Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Исследование особенностей самоотношения у девочек-подростков из полных и неполных семей

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-35-48

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей самоотношения подростков женского пола из семей с разным составом. Новизна исследования обусловлена отсутствием исследований, которые рассматривали бы эту тему применительно к данному объекту.

Во Введении обоснована актуальность проблемы исследования. Определены характеристики личностной и смысловой сферы детей из неполных семей, охарактеризована семья как малая группа. Рассмотрены подходы к исследованию самоотношения подростков. В данном разделе также обозначены цели и задачи исследования, приведены формулировки гипотез, предмет и объект исследования.

В разделе «Методы» приведены подробные характеристики выборки, описаны методы и методики исследования. Также приведены подробные описания используемых методик: Опросник самоотношения (В. В. Столин и С. Р. Пантилеев); Тест Куна – Макпартленда «Кто Я» (Модификация Т. В. Румянцевой); Шкала самоуважения Розенберга; Анкета «Какой Я» (авторская).

В разделе «Результаты» подробно изложены итоги измерения самоотношения у девочек-подростков с помощью выбранных методик. Описаны результаты статистического анализа полученных данных и их интерпретации. Обнаружено, что у девочек-подростков из полных семей количество корреляционных связей между показателями самоотношения и самоуважения больше, по сравнению с девочками-подростками из неполных семей. Это может говорить о том, что девочки-подростки из полных семей имеют более сбалансированную картину самоотношения.

В разделе «Обсуждение результатов» рассмотрены позиции российских и зарубежных исследователей на тему особенностей самоотношения у подростков из полных и неполных семей. Рассмотрены связанные с семьей факторы самоотношения подростков.

Об авторе

Е. Н. Рощина
Донской государственный технический университет
Россия

студент третьего курса магистратуры



Список литературы

1. Дамзина, К. А. (2019). Смысложизненные ориентации подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет.

2. Денисова, Е. А., Воробьева, Н. А. (2017). Гендерные различия самоотношения современных подростков. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 3(30), 48–53.

3. Коваль, В. В. (2011). Подростки из неполных семей: Особенности самоотношения. Мир науки, культуры, образования, 2, 238–240.

4. Мелоян, А. Э., Семенова, Л. Э., Чевачина, А. В. (2015). Особенности проявления защитных механизмов при развитии самоотношения подростков из полных и неполных семей. Вестник Мининского Университета, 2(10), 7.

5. Мельникова, О. Н., Зубова, Т. М. (2020). Психологические особенности подростков из неполных семей. В Т. Г. Шатюк (ред.): Векторы психологии – 2020: Психолого-педагогическое сопровождение личности в современной образовательной среде: международная научно-практическая конференция. Сборник материалов (С. 160–163). Гомель: Гомельский Государственный Университет им. Ф. Скорины.

6. Мещерякова, И. Н., Хуторная, М. Л., Демец, Е. Г. (2017). Влияние состава семьи на формирование гендерной идентичности подростков. Проблемы современного педагогического образования, 54–3, 242–248.

7. Никоноров, М. В. (2017). Психологические особенности личности подростков из полных и неполных семей. В Е. М. Разумова (ред.): Актуальные психолого-педагогические исследования. Сборник материалов научных исследований (С. 67–69). Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.

8. Орловская, А. Г. (2021). Гендерные особенности самоотношения младших подростков. В: Человек и Природа

9. сборник материалов студенческой научно-практической конференции (С. 62–63). Омск: Омский государственный педагогический университет.

10. Павлов, И. В. (2016). Характеристики самосознания юношей и девушек из полных и неполных семей. Вестник БарГУ. Серия: Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки, 66–71.

11. Пантилеев, С. Р. (1989). Самоотношение как эмоционально оценочная система – Диссертация (кандидатская диссертация). М.: МГУ имени М. В. Ломоносова.

12. Пашкова, Г. Н. (2017). Самоотношение подростков, переживающих одиночество. Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 4, 57–62.

13. Саматова, М. Ф. (2018). Особенности поведения в конфликте в связи с самоотношением и отношением к родителям старших подростков из полных и неполных семей. В А. А. Вихман, А. Ю. Калугин, Д. О. Смирнов (ред.): Ярмарка научно-практических инициатив студентов. Материалы XV городской научно-практической конференции (С. 113–115). Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

14. Сукиасян, С. А., Харитонова, И. В. (2020). Особенности взаимосвязи детско-родительских отношений и самоотношения в подростковом возрасте. Universum: Психология и Образование, 6(72), 2.

15. Тащёва, А. И., Гриднева, С. В., Киценко, Н. В. (2021). 3.5. Своеобразие самоотношения старших подростков из полных и неполных семей. В: Дошкольное и школьное образование в России и за рубежом: векторы развития (С. 231–241). Ульяновск: Зебра.

16. Фонталова, Н. С. (2005). К вопросу о самоотношении подростков из неполных и полных семей. Сибирский психологический журнал, 21, 103–105.

17. Шмакова, А. М. (2016). Особенности самооценки у подростков из полных и неполных семей. В: Современные тенденции развития науки в молодежной среде. Сборник статей участников (С. 440–446). Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина.

18. Berg, B., Kelly, R. (1979). The Measured Self-Esteem of Children from Broken, Rejected, and Accepted Families. Journal of Divorce, 2(4), 363–369. doi: https://doi.org/10.1300/J279v02n04_03

19. Cooper, J. E., Holman, J., Braithwaite, V. A. (1983). Self-Esteem and Family Cohesion: The Child’s Perspective and Adjustment. Journal of Marriage and Family, 45(1), 153–159. doi: https://doi.org/10.2307/351303

20. Kantemirova, G. (2018). Incomplete family as a factor of crime in adolescents and youth. SHS Web of Conferences, 55, 02020. doi: https://doi.org/10.1051/shsconf/20185502020

21. Khasanah, I., Katili, K. R. D. (2021). Self-concept and self-disclosure of teenager broken home. Makna: Jurnal Kajian Komunikasi, Bahasa, Dan Budaya, 9(2).

22. Martínez, I., Murgui, S., Garcia, O. F., Garcia, F. (2021). Parenting and adolescent adjustment: The mediational role of family self-esteem. Journal of Child and Family Studies, 30(5), 1184–1197. doi: https://doi.org/10.1007/s10826-021-01937-z

23. Masselink, M., Van Roekel, E., Oldehinkel, A. J. (2018). Self-esteem in Early Adolescence as Predictor of Depressive Symptoms in Late Adolescence and Early Adulthood: The Mediating Role of Motivational and Social Factors. Journal of Youth and Adolescence, 47(5), 932–946. doi: https://doi.org/10.1007/s10964-017-0727-z

24. Schmidt, J. A., Padilla, B. (2003). Self-Esteem and Family Challenge: An Investigation of Their Effects on Achievement. Journal of Youth and Adolescence, 32(1), 37–46. doi: https://doi.org/10.1023/A:1021080323230


Рецензия

Для цитирования:


Рощина Е.Н. Исследование особенностей самоотношения у девочек-подростков из полных и неполных семей. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2022;5(5):49-63. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-35-48

For citation:


Roshchina E.N. The study of the characteristics of self-attitude in adolescent girls from single-parent families and two-parent families. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2022;5(5):49-63. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-35-48

Просмотров: 272


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+