Зависимость результативности обучения от учебной мотивации взрослых, обучаемых в условиях дополнительного образования
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-35-42
Аннотация
Введение. Актуальность изучения обозначенной темы заключается в недостаточной изученности связей между мотивацией и результативностью обучения. Проблема изучения мотивации обуславливаются ее многогранностью и сложностью количественного измерения.
Цель. Целью исследования является изучение взаимосвязи между мотивацией к обучению в формате онлайн и его результативностью в дополнительном образовании у взрослых слушателей.
Материалы и методы. Выборку составили 60 слушателей онлайн-школы. В качестве методического инструментария использованы: Шкала академической мотивации (Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин); Мотивация профессионального развития (К. Замфир, А. Реан); Мотивы выбора профессии (С. С. Гриншпун); и авторская анкета результативности дополнительного обучения.
Результаты исследования. Установлено, что доминирующими учебными мотивами взрослых обучающихся в условиях дополнительного образования являются мотивы саморазвития, самоуважения и достижения. Выявлены прямые корреляционные связи между показателями мотивации и результативностью обучения ― познавательная мотивация имеет сильную прямую связь с интенсивностью обучения (r= 0,853), с изменениями в уровне знаний (0,898) и с общей результативностью обучения (0,838). Обнаружено, что мотивация достижения связана с изменениями в поведении (r = 0,825), с изменением в уровне дохода (0,756) и с общей результативностью (0,835). Обсуждение и заключение. Анализ эмпирических данных говорит о высоких значениях вовлеченности и изменений в поведении взрослых обучающихся, что свидетельствует о том, что результативность обучения выражается в субъективном и объективном факторах. На основе полученных результатов даны рекомендации по повышению результативности обучения взрослых в условиях дополнительного образования. Подчеркивается, что высокая заинтересованность в знаниях влияет на результативность обучения взрослых, а мотивация саморазвития и достижения ведет к изменению поведения.
Ключевые слова
Об авторе
Г. П. ЗвездинаРоссия
Звездина Галина Павловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Общая и консультативная психология», факультета «Психология, педагогика, дефектология»
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Божович, Л. И. (1997). Отношение школьников к учению как психологическая проблема. В Д. И. Фельдштейн (ред.): Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды, 2-е изд. (С. 55–91). Москва: Институт практической психологии.
2. Гордеева, Т. О., Сычев, О. А., Осин, Е. Н. (2014). Опросник «Шкалы академической мотивации». Психологический журнал. 35(4), 96–107.
3. Гриншпун, С. С. (1994). Оценка личностно-делового потенциала учащихся в профориентационной работе. Школа и производство, 6, 11–12.
4. Дериш, Ф. В., Пузырёва, Л. О. (2018). Вклад черт личности и академической мотивации в успешность обучения. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки, 1, 39–53. https://www.doi.org/10.24411/2308-7218-2018-00004
5. Молькин, А. В. (2020). Мотивация взрослых в системе дополнительного образования. Наука, образование, культура, 3, 56–65. https://www.doi.org/10.31862/2073-9613-2020-3-56-65
6. Панферов, В. Н., Безгодова, С. А., Васильева, С. В. и др. (2020) Эффективность обучения и академическая мотивация студентов в условиях онлайн-взаимодействия с преподавателем (на примере видеолекции). Социальная психология и общество, 11(1), 127–143. https://doi.org/10.17759/sps.2020110108
7. Пасленов, А. П. (2011). Повышение эффективности обучения посредством мотивации. В: Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Международной научной конференции, 2 (С. 171–175). Пермь: Меркурий.
8. Прядехо, А. Н., Прядехо, А. А. (2013). Мотивы обучения как средство повышения эффективности учебного процесса. Вестник Брянского государственного университета, 1, 55–60.
9. Русакова, Е. В., Русакова, Е. В. (2020). Результативность и эффективность обучения: критерии и модели оценивания, российский и зарубежный опыт. Наука о человеке: гуманитарные исследования, 2, 160–163.
10. Трофимова, Л. Н. (2014). Проблема мотивации учебной деятельности у слушателей курсов профессиональной переподготовки. Современные проблемы науки и образования, 6.
11. Чередова, Е. И. (2018). Сравнительный анализ структуры учебной мотивации в профессиональном и дополнительном образовании взрослых. В: Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. Сборник статей по материалам XV международной научно-практической конференции, 9(15), 49–53. Москва: Интернаука.
12. Hadre, P., Crowson, H., Debacker, T. et al. (2007). Predicting the academic motivation of rural high school students. Journal of Experimental Education, 75(4), 247–269. https://doi.org/10.3200/JEXE.75.4.247-269
13. Kirkpatrick, D. (2004). A T+D classic: how to start an objective evaluation of your training program. T+D, 5(5).
14. Ryan, R. M., Deci, E. L. (2000). Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions. Contemporary Educational Psychology, 25(1), 54–67. https://www.doi.org/10.1006/ceps.1999.1020
15. Seifert, K, Sutton, R. (2009). Educational Psychology. Washington: the Saylor Foundation.
16. Vero, E., Puka, E. (2017). The Importance of Motivation in an Educational Environment. Formazione & Insegnamento, XV(1), 57–66.
Рецензия
Для цитирования:
Звездина Г.П. Зависимость результативности обучения от учебной мотивации взрослых, обучаемых в условиях дополнительного образования. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(1):35-42. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-35-42
For citation:
Zvezdina G.P. The Dependence of the Learning Efficiency on the Academic Motivation of Adults Studying in the Conditions of Extended Education. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(1):35-42. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-35-42