Современные направления исследования эмоционального интеллекта
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-14-24
Аннотация
Во Введении авторы описывают актуальность изучения вопроса эмоционального интеллекта, делая акцент на трудах, в которых изложена мысль о том, что развитый эмоциональный интеллект находится в основе достижения успеха в различных сферах жизнедеятельности и формирования устойчивых межличностных связей. Описываются и анализируются основные подходы к изучению эмоционального интеллекта.
В разделе «Теоретическое обоснование» описывается трактовка понятия «интеллект». Сделан краткий экскурс в историю понимания отечественными и зарубежными авторами феномена «эмоциональный интеллект». Новизна исследования заключается в том, что рассматриваются компоненты структуры эмоционального интеллекта в разных подходах к его изучению. На основе анализа основных трактовок понятия различными учеными, авторами раскрыто содержание понятия «эмоциональный интеллект». На основе обзора источников по теме, делается вывод о том, что исследование эмоционального интеллекта находится на стыке многих наук и представляет огромный интерес для изучения, так как лежит в основе формирования эффективной интеграции индивида в социум.
В разделе «Обсуждение результатов» авторы обращают внимание на проблему, связанную с грамотной диагностикой эмоционального интеллекта. Для изучения эмоционального интеллекта, необходимо исследовать эмоциональные состояния и интеллектуальные процессы по отдельности, после чего анализировать различные формы их взаимодействия. Авторами представлен новый взгляд на проблему изучения эмоционального интеллекта, основанный на предположении о том, что феномен может быть гибким, и зависеть от различных характеристик социума и реакций индивида на него. Представлен перечень исследований, с которыми согласуется данное предположение.
Об авторах
И. В. АбакумоваРоссия
доктор психологических наук, профессор, декан факультета «Психология, педагогика, дефектология», заведующая кафедрой
Т. З. Аверкиева
Россия
аспирант
Д. З. Кинцурашвили
Россия
магистрант
Список литературы
1. Андреева, И. Н. (2006). Эмоциональный интеллект: исследование феномена. Вопросы психологии, 3, 78–86.
2. Андреева, И. Н. (2009). Концептуальное поле понятия «эмоциональный интеллект». Вопросы психологии, 4, 131–141.
3. Андреева, И. Н. (2011). Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография. Новополоцк: ПГУ.
4. Выготский, Л. С. (2000). Психология. М.: Апрель пресс.
5. Гарднер, Г. (2007). Структура разума: теория множественного интеллект. М.: ООО «И. Д. Вильямс».
6. Гоулман, Д. (2009). Эмоциональный интеллект. М.: АСТ.
7. Давыдова, Ю. В. (2011). Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте (кандидатская диссертация). Москва: РУДН.
8. Дорохова, О. А. (2018). Педагогические воззрения Говарда Гарднера (кандидатская диссертация). Тверь: Тверской государственный университет.
9. Дружинин, В. Н. (2000). Диагностика общих познавательных способностей. СПб: Юрайт.
10. Загвоздкин, В. К. (2008). Концепция множественного интеллекта Гарднера: новые подходы к развитию творческого потенциала. Школьные технологии, 2, 53–59.
11. Карпов, А. В., Петровская А. В. (2008). Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография. Ярославль: ЯрГУ.
12. Киселева, Т. С. (2015). Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых (кандидатская диссертация). М.: ИП РАН.
13. Леонтьев, Д. А. (2003). Психология смысла. М.: Смысл.
14. Люсин, Д. В. (2004). Современные представления об эмоциональном интеллекте. В Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков (ред.): Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования (С. 29–36). М.: Изд-во Института психологии РАН.
15. Мещерякова, И. Н. (2011). Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе (кандидатская диссертация). Курск: Курский государственный университет.
16. Теплов, Б. М. (2014). Способности и одаренность. Вестник московского университета. Серия 20: педагогическое образование, 4, 99–105.
17. Трофимова, Н. М., Нгуен, М. А. (2007). Становление эмоционального интеллекта старшеклассников. Начальная школа плюс До и После, 9, 67–69.
18. Чошанов, М. (2000). ТМИ – теория множественного интеллекта. Директор школы, 2, 12–16.
19. Alston, B. A. (2009). An Examination of the Relationship Between Emotional Intelligence and Leadership Practices (Doctoral dissertation). Davie: Nova Southeastern University.
20. Ciarrochi, J. V., Dean J. V., Anderson S. (2002). Emotional intelligence moderates the relationship between stress and mental health. Personality and Individual Differences, 32, 197–209.
21. Kornhaber, M. (1999). Multiple Intelligences. Theory in Practice. In J. Block, S. T. Everson, T. R. Guskey (eds.): Comprehension Scholl Reform: A Program Perspective (pp. 179–191). Dubuque: Kendall Hunt Publishing Company.
22. Mckenzie, W. (1999). Multiple intelligences inventory. URL: https://www.kerstens.org/alicia/planning10/Multiple%20Intelligences%20Inventory.pdf
23. Saimon, H. A. (1967). Motivational and Emotional Controls of Cognition. Psychological Review, 74(1), 29–39. doi: https://doi.org/10.1037/h0024127
Рецензия
Для цитирования:
Абакумова И.В., Аверкиева Т.З., Кинцурашвили Д.З. Современные направления исследования эмоционального интеллекта. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2022;5(4):14-24. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-14-24
For citation:
Abakumova I.V., Averkieva T.Z., Kintsurashvili D.Z. Modern trends in the study of emotional intelligence. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2022;5(4):14-24. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-14-24