Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Опубликован: 30.05.2020

Том 3, № 1 (2020)
Скачать выпуск PDF
6-18 135
Аннотация

В статье рассматриваются различные аспекты невербальной коммуникации между преподавателем и обучающимися в ситуации обучения. Во введении авторами раскрывается актуальность темы, которая определяется тенденциями трансформации современного образования, одной из которых является более интенсивное использование активных методов обучения. Однако, применение таких методов невозможно без повышения качества взаимодействия между участниками образовательного процесса. Новизна исследования заключается в анализе составляющих невербальной коммуникации, а также в анализе влияния невербальной коммуникации в целом на качество обучения и взаимодействие преподавателя и обучающихся. В теоретическом обосновании авторами рассматриваются работы российских и иностранных авторов по следующим направлениям: вопросы соотношения вербальных и невербальных средств общения, виды невербальных средств общения, используемых в процессе обучения, анализ влияния невербальной коммуникации на качество обучения и взаимодействия с обучающимся, мнение преподавателей о невербальной коммуникации в ситуации обучения. В обсуждении результатов авторы обобщают основные темы исследования: 1) обосновывается важность сочетания у преподавателя навыков вербальной и невербальной коммуникации для обеспечения целостного и комплексного учебного процесса; 2) необходимость владения преподавателем большим спектром невербальных средств для гибкого и эффективного взаимодействие с обучающимся; 3) вследствие того, что процесс обучения неотделим от процесса педагогического общения, повышение качества общения через усиление невербальной стороны может привести к повышению качества и самого обучения. В заключении авторами подчеркивается важность использования невербальной коммуникации для создания мотивирующей, комфортной обстановки для обучающихся.

19-30 156
Аннотация

Статья посвящена разработке в учебном процессе контента для диагностики и развития концептуальных способностей студентов. В разделе «Введение» на основе исследований М. А. Холодной, С. А. Хазовой, А. В. Трифоновой и других описаны теоретические основания признаков того, что у студентов, включенных в исследовательскую деятельность, актуализируются понятийное мышление, категориальные и концептуальные способности. На основе диагностической методики «Понятийный синтез» в исследовании использовался технологический прием развития концептуальных способностей, предполагающий разработку студентами развивающих и диагностических триад (учебных текстов) в семантическом поле понятия "искусственный интеллект", составление взаимосвязей внутри каждой триады, оценка составленных на основе триад предложений. В разделе «Результаты и обсуждение результатов» описаны этапы разработки стимульного материала в поле понятия «Искусственный интеллект»; группировка триад (три слова), их экспертная оценка и иерархическое структурирование; апробация разработанных триад в учебном процессе проведена на группе людей, имеющих профессиональную компетенцию по отношению к понятию «искусственный интеллект». В исследовании приняли участие 26 человек – будущих IT специалистов (аспирантов и магистрантов). Проведена интерпретация результатов. Представлен новый взгляд на проблему интеллектуального развития студентов при изучении искусственного интеллекта. Метод корреляционного анализа, экспертные оценки, определение частоты встречаемости признаков использованы в обработке результатов. В заключении сформулированы выводы о том, что учебный текст «Понятийный синтез» направлен на оценку изучения и развития когнитивных структур знаний и понятийного опыта студентов и аспирантов по теме искусственного интеллекта. Разработка тематических триад определяют не только эффективность интеллектуальной деятельности в целом, но и характеризуют успешность учебной деятельности.

31-46 187
Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей развития интеллектуальных способностей, мыслительных операций и отдельных познавательных процессов в контексте развития критического мышления у учащихся высшей школы. Во введении рассмотрены основные теоретические положения и подходы к определению понятия «критическое мышление», представлены некоторые механизмы и психолого-педагогические технологии, способствующие развитию критического мышления. В рамках эмпирической части работы представлены результаты экспериментального исследования проведенного путем психологопедагогической диагностики специфики развития познавательных процессов и умственных способностей учащихся. Уровневые показатели выраженности указанных когнитивных процессов рассматривалось в качестве критериев развития у учащихся способностей к критическому мышлению и анализу поступающей из вне информации. Соответственно основной целью проведенного исследования стало изучение уровней выраженности избирательности внимания и восприятия и общих умственных способностей учащихся, а также их корреляционная сопряженность. Для достижения данной цели были исследованы 33 студента, обучающихся на 1 и 2 курсах очного отделения ФГБОУ ВО ЧГПУ Чеченской Республики. В результате проведенного анализа данных эмпирического исследования были выявлены наиболее распространенные уровни выраженности мыслительных операций и показатели общих умственных способностей респондентов. Выявленные коэффициенты интеллектуальных способностей не позволяют утверждать об удовлетворительном уровне развития у учащихся высшей школы способностей к критическому мышлению при этом стоит отметить, что отмечена положительная взаимосогласованность между общими умственными способностями и избирательностью внимания и восприятия. Эти данные могут указывать на то, что познавательная активность учащегося, проявляющаяся посредством избирательности (и, естественно, умением сосредотачивать) внимание и восприятие, характеризуются пропорциональным ростом общих умственных способностей, и наоборот, высокие показатели интеллектуального развития сопровождаются усилением избирательности внимания и восприятия, которые в свою очередь прямо или косвенно взаимосвязаны с умением индивида критически мыслить.

47-58 207
Аннотация

Массовое применение компьютеров в анализе данных результатов психологических исследований и простой доступ к программному обеспечению с мощными вычислительными возможностями (SPSS, Statistica и аналогичные) – главная особенность применения методов математической статистики в психологии. Особенно интенсивно в последнее время стали применяться многомерные методы анализа психологических данных, которые из-за сложности расчетов до недавнего времени рассматривались только как теоретические. Взаимное проникновение математической статистики и психологии привело к развитию новых методов моделирования и объяснения различных типов психологических данных.
Однако этот процесс, по сути, как «палка о двух концах». Многомерные статистические методы (далее МСМ) предполагают четкое построение модели и жесткие требования к дизайну психологического эксперимента. Но популярность МСМ совершенно не делает их проще как в применении, так и последующей интерпретации результатов. Предлагаемая статья – своеобразный обзор современного состояния использования и принципов применения МСМ в психологических исследованиях. Описаны этапы использования методов математической статистически в психологических исследованиях в соответствии с глубиной и сложностью рассматриваемых моделей, а также типов данных с которыми они работают. Рассмотрены важные принципы, которые лежат в основе применения методов МСА, сформирована дефиниция, определяющая содержание понятия многомерная статистика (многомерный статистический анализ).
В данной статье представлена классификация по различным критериям методов математическая статистики, наиболее часто применяемых в психологии. Кроме того, была предпринята попытка описать кратко будущее статистических методов в психологических исследованиях.

59-72 212
Аннотация

Данная статья отражает результаты теоретического и эмпирического исследования по изучению особенности эмоционального интеллекта у подростков с нарушением слуха. Нами было опрошено 20 подростков с нарушением слуха, воспитанников школы-интерната в возрасте от 16 до 17 лет и 20 нормотипичных подростков данного возраста. В рамках теоретической составляющей была проведена работа, посвященная анализу исследования эмоционального интеллекта в современной психологии, а также представления о личности детей с нарушением слуха в психолого-педагогических исследованиях. В эмпирической части исследования производилась диагностика эмоционального интеллекта у подростков с нарушенным слухом и нормотипичных детей данной возрастной категории, а также производился статистический анализ полученных данных с целью выявления особенностей эмоционального интеллекта слабослышащих подростков. Были использованы следующие методики: изучение эмоционального интеллекта (Н. Холла); измерения эмоционального интеллекта (Д. В. Люсина); диагностики уровня эмпатии (В. В. Бойко); распознавание эмоций (А. Поздеева). В качестве основных статистических методов использовались одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова, непараметрический критерий U-Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмана. В ходе исследования были сформулированы следующие гипотезы: 1) для эмоционального интеллекта слабослышащих школьников, в отличии от здоровых сверстников, будет характерно: более низкий уровень эмпатии, высокий уровень самомотивации, высокое умение распознавать эмоции других людей; 2) умение подростков распознавать эмоции способствует развитию самоконтроля; низкий уровень эмпатии слабослышащих подростков затрудняет формирование межличностного эмоционального интеллекта. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования в работе психологов коррекционных школ, для развития эмоционального интеллекта и гармоничной личности подростков с нарушенным слухом. В работе представлен новый взгляд на проблему психолого-педагогического сопровождения подростков с дефицитарным типом дизонтогенеза.

73-84 194
Аннотация

В данной статье автор рассматривает «музейную педагогику» с позиции смыслообразования. «Музейно-педагогическая технология», инновационная в образовании, рассматривается как средство преодоления ценностно-смысловых барьеров в обучении. Автор утверждает, что попадая в «музейную культуру», обучающийся отвечает для себя на множество вопросов, выводя познаваемое на уровень личностного смысла. Новизна исследования заключается в рассмотрении «музейной педагогики» как средства преодоления препятствий личностных смыслов обучающихся. В разделе «Методы» автором определены личностные ценности, как отражение в сознании субъекта системы значи- мых для него смыслов, а также приведена трактовка понятия «смысловые барьеры», как «критические точки», которые препятствуют деятельности, а именно обучению. Приведена авторская таблица соотношения смысловых барьеров с личностно-смысловыми установками взаимодействующих субъектов образовательного процесса в процессе применения музейно-педагогической технологии, а так же выводы автора, относительно «музейно-педагогического воздействия». Автором проведено эмпирическое исследование воздействия «му8зейной технологии» на формирование личностных смыслов обучающихся. В разделе «Результаты» автор приводит полученные результаты исследования применения музейно-педагогической технологии с позиции преодоления препятствий познавательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений с позиции диалогового взаимодействия ученика и учителя. В разделе «Обсуждение результатов» автор прослеживает становление «музейной педагогики» и приводит различные трактовки понятия в работах зарубежных и отечественных авторов. В заключении автором раскрывается роль «музейной педагогики», в основе которой лежит диалоговое взаимодействие, как наиболее используемой в настоящее время технологии для преодоления препятствий, возникающих при взаимодействии участников образовательного процесса.

85-94 83
Аннотация

Статья посвящена проблеме развития профессионализма у педагогических работников начальной ступени образования к обучению русского языка как неродного как фактору конкурентной способности кадров. Авторами отмечается актуальность данной проблемы как в теоретическом плане, так и на практической уровне. Изложенное исследование является наиболее важным так как подготовка будущего учителя начальных классов имеет ряд особенностей. В статье раскрывается факт недостаточности получения знаний будущим учителем начальных классов и сформированности его умений поиска новых знаний. Авторы статьи представляют готовность учителя начальных классов к обучению русскому языку как неродному как особый компонент методической культуры педагога начальной ступени образования. Авторы раскрывают своеобразие развития методической культуры учителя начальных классов в сфере обучения русскому языку как неродному, описывают особенности взаимосвязи процессов, формирующих методическую культуру у будущего специалиста начального общего образования. В статье установлен эффективный способ развития профессионализма будущего учителя начальных классов. В данной работе отмечены новые требования к учителю начальных классов, описаны значения русского языка как неродного в многонациональном обществе народов Российской Федерации. Проведен анализ процесса развития профессионализма будущего учителя начальных классов и общественного спроса обучения русскому языку детей младшего школьного возраста, для которых русский язык является неродным. Обосновывается необходимость развития профессионализма будущего учителя начальных классов, способствующего к открытости взаимодействия с общественностью в своем педагогическом труде, к конкретизации использования в ходе обучения русскому языку методических материалов, к дифференцированному подходу образования. Статья обращена к будущим и дипломированным педагогам начального общего образования, а также к преподавателям данных специалистов.

95-109 92
Аннотация

Статья посвящена теоретической проблеме методологического характера – использованию наглядного образа в познании. Авторы избирают в качестве объектов исследования тексты двух тематических учебных книг для начального обучения чтению – православный букварь иеромонаха Кариона Истомина и современную православную азбуку, изданную в Греции. Цель исследования состоит в установлении сходства или различий в подходах авторов книг при подаче учебного материала в содержательном плане и особенностей его визуализации. Исследование состоит из двух этапов. На первом этапе на основе сравнительно-сопоставительного анализа определяются принципы отбора и алгоритм представления букв при составлении учебных книг. Устанавливается, что в букваре и азбуке используется единый порядок введения букв, отражающий их последовательность в алфавите. Данный подход представляет собой первый этап использования буквосослагательного метода. Введение букв сопровождается широким иллюстративным рядом. Упражнения, направленные на составление слогов и слов из букв, отсутствуют. Второй этап исследования посвящен разработке классификационных основ смыслового содержания учебных книг. На основе кластерного анализа установлено тематическое распределение иллюстраций, дана характеристика особенностей представленности материалов в рамках отдельных кластеров. На примере введения буквы «Г» в русской и греческой азбуке установлено качественное своеобразие тематики и иллюстративного ряда, а также сходство подходов, которое проявляется в использовании нравоучений и дидактических стихов. Показано, что греческая азбука содержит систему упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки (раскраски и прописи) и имеет дидактический аппарат самоконтроля.

110-123 114
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы методологических оснований инклюзивного обучения младших школьников, имеющих нарушения речи, с позиций смыслодидактики. Исходя из современной тенденции отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как полноправным участникам социальной жизни общества обобщается опыт исследований в области безбарьерного обучения. Во введении поднимается проблема существующих противоречий в современном мировом образовательном пространстве в связи с увеличением количества детей с ОВЗ, включённых в общеобразовательный процесс. Целью статьи является раскрытие идеи создания смыслодидактической модели обучения детей с речевыми расстройствами с учётом существующих аналогичных образовательных моделей для детей со снижением слуха, расстройствами аутистического спектра и другими ограничениями возможностей здоровья. В теоретическом обосновании подробно раскрыты противоречия интегративного подхода в отечественном образовании. Автор указывает на ключевое значение учёта особых образовательных потребностей детей младшего школьного возраста с нарушениями речи, обучающихся в общеобразовательной школе. Поиск путей повышения эффективности включенного обучения рассматривается в двух направлениях. С одной стороны, отмечается ведущая роль междисциплинарного подхода и особое значение кондуктивной педагогики как важнейшего звена реабилитационной программы в оказании помощи ребёнку с ОВЗ. С другой стороны, отслеживая хронологию постепенного формирования из идей гуманистической педагогики концепции личностно – ориентированного обучения, а затем появления отраслей психодидактики и смыслодидактики, подчеркивается значение смысловой педагогики, роль личностного смысла в структуре познавательной деятельности учащихся. Подчеркивается, что современная школа как модель общества, вступившего в эпоху цифровизации, понимается как уникальное пространство для интенции развития ценностно- смысловой сферы обучающихся, формирования индивидуальной жизненной стратегии. Изучив опыт применения смыслодидактической модели обучения подростков с различными особенностями развития и повышения эффективности освоения школьниками с ОВЗ образовательных программ за счёт использования смыслотехник, автор делает акцент на корреляции между целями реабилитационных программ и установками современной системы образования по созданию условий для полноценного социального развития обучающихся с недоразвитием речи в будущем. В заключении ставится задача проектирования смыслодидактической модели обучения младших школьников с речевыми расстройствами, способной, через влияние на сферу смыслообразования, служить преодолению познавательных, коммуникативных и личностных барьеров в обучении.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+