Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Исследование взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и стратегий самопредъявления в межличностных отношениях

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-62-72

Аннотация

Введение. Компетентное самопредъявление определяет успех в планировании и продвижении целей коммуникатора, ориентированного на достижение результата в разных сферах жизнедеятельности. При этом предпочитаемые поведенческие стратегии и личностные особенности не всегда осознаются человеком, а значит не всегда используются им эффективно. Актуальность изучения проблемы обусловлена недостаточной представленностью исследований поведенческих стратегий и индивидуально-психологических особенностей субъектов.

Цель. Исследование взаимосвязей индивидуально-психологических особенностей и поведенческих стратегий самопредъявления личности на разных этапах профессионального становления и развития.

Материалы и методы. В качестве методического инструментария выбраны: методика диагностики уровня рефлексивности, опросник «Стиль саморегуляции поведения ССП–98», методика «Диагностика мотивов аффилиации», методика «Направленность личности в общении», тест уверенности в себе, опросник «Волевые качества личности», опросник «Стратегии самопредъявления».

Результаты исследования. Девушки предпочитают стратегию «стремление понравиться» и «отслеживание произведенного впечатления», юноши — «вариативность поведения». Женщины реже отслеживают впечатление, произведенное на собеседника, в случае необходимости способны доминировать и манипулировать. Мужчины, напротив, более внимательно отслеживают особенности своего поведения, им не свойственно проявлять зависимость и слабость. Уверенные в себе испытуемые характеризуются социальной смелостью, инициативностью, применяют стратегию «самопродвижение». Диалогичные ― стремятся быть принятыми целевой аудиторией, проявляют инициативу. Для них не характерна стратегия «вариативность поведения». Рефлексивные испытуемые характеризуются использованием диалога, и применением стратегий «вариативность поведения» и «самопродвижение».

Обсуждение и заключения. Предполагается, что редкое использование женщинами стратегии «отслеживания впечатления» обусловлено действием механизма гендерного воспитания. Подтверждено, что на разных этапах возрастного и профессионального развития поведенческие стратегии обусловлены индивидуально-психологическими особенностями личности, востребованными в процессе самопредъявления. Полученные данные вносят вклад в теоретическое обоснование проблемы и позволяют разработать модель самопредъявления личности в зависимости от ее индивидуально-психологических особенностей.

Об авторе

Е. В. Ахмадеева
Уфимский университет науки и технологий
Россия

Ахмадеева Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры общей психологии факультета психологии

450076, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32



Список литературы

1. Ахмадеева, Е. В., Башкатов, С. А. (2022). Стратегии и тактики самопредъявления как факторы межличностного взаимодействия. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 1, 133–145. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-133-145

2. Белобрагин, В. В. (2018). Социально-психологические проблемы имиджа как социального стереотипа и результата социальных установок. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество, 1, 131–134.

3. Болотова, А. К., Жуков, Ю. М., Петровская, Л. А. (2023). Социальные коммуникации. Психология общения: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт.

4. Бороздина, Г. В. (2019). Психология и этика делового общения. Москва: Юрайт.

5. Васильева, С.В ., Цветова, А. А. (2021). Предпочитаемые тактики самопрезентации и статус в группе у студентов. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, 4, 687–693. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-88

6. Гофман, И. (2021). Представление себя другим в повседневной жизни. Санкт-Петербург: Питер.

7. Копанев, А. Н. (2020). Анализ особенностей личностных качеств студенток колледжа и института, обусловливающих эффективность самопрезентации. В: Миссия университетского педагогического образования в XXI веке: Сборник материалов II Международного научно образовательного форума (С. 267–274). Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет.

8. Корягина, Н. А. (2023). Самопрезентация и убеждающая коммуникация. Москва: Юрайт.

9. Кули, Ч. Х. (2019). Избранное: Сборник переводов. Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН.

10. Лабунская, В. А., Дроздова, И. И. (2017). Теоретико-эмпирический анализ влияния социально-психологических факторов на оценки, самооценки молодыми людьми внешнего облика. Российский психологический журнал, 14(2), 202–226.

11. Петрова, Е. А. (2019). Имиджелогия ― наука XXI века. В: Сборник материалов VII Международной научнопрактической конференции «Гуманитарные технологии в современном мире» (С. 25–28). Калининград: Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

12. Abakumova, I., Brizhak, Z., Kukulyar, A. et al. (2020). Features of self-presentation of modern young people in social networks. E3S Web of Conferences, 210, 19003. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021019003

13. Jones, E. E., Pittman, T. S. (1982). Toward a general theory of strategic self-presentation. In: Psychological Perspectives on the Self (pp. 231–262). New York: Lawrence Erlbaum.

14. Leary, M. R. (2019). Self-presentation: Impression Management аnd Interpersonal Behavior. Oxfordshire: Taylor & Francis.

15. Mead, G. H. (2015). Mind, Self, and Society. The definitive edition. Chicago: University of Chicago. https://doi.org/10.7208/chicago/9780226112879.001.0001

16. Nichols, A. L. (2020). Self-Presentation Theory/Impression Management. In B. J. Carducci, Ch. S. Nave, J. S. Mio, R. E. Riggio (eds): The Wiley Encyclopedia of Personality and Individual Differences: Models and Theories. New Jersey: John Wiley & Sons. https://doi.org/10.1002/9781119547143.ch66

17. Pandey, A., Chopra, A., Karve, S. (2020). Manipulating impressions in the ‘ME’ culture: A study of millennial consumers. Journal of Customer Behaviour, 19(1), 51–72. https://doi.org/10.1362/147539220X15874775191976

18. Schlenker, B. R. (2012). Self-presentation. In M. R. Leary, J. P. Tangney: Handbook of Self and Identity. New York: Guildford Press.

19. Tedeschi, J. T., Riess, M. (2013). Identities, the Phenomenal Self and Laboratory Research. In J. T. Tedeschi (ed.): Impression Management Theory and Social Psychological Research. New York: Academic Press.


Рецензия

Для цитирования:


Ахмадеева Е.В. Исследование взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и стратегий самопредъявления в межличностных отношениях. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(1):62-72. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-62-72

For citation:


Akhmadeeva E.V. The Study of the Relationship of Individual Psychological Characteristics and Self-Expression Strategies in Interpersonal Relationships. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(1):62-72. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-62-72

Просмотров: 322


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+