Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Анализ аспектов невербальной коммуникации между преподавателем и обучающимися в образовательном процессе

Аннотация

В статье рассматриваются различные аспекты невербальной коммуникации между преподавателем и обучающимися в ситуации обучения. Во введении авторами раскрывается актуальность темы, которая определяется тенденциями трансформации современного образования, одной из которых является более интенсивное использование активных методов обучения. Однако, применение таких методов невозможно без повышения качества взаимодействия между участниками образовательного процесса. Новизна исследования заключается в анализе составляющих невербальной коммуникации, а также в анализе влияния невербальной коммуникации в целом на качество обучения и взаимодействие преподавателя и обучающихся. В теоретическом обосновании авторами рассматриваются работы российских и иностранных авторов по следующим направлениям: вопросы соотношения вербальных и невербальных средств общения, виды невербальных средств общения, используемых в процессе обучения, анализ влияния невербальной коммуникации на качество обучения и взаимодействия с обучающимся, мнение преподавателей о невербальной коммуникации в ситуации обучения. В обсуждении результатов авторы обобщают основные темы исследования: 1) обосновывается важность сочетания у преподавателя навыков вербальной и невербальной коммуникации для обеспечения целостного и комплексного учебного процесса; 2) необходимость владения преподавателем большим спектром невербальных средств для гибкого и эффективного взаимодействие с обучающимся; 3) вследствие того, что процесс обучения неотделим от процесса педагогического общения, повышение качества общения через усиление невербальной стороны может привести к повышению качества и самого обучения. В заключении авторами подчеркивается важность использования невербальной коммуникации для создания мотивирующей, комфортной обстановки для обучающихся.

Об авторах

Д. И. Попова
Южный федеральный университет
Россия

Дарья И. Попова

Ростов-на-Дону



М. Е. Беликова
Южный федеральный университет
Россия

Маргарита Е. Беликова

Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Игнатьева Н. Ю. Невербальные средства общения при обучении студентов иноязычной речи в современном коммуникативном пространстве // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5, № 4 (17) С. 50–53.

2. Короткова Е. Г. Обучение будущих специалистов использованию кинесческих средств невербального сопровождения речи в межкультурной коммуникации // Вестник ЮУрГУ. 2009. № 38. С. 48–52.

3. Лебедева Н. Г. Невербальные средства коммуникации и их роль в процессе обучения (элективный курс) // Актуальные проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка: Материалы научно-практической конференции. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. С. 104–105.

4. Тер-Саргсян Л. Использование средств невербальной коммуникации при обучении иноязычной устной речи студентов-экономистов // Вестник Российскоармянского (славянского) университета: гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 250–257.

5. Тимофеева Е. К. Использование невербальных средств в обучении английскому языку // Вопросы науки и образования. 2017. № 4. С. 21–23.

6. Bambaeeroo F., Shokrpour N. The impact of the teachers' non-verbal communication on success in teaching // Journal of advances in medical education & professionalism. 2017. Issue 5(2), P. 51–59.

7. Beebe S. A. The role of nonverbal communication in education: research and theoretical perspectives // Speech Communication Association Convention New York. New York: To the educational resources Information center (ERIC), 1980. P. 1–30.

8. Chaudhry N. A., Arif M. Teachers’ Nonverbal Behavior and Its Impact on Student Achievement // International Education Studies. 2012. Vol. 5, Issue 4. P. 56–64. doi: 10.5539/ies.v5n4p56

9. Haneef M., Faisal M. A., Alvi A. Kh., Zulfiqar M. The role of non-verbal communication in teaching practice // Sci. Int. (Lahore). 2014. Issue 26(1). P. 513–517.

10. Negi J. «The Role of Teachers» Non-Verbal Communication in ELT Classroom // Journal of NELTA. 2009. Vol.14, Issue 1, Р. 101–110. doi: 10.3126/nelta.v14i1.3096

11. Sutiyatno S. The effect of teacher’s verbal communication and non-verbal communication on students’ english achievement // Journal of Language Teaching and Research. 2018. Vol. 9, Issue 2. P. 430–437. doi: 10.17507/jltr.0902.28

12. Zeki C. The importance of non-verbal communication in classroom management. // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2009. Issue 1. P. 1443–1449. doi: 10.1016/j.sbspro.2009.01.254


Рецензия

Для цитирования:


Попова Д.И., Беликова М.Е. Анализ аспектов невербальной коммуникации между преподавателем и обучающимися в образовательном процессе. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2020;3(1):6-18.

For citation:


Popova D.I., Belikova M.E. Analysis of aspects of non-verbal communication between a teacher and students in the educational process. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2020;3(1):6-18. (In Russ.)

Просмотров: 134


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+