Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Особенности сформированности просоциальных ценностей у студентов с разными когнитивными стилями

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-6-22

Аннотация

Во Введении автором раскрывается актуальность изучения сформированности просоциальных ценностей у студентов с разными когнитивными стилями. Она обусловливает необходимость обращения к актуальной проблеме когнитивных стилей, изучения их влияния на различные аспекты жизнедеятельности, в том числе на социальное поведение. Новизна исследования заключается в систематизации и характеризации современного состояния проблемы особенностей просоциальных ценностей в связи с различными когнитивными стилями.

В разделе «Методы» отражен инструментарий исследования: методика «Дифференциальный тип рефлексии» (Д. А. Леонтьев), шкала Аналитичности-Холистичности (AHS) (В. В. Апанович), ТСОБ-4 (диагностика когнитивного стиля) (В. В. Селиванов и К. А. Осокина), методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С. С. Бубнова). Выборку составили 62 студента гуманитарных специальностей.

В разделе «Результаты» представлены данные, полученные с помощью математического анализа. Доказано, что в группах студентов с разными когнитивными стилями наблюдается разная выраженность холистичности мышления. Установлено, что для студентов является важным оказывать помощь людям, проявлять милосердие, однако, для них является менее важным проявлять социальную активность с целью достижения позитивных изменений в обществе. Продемонстрированно наличие определенных различий в выраженности просоциальных ценностей у студентов с разным уровнем выраженности поленезависимости.

В Обсуждении результатов указывается наличие различий просоциального поведения студентов в зависимости от их когнитивного стиля, отмечаемые авторами. Полученные данные могут также быть использованы в ходе организации работы со студентами по развитию просоциальных ценностей. По результатам исследования разработан комплекс методов изучения уровня сформированности и особенностей просоциальных ценностей у студентов с разными когнитивными стилями.

Об авторе

О. А. Журавлева
Донской государственный технический университет
Россия

магистрант



Список литературы

1. Абакумова, И. В., Кукуляр, А. М., Фоменко, В. Т. (2014). Смыслодидактика как системное воплощение общей теории смысла в практике учебного процесса. Российский психологический журнал, 11(3), 24–32. doi: https://doi.org/10.21702/rpj.2014.3.2

2. Бокова, О. А., Мельникова, Ю. А. (2019). Когнитивные стили как метаспособность: теоретические предпосылки исследования. Новое в Психолого-Педагогических Исследованиях, 3(55), 85–99.

3. Кухтова, Н. В., Шингаев, С. М., Купченко, В. Е., Кирилова, С. А., Морожанова, М. М., Нестер, Е. Ф., Тхорик, Н. С., Циркунова, Н. И., Клеймёнова, Е. А., Сотникова, Е. И., Осинский, А. Е., Молчанова, Н. В., Черняева, С. А., Яценко, Т. Е. (2020). Предикторы просоциального поведения в современных исследованиях: Межкультурный аспект. Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова.

4. Лазарева, Е. А. (2019). Опыт исследования когнитивных стилей студентов. Мир педагогики и психологии, 1(30), 268–283.

5. Лазюк, В., Белоглазова, А. (2020). Когнитивные стили и толерантность к неопределенности как факторы адаптации студентов к обучению в вузе. Азимут Научных Исследований: Педагогика и Психология, 9(4(33)), 343–348.

6. Леонтьев, Д. (2003). Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл.

7. Осокина, К. А. (2016). Взаимосвязь когнитивного стиля (полезависимость-поленезависимость) и некоторых свойств личности. Вестник Красноярского Государственного Педагогического Университета Им. В. П. Астафьева, 4(38), 255–257.

8. Саякин, В. Ю (2011). Психолого-педагогические условия оптимизации индивидуального когнитивного стиля студентов в образовательном пространстве высшей школы (диссертация). Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет.

9. Сельченок, К. В. (2000). Гуманистическая и трансперсональная психология: хрестоматия. Минск: Харвест.

10. Халифаева, О. А. (2021). Взаимосвязь когнитивных стилей мышления и социальной перцепции у студентов. В: Весенние психолого-педагогические чтения. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти почётного профессора АГУ А. В. Буровой (С. 76–81). Астрахань: Астраханский университет.

11. Холодная, М. А. (2004). Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер.

12. Шкуратова, И. П. (1998). Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация? В А. В. Либин (ред.): Стиль человека: психологический анализ (C. 13-33). М.: Смысл.

13. Aggarwal, I., Woolley, A. W., Chabris, C. F., Malone, T. W. (2019). The Impact of Cognitive Style Diversity on Implicit Learning in Teams. Frontiers in Psychology, 10, 112. doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00112

14. Benish-Weisman, M., Daniel, E., Sneddon, J., Lee, J. (2019). The relations between values and prosocial behavior among children: The moderating role of age. Personality and Individual Differences, 141, 241–247. doi: https://doi.org/10.1016/j.paid.2019.01.019

15. Eisenberg, N. (2003). Prosocial behavior, empathy, and sympathy. In M. H. Borenstein, L. Davidson, C. L. M. Keyes, K. A. Moore (eds.): Well-being: Positive development across the life course (pp. 253–265). New Jersey: Lawrence Erlbaum. doi: https://doi.org/10.4324/9781410607171

16. Lipperman-Kreda, S., Glicksohn, J. (2010). Personality and Cognitive-Style Profile of Antisocial and Prosocial Adolescents: A Brief Report. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 54(5), 850–856. doi: https://doi.org/10.1177/0306624X09338037


Рецензия

Для цитирования:


Журавлева О.А. Особенности сформированности просоциальных ценностей у студентов с разными когнитивными стилями. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2022;5(5):6-22. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-6-22

For citation:


Zhuravleva O.A. Features of the formation of prosocial values in students with different cognitive styles. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2022;5(5):6-22. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-6-22

Просмотров: 125


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+