Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Изучение отношения ко времени у представителей сетевых поколений Y и Z с разной выраженностью лидерских качеств

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-53-61

Аннотация

Введение. Описаны психологические особенности представителей поколений Y и Z. Феномен отношения ко времени рассматривается одновременно как основа восприятия содержания человеческой деятельности, и как зависимый от нее элемент.

Цель. Установление особенностей отношения ко времени у представителей поколения Y и Z с различиями в выраженности лидерских качеств.

Материалы и методы. Представлены основные методики эмпирического исследования: «Временные децентрации» (Е. И. Головаха, А. А. Кроник); «Я ― лидер» (Е. С. Фёдоров, О. В. Ерёмин); «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жарикова, Е. Крушельницкий); «Шкалы переживания времени» (Е. И. Головаха, А. А. Кроник). Приведено описание выборки: 51 представитель поколения Y и Z, мужчины и женщины, в возрасте 19–38 лет.

Результаты исследования. Нами были обнаружены связи между показателями лидерских качеств, выраженными шкалами «высокий и средний уровень»; между показателями временной децентрации «ориентация на прошлое»; между показателями лидерских способностей, выраженными шкалами «низкий и средний», и такими шкалами переживания времени, как «пустое», «насыщенное», «течет медленно», «течет быстро», «беспредельное», «ограниченное», «однообразное» и «разнообразное».

Обсуждение и заключения. Особенности отношения ко времени описаны в связи с лидерскими качествами представителей сетевых поколений Y и Z. Проводится сравнительный анализ выраженности лидерских качеств у представителей разных поколений. Подчеркивается наличие большего лидерского потенциала у поколения Y. Полученные данные могут быть использованы для установления более продуктивных взаимоотношений между преподавателями и студентами.

Об авторах

Д. Ф. Даутов
Донской государственный технический университет
Россия

Даутов Денис Фатыхович, кандидат психологических наук, психолог, доцент кафедры «Психология образования и организационная психология»

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Е. А. Чалкова
Донской государственный технический университет
Россия

Чалкова Екатерина Александровна, магистрант

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Список литературы

1. Авдеев, П. С. (2017). Психологические механизмы трансформационного лидерства. Экономика и управление: научно-практический журнал, 2(136), 110–116.

2. Авдентова, В. Б. (2023). Изменение временной перспективы у взрослого человека в стрессовых ситуациях. Universum: психология и образование, 1(103), 20–23.

3. Балашова, Е., Микеладзе, Л. (2013). Возрастные различия в восприятии и переживании времени. Психологические исследования, 6(30). https://doi.org/10.54359/ps.v6i30.678

4. Бушов, Ю. В., Светлик, М. В. (2014). Интеллект и восприятие времени. Вестник Томского государственного университета. Биология, 3(27), 158–175.

5. Веденеева, Е. В., Забелина, Е. В. (2019). Модель психологического времени личности, включенной в процесс глобализации. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 5(27), 166–177. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-5-166-177

6. Головаха, Е. И., Кроник, А. А. (2008). Психологическое время личности (монография). Москва: Смысл.

7. Григоренко, Т. А. (2022). Психологический аспект проблемы формирования социально-психологических установок и жизненных ценностей поколения Z. В Н. Г. Кузнецова, Т. Б. Оганян (ред.): Теория и практика организации работы с молодёжью. Сборник материалов международной научно-практической конференции. (С. 138–143). Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет.

8. Гусева, Н. И. (2011). Современная модель лидерства в условиях глобального контекста. Известия Байкальского государственного университета, 4, 82–88.

9. Евтихов, О. В. (2010). Атрибутивные теории лидерства: специфика и перспективы развития. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 8, 351–353.

10. Зиналиева, Н. К., Тайсаева, С. Б., Богатова, А. М. (2022). Личность и группа: проблемы лидерства и руководства в современных условиях. Acta eruditorum, 42, 82–89.

11. Исаева, М. А. (2011). Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува. Знание. Понимание. Умение, 3, 290–295.

12. Козловская, Н. В. (2023). Субъективное восприятие времени: возрастной аспект исследования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 6(93), 92–101. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.6.11

13. Миронова, О. А. (2018). Приоритеты цифровой экономики и специфические особенности обучения цифровой грамотности поколения Y и Z. Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, 4(68), 96–102.

14. Михальский, А. В. (2015). Хронотоп в жизненном пути личности: будущее через призму пространства и времени. Международный научно-исследовательский журнал, 10(41), 71–74. https://doi.org/10.18454/IRJ.2015.41.128

15. Нестик, Т. А. (2014). Социальная психология времени: состояние и перспективы исследований. Психологический журнал, 35(3), 5–19.

16. Нечаев, В. Д., Дурнева, Е. Е. (2016). Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы. Педагогика, 1, 36–45.

17. Полянок, О. В., Абрамов, С. М., Акулов, С. А. и др. (2019). Поколение Z: фиджитал-поколение сотрудников. Евразийский юридический журнал, 7(134), 389–393.

18. Романова, Е. А., Брель, Е. Ю. (2022). К проблеме исследования социализации обучающихся и педагогов в цифровой образовательной среде в разрезе теории поколений. Вестник Кемеровского государственного университета, 24(1), 92–98. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-92-98

19. Романова, Н. П. (2011). Концепция харизматического лидерства. Вестник Читинского государственного университета, 9(76), 130–137.

20. Садыкова, Х. Н. (2015). Генезиз научных представлений о поколении как социокультурном феномене. Современные проблемы науки и образования, 1–2, 213.

21. Семенова, Л. Э., Семенова, В. Э. (2022). Субъективный смысл отцовства и удовлетворенность браком мужчин поколения Питера Пэна. Научно-педагогическое обозрение, 5(45), 212–223.

22. Тарасова, Е. М. (2020). Некоторые психологические особенности студентов поколения Z. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2, 62–70. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-2-62-70

23. Хожиев, Р. Б., Музаффаров, У. И. (2022). Приоритеты развития лидерских качеств у молодежи. Вестник науки и образования, 5–2(125), 33–36.

24. Шамис, Е., Никонов, Е. (2016). Теория поколений. Необыкновенный Икс. Москва: Synergy Book.

25. Dolot, A. (2018). The characteristics of Generation Z. e-mentor, 2(74), 44–50. https://doi.org/10.15219/em74.1351

26. Huber, P., Schubert, H-J. (2019). Attitudes about work engagement of different generations – A cross sectional study with nurses and supervisors. Journal of Nursing Management, 27(7), 1341–1350. https://doi.org/10.1111/jonm.12805

27. Lambrechts, A., Mella, N., Pouthas, V. et al. (2011). Subjectivity of time perception: a visual emotional orchestration. Frontiers in integrative neuroscience, 5, 73. https://doi.org/10.3389/fnint.2011.00073

28. Montuori, A., Donnelly, G. (2018). Transformative leadership. In: Handbook of personal and organizational transformation (pp. 319–350). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-66893-2_59

29. Roe, R. A. (2008). Time in applied psychology: The study of “what happens” rather than ʻwhat isʼ. European psychologist, 13(1), 37–52. https://doi.org/10.1027/1016-9040.13.1.37

30. Thomas, G., Martin, R., Riggio, R. E. (2013). Leading groups: Leadership as a group process. Group Processes & Intergroup Relations, 16(1), 3–16. https://doi.org/10.1177/1368430212462497

31. Windsor, T. D., Abbott, M. J., Cations, M. et al. (2022). Subjective perceptions of age-related gains buffer negative associations of perceived age-related losses with health, well-being, and engagement. International Journal of Behavioral Development, 46(2), 118–124. https://doi.org/10.1177/01650254211039025


Рецензия

Для цитирования:


Даутов Д.Ф., Чалкова Е.А. Изучение отношения ко времени у представителей сетевых поколений Y и Z с разной выраженностью лидерских качеств. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(1):53-61. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-53-61

For citation:


Dautov D.F., Chalkova E.A. The Study of The Attitude to Time of Representatives the Net Generations Y and Z with Different Levels of Leadership Qualities. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(1):53-61. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-53-61

Просмотров: 334


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+