Концептуально-образная визуализация букв в православных азбуках
Аннотация
Статья посвящена теоретической проблеме методологического характера – использованию наглядного образа в познании. Авторы избирают в качестве объектов исследования тексты двух тематических учебных книг для начального обучения чтению – православный букварь иеромонаха Кариона Истомина и современную православную азбуку, изданную в Греции. Цель исследования состоит в установлении сходства или различий в подходах авторов книг при подаче учебного материала в содержательном плане и особенностей его визуализации. Исследование состоит из двух этапов. На первом этапе на основе сравнительно-сопоставительного анализа определяются принципы отбора и алгоритм представления букв при составлении учебных книг. Устанавливается, что в букваре и азбуке используется единый порядок введения букв, отражающий их последовательность в алфавите. Данный подход представляет собой первый этап использования буквосослагательного метода. Введение букв сопровождается широким иллюстративным рядом. Упражнения, направленные на составление слогов и слов из букв, отсутствуют. Второй этап исследования посвящен разработке классификационных основ смыслового содержания учебных книг. На основе кластерного анализа установлено тематическое распределение иллюстраций, дана характеристика особенностей представленности материалов в рамках отдельных кластеров. На примере введения буквы «Г» в русской и греческой азбуке установлено качественное своеобразие тематики и иллюстративного ряда, а также сходство подходов, которое проявляется в использовании нравоучений и дидактических стихов. Показано, что греческая азбука содержит систему упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки (раскраски и прописи) и имеет дидактический аппарат самоконтроля.
Об авторах
А. Н. КашинскаяРоссия
Анна Н. Кашинская
г. Ростов-на-Дону
О. Д. Федотова
Россия
Ольга Д. Федотова
г. Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Алексеева М. А. Букварь Кариона Истомина – произведение графики конца XVII века. Л.: Аврора, 1981. С. 9–13.
2. Беловицкая С. И. Генезис детского самосознания // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2019. № 1 (27). С. 215–222.
3. Беловицкая С. И. Структурно-функциональные аспекты педагогической деятельности учителя // Культура. Наука. Интеграция. 2015. № 3 (31). С. 61–67.
4. Браиловский С. Н. Один из пестрых XVII-го столетия: [Карион Истомин]: Историко-литературное исследование в 2 ч. с прил. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1902. 494 с.
5. Быкова Т. А., Гуревич М. М. Описание изданий, напечатанных кириллицей. 1689 – январь 1725 г. М.-Л.: АН СССР, 1958. 402 с.
6. Иванова Ж. Н. Автографы Кариона Истомина в списках первого русского иллюстрированного букваря // Вопросы славяно-русской палеографии, кодикологии, эпиграфики: Труды ГИМа. М.: ГИМ, 1987. С. 41–45.
7. Истомин К. Букварь. Москва, 1694. 43 с. URL: bookposter.ru›info/imwerden/linguistics54.html
8. Латун В. В., Аль Хуссини М. К. М., Федотова О. Д. Альтернатива дидактических потенциалов: спортивные игры и единоборства в арабских и киргизских книгах для обучения чтению // Мир науки. 2018. Т. 6, № 2. URL: https://mirnauki.com/97PDMN218.html
9. Окунева И. А., Латун В. В. Особенности использования структурных компонентов креолизованных текстов в зарубежной учебной книге: моменты концептуальной инверсии // Мир науки. 2017. Т. 5, № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/46PDMN217.pdf
10. Пеньков Д. В., Хоронько Л. Я. Задачи на смысл как дидактическая технология инициации смыслообразования в учебном процессе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. № 2 (238). С. 75–80.
11. Пирс Ч. Что такое знак? // Вестник Томского государственного университета. Серия Философия. Социология. Политология, 2009. № 3. С. 88–95.
12. Федотова О. Д., Мареев В. И., Карпова Г. Ф. Стимулирование публикационной активности преподавателей как путь вхождения российских вузов в систему всемирных связей в области науки и образования // Интернет-журнал Науковедение, 2015. Т. 7, № 6 (31). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/145EVN615.pdf .
13. Fedotova O., Latun V. The first Russian project of the Asian academy: new geopolitical vector // Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015. Vol. 6, Issue 4. P. 356–361.
14. Maas M. Bobbi. ABC. Alkmaar: Uitgeverij Kluitman, 2015. 20 p.
15. Winne P. H., Perry N. E. Measuring self-regulated learning. Handbook of Self-Regulation // Handbook of self-regulation. Academic Press, 2000. P. 531–566. doi: 10.1016/B978-012109890-2/50045-7
16. Zimmerman B. J. Self-regulated learning and academic achievement: An overview // Educational Psychologist. 1990. Issue 25(1), P. 3-17. doi: 10.1207/s15326985ep2501
17. Καραγιαννς Β. Το πρωτο μου αλφαβηταρτ Αθηνα: Εκδσξι Πατακη, 2018. 72 с.
18. Φουρκα Π. Το αλφαβηταρι του ουρανου. Αθηνα: ΨΥΧΟΓΙΟΣ, 2016. 104 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кашинская А.Н., Федотова О.Д. Концептуально-образная визуализация букв в православных азбуках. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2020;3(1):95-109.
For citation:
Kashinskaya A.N., Fedotova O.D. Conceptual-shaped visualization of letters in the Orthodox ABC-books. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2020;3(1):95-109. (In Russ.)