Музейная педагогика как средство преодоления ценностно-смысловых барьеров в обучении
Аннотация
В данной статье автор рассматривает «музейную педагогику» с позиции смыслообразования. «Музейно-педагогическая технология», инновационная в образовании, рассматривается как средство преодоления ценностно-смысловых барьеров в обучении. Автор утверждает, что попадая в «музейную культуру», обучающийся отвечает для себя на множество вопросов, выводя познаваемое на уровень личностного смысла. Новизна исследования заключается в рассмотрении «музейной педагогики» как средства преодоления препятствий личностных смыслов обучающихся. В разделе «Методы» автором определены личностные ценности, как отражение в сознании субъекта системы значи- мых для него смыслов, а также приведена трактовка понятия «смысловые барьеры», как «критические точки», которые препятствуют деятельности, а именно обучению. Приведена авторская таблица соотношения смысловых барьеров с личностно-смысловыми установками взаимодействующих субъектов образовательного процесса в процессе применения музейно-педагогической технологии, а так же выводы автора, относительно «музейно-педагогического воздействия». Автором проведено эмпирическое исследование воздействия «му8зейной технологии» на формирование личностных смыслов обучающихся. В разделе «Результаты» автор приводит полученные результаты исследования применения музейно-педагогической технологии с позиции преодоления препятствий познавательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений с позиции диалогового взаимодействия ученика и учителя. В разделе «Обсуждение результатов» автор прослеживает становление «музейной педагогики» и приводит различные трактовки понятия в работах зарубежных и отечественных авторов. В заключении автором раскрывается роль «музейной педагогики», в основе которой лежит диалоговое взаимодействие, как наиболее используемой в настоящее время технологии для преодоления препятствий, возникающих при взаимодействии участников образовательного процесса.
Об авторе
С. П. БезолюкРоссия
Светлана П. Безолюк
г. Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Абакумова И. В. Обучение как двуединый процесс и его главные движущие силы в смысловой интерпретации // Вестник Оренбургского государственного университета, 2003. № 3. С. 46–49.
2. Абакумова И. В. Преодоление ценностно-смысловых барьеров как дидактическая проблема // Инновационные технологии в образовании: субъектность, ресурсность, технологичность: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (1-3 ноября 2011 г.). М.: Ун-т. РАО, 2011. С. 6–10.
3. Абакумова И. В., Кукуляр А. М., Фоменко В. Т. Смыслодидактика как системное воплощение общей теории смысла в практике учебного процесса. // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11, № 3. С. 24–32. doi: https:// doi.org/10.21702/rpj.2014.3.2
4. Артемов Е. Г. Музейно-педагогические технологии. Пособие-справочник. Изд. 2-е, доп. СПб.: ФГУК ГМПИР, 2006. 32 с.
5. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика. 2009. № 4. С. 18–22.
6. Бакулин А. В. Психолого-педагогические характеристики ценностно-смысловых барьеров старшеклассников // Российский психологический журнал. 2009. Т. 6. № 2. С. 63–66. doi: https://doi.org/10.21702/rpj.2009.2.9
7. Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Сборник Культурно-образовательная деятельность музеев. 1997. С. 102–105.
8. Мышева Т. П. Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина // Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 44–49.
9. Осипова А. А. Мельниченко Д. В. Ценностно-смысловые барьеры в гуманитарной подготовке студентов технических специальностей // Российский психологический журнал. 2010. Т. 7, № 4. С. 19–26.
10. Осипова А. А., Буряк В. А. Психологические барьеры в обучении школьников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 5 (40). С. 119–122.
11. Осипова А. А., Зеленов А. А. Концепт «смысловые барьеры в обучении студентов» в современном научно-педагогическом дискурсе // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12, № 4. С. 78–86. doi: https://doi.org/10.21702/rpj.2015.4.6
12. Славина Л. С. О смысловом барьере // Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. М.: Академия, 1999. С. 249–258.
13. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2004. С. 6–10.
14. Шехевская Н. Л., Мандебура Е. П. Музейная педагогика: историко-педагогический анализ // Научные ведомости. 2011. Т. 9, № 6. С. 343–350.
15. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. М.: Российский институт культурологии, 2001. 231 с.
Рецензия
Для цитирования:
Безолюк С.П. Музейная педагогика как средство преодоления ценностно-смысловых барьеров в обучении. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2020;3(1):73-84.
For citation:
Bezolyuk S.P. Museum pedagogy as a tool for overcoming the value- meaning barriers in learning. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2020;3(1):73-84. (In Russ.)