Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Влияние сказкотерапии на адаптацию младших школьников.

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-33-51

Аннотация

В статье представлены результаты формирующего эксперимента, проведённого в рамках научно-исследовательской работы, направленной на написание магистерской диссертации. Новизна исследования заключается в расширении представлений о факторах школьной адаптации у детей младшего школьного возраста. Углубление научного знания о роли самооценки в адаптации детей к школе является целью одной из гипотез данного исследования.

Во Введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены основные компоненты школьной адаптации и предпосылки её взаимосвязи с самооценкой младших школьников. В разделе «Методы» подробно описана постановочная часть исследования. Обозначена цель, предмет и эмпирический объект исследования. Раздел также содержит формулировки гипотез, описание методов и методик исследования. В исследовании использовались следующие методики: Методика «Лесенка» (в модификации И. М. Марковской); Методика «Проба Де Греефе»; Анкета «Мое отношение к школе» (Н. Г. Лусканова); Методика «Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн» (в модификации А. М. Прихожан).

В разделе «Результаты» кратко изложены итоги констатирующего эксперимента, приведены данные, подтверждающие гипотезу 1. Основной акцент в разделе сделан на результаты формирующего эксперимента, целью которого была разработка программы психологической коррекции школьной адаптации и самооценки у детей младшего школьного возраста. Данные, полученные при статистической обработке результатов констатирующего и формирующего эксперимента, подтверждают эффективность коррекции школьной адаптации и самооценки у детей младшего школьного возраста.

В разделе «Обсуждение результатов» рассмотрены позиции российских и зарубежных исследователей на тему того, является ли самооценка фактором адаптации к школе. Рассмотрены различные методы коррекции школьной адаптации и самооценки, предлагаемые другими авторами.

Об авторах

О. В. Гнеушева
Донской государственный технический университет
Россия

студент магистратуры



Т. Н. Щербакова
Донской государственный технический университет
Россия

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и консультативной психологии



Список литературы

1. Бакушкина, Е. О., Невзорова, М. С. (2020). Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников. Наука и Образование, 3(2), 339.

2. Бусловская, Л. К., Ковтуненко, А. Ю., Рыжкова, Ю. П. (2020). Эмоциональное состояние ребенка как критерий адаптации к новым социальным условиям. Современные проблемы науки и образования, 6, 53.

3. Заровняева, Н. Э., Шергина, Т. А. (2019). Формирование адекватной самооценки у младших школьников посредством арт-терапии. В: Реализация ФГОС в начальной школе: инновационные подходы к организации образовательного процесса. Сборник трудов Республиканской научно-методической конференции (С. 181–183). Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании.

4. Киселева, М. Б. (2006). Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь.

5. Красникова, Т. В. (2020). Адаптация младших школьников к школе: факторы, уровни, показатели, этапы. Проблемы современного педагогического образования, 68–2, 434–437.

6. Крюкова, С. В. (2019). Развитие самооценки и самосознания младших школьников с умственной отсталостью. Проблемы педагогики, 3(42), 46–49.

7. Кудаева, В. С. (2022). Особенности адаптации к школе первоклассников с разным уровнем самооценки. Общество, 3–2(26), 55–59.

8. Погосян, А., Медведева, Н. И. (2012). Взаимосвязь адаптации младших школьников к учебной деятельности с типом детско-родительских отношений. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 1, 136–137.

9. Шелиспанская, Э. В., Юдина, Ю. Ю. (2019). Формирование адекватной самооценки воспитанников как фактор успешной адаптации к условиям обучения в суворовском военном училище. Вопросы науки и образования, 5(50), 206–212.

10. Эльконин, Д. Б., Венгера, А. Л. (1998). Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста. М.: Педагогика.

11. Basaran, I. E. (1994). Education psychology. Ankara: Kalem.

12. Birch, S. H., Ladd, G. W. (1997). The teacher-child relationship and children's early school adjustment. Journal of School Psychology, 35(1), 61–79. doi: https://doi.org/10.1016/S0022-4405(96)00029-5

13. Damon, W., Lerner, R. M., Eisenberd, N. (2006). Handbook of Child Psychology: Social, Emotional, and Personality Development. Hoboken: Wiley.

14. Entwisle, D. R., Alexander, K. L. (1998). Facilitating the transition to first grade: The nature of transition and research of factors affecting it. Elementary School Journal, 98(4), 381–397. doi: https://doi.org/10.1086/461901

15. Ladd, G. W., Birch, S. H., Buhs, E. S. (1999). Children’s social and scholastic lives in kindergarten: related spheres of influence? Child Development, 70(6), 1373–1400. doi: https://doi.org/10.1111/1467-8624.00101

16. Onder, A., Gulay, H. (2010). Reliability and validity study of the school adaptation teacher assessment scale for 5-6 aged children. International Online Journal of Educational Scienes, 2(1), 204–224.


Рецензия

Для цитирования:


Гнеушева О.В., Щербакова Т.Н. Влияние сказкотерапии на адаптацию младших школьников. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2022;5(4):33-51. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-33-51

For citation:


Gneusheva O.V., Shcherbakova T.N. The influence of fairy tale therapy on the adaptation of younger schoolchildren. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2022;5(4):33-51. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-33-51

Просмотров: 197


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+