019). Виртуальный образ личности. Социальные и экономические системы, 2(8), 5–20.
16. Петренко, В. Ф. (1983). Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. Издательство МГУ.
17. Расина, Э. О. (2021). Психологические детерминанты, оказывающие влияние на конструирование виртуального образа личности. Вестник Кемеровского государственного университета, 23(3(87)), 705–716.
18. Солдатова, Е. Л., и Погорелов, Д. Н. (2018). Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы. Образование и наука, 20(5), 105–124.
19. Фестингер, Л. (1999). Теория когнитивного диссонанса. Ювента.
20. Хьелл, Л. (2008). Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Питер.
21. Barbovschi, M., Balea, B., & Velicu, A. (2018). Peer-ing in the online mirror: Romanian adolescents’ disclosure and mutual validation in presentations of self on social media. Revista Româna de Sociologie, 3–4, 269–286.
22. Buhler, C. (1971). Basic theoretical concepts of humanistic psychology. American Psychologist, 26(4), 378–386. doi: 10.1037/H0032049
23. Chalmers, D. J. (2022). Reality+: Virtual worlds and the problems of philosophy. Wiley.
24. Dimitrov, N. G. (2018). Internet nicknames as a self-presentation instrument. Annual of Sofia University “St. Kliment Ohridski”, 106, 164–187.
25. Hayati, Y., Mai, F. M. B. M., & Zulnurhaini, Z. (2021), Young adults’ behaviour and motivations toward selfie-posting. International Journal of Advanced Scientific Research & Management, 6(6), 13–26. doi: 10.36282/IJASRM/6.6.2021.1815
26. Hepperle, D., Purps, F. C., Deuchler, J., & Wölfel, M. (2021). Aspects of visual avatar appearance: self-representation, display type, and uncanny valley. The Visual Computer, 38, 1227–1244. doi: 10.1007/s00371-021-02151-0
27. Hollenbaugh, E. E. (2021). Self-Presentation in social media: Review and research opportunities. Review of Communication Research, 9, 80–98. URL: https://www.researchgate.net/publication/354616146_Self-Presentation_in_Social_Media_Review_and_Research_Opportunities
28. Jin, S.-A. A. (2012). The virtual malleable self and the virtual identity discrepancy model: Investigative frameworks for virtual possible selves and others in avatar-based identity construction and social interaction. Computers in Human Behavior, 28(6), 2160–2168. doi: 10.1016/j.chb.2012.06.022
29. Kelly, G. (1963). A theory of personality: The psychology of personal constructs. Norton.
30. Kelly, G. A. (1955). The psychology of personal constructs. New York.
31. McCreery, M. P., Krach, Sh. K., Schrader, P.G., & Boone, R. (2012). Defining the virtual self: Personality, behavior, and the psychology of embodiment. Computers in Human Behavior, 28(3), 976–983. doi: 10.1016/j.chb.2011.12.019
32. Naslund, J. A., Bondre, A., Torous, J., & Aschbrenner, K. A. (2020). Social media and mental health: Benefits, risks, and opportunities for research and practice. Journal of Technology in Behavioral Science, 5(3), 245–257. doi: 10.1007/s41347-020-00134-x
33. Rahmadya Putra Nugraha, S. (2021). The formation of teenager virtual self-image on instagram social media. International Journal of Social Science & Human, 4(12), 3916–3920. doi: 10.47191/ijsshr/v4-i12-63
34. Saker, M., & Frith, J. (2022). Contiguous identities: The virtual self in the supposed Metaverse. First Monday, 27, 3.
35. Tombul, I., & Sarı, G. (2021). Transformation of self presentation in virtual space. İletişim Kuram ve Araştırma Dergisi, 53, 93–108. doi: 10.47998/ikad.852841
36. Turkle, Sh. (1997). Multiple subjectivity and virtual community at the end of the Freudian century. Sociological Inquiry, 67(1), 72–84.
37. Wu, Y.-C. J., Chang, W.-H., & Yuan, C.-H. (2015). Do Facebook profile pictures reflect user’s personality? Computers in Human Behavior, 51, 880–889. doi: 10.1016/j.chb.2014.11.014
Рецензия
Для цитирования:
Расина Э.О. Место виртуального образа Я в структуре личностных конструктов интернет-пользователей. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(3):40-50. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-40-50
For citation:
Rasina E.O. The Place of the Virtual Image of the Self in the Internet Users’ Structure of Personal Constructs. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(3):40-50. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-40-50