Исследование взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и стратегий самопредъявления в межличностных отношениях
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-62-72
Аннотация
Введение. Компетентное самопредъявление определяет успех в планировании и продвижении целей коммуникатора, ориентированного на достижение результата в разных сферах жизнедеятельности. При этом предпочитаемые поведенческие стратегии и личностные особенности не всегда осознаются человеком, а значит не всегда используются им эффективно. Актуальность изучения проблемы обусловлена недостаточной представленностью исследований поведенческих стратегий и индивидуально-психологических особенностей субъектов.
Цель. Исследование взаимосвязей индивидуально-психологических особенностей и поведенческих стратегий самопредъявления личности на разных этапах профессионального становления и развития.
Материалы и методы. В качестве методического инструментария выбраны: методика диагностики уровня рефлексивности, опросник «Стиль саморегуляции поведения ССП–98», методика «Диагностика мотивов аффилиации», методика «Направленность личности в общении», тест уверенности в себе, опросник «Волевые качества личности», опросник «Стратегии самопредъявления».
Результаты исследования. Девушки предпочитают стратегию «стремление понравиться» и «отслеживание произведенного впечатления», юноши — «вариативность поведения». Женщины реже отслеживают впечатление, произведенное на собеседника, в случае необходимости способны доминировать и манипулировать. Мужчины, напротив, более внимательно отслеживают особенности своего поведения, им не свойственно проявлять зависимость и слабость. Уверенные в себе испытуемые характеризуются социальной смелостью, инициативностью, применяют стратегию «самопродвижение». Диалогичные ― стремятся быть принятыми целевой аудиторией, проявляют инициативу. Для них не характерна стратегия «вариативность поведения». Рефлексивные испытуемые характеризуются использованием диалога, и применением стратегий «вариативность поведения» и «самопродвижение».
Обсуждение и заключения. Предполагается, что редкое использование женщинами стратегии «отслеживания впечатления» обусловлено действием механизма гендерного воспитания. Подтверждено, что на разных этапах возрастного и профессионального развития поведенческие стратегии обусловлены индивидуально-психологическими особенностями личности, востребованными в процессе самопредъявления. Полученные данные вносят вклад в теоретическое обоснование проблемы и позволяют разработать модель самопредъявления личности в зависимости от ее индивидуально-психологических особенностей.
Ключевые слова
Об авторе
Е. В. АхмадееваРоссия
Ахмадеева Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры общей психологии факультета психологии
450076, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32
Список литературы
1. Ахмадеева, Е. В., Башкатов, С. А. (2022). Стратегии и тактики самопредъявления как факторы межличностного взаимодействия. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 1, 133–145. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-133-145
2. Белобрагин, В. В. (2018). Социально-психологические проблемы имиджа как социального стереотипа и результата социальных установок. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество, 1, 131–134.
3. Болотова, А. К., Жуков, Ю. М., Петровская, Л. А. (2023). Социальные коммуникации. Психология общения: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт.
4. Бороздина, Г. В. (2019). Психология и этика делового общения. Москва: Юрайт.
5. Васильева, С.В ., Цветова, А. А. (2021). Предпочитаемые тактики самопрезентации и статус в группе у студентов. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, 4, 687–693. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-88
6. Гофман, И. (2021). Представление себя другим в повседневной жизни. Санкт-Петербург: Питер.
7. Копанев, А. Н. (2020). Анализ особенностей личностных качеств студенток колледжа и института, обусловливающих эффективность самопрезентации. В: Миссия университетского педагогического образования в XXI веке: Сборник материалов II Международного научно образовательного форума (С. 267–274). Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет.
8. Корягина, Н. А. (2023). Самопрезентация и убеждающая коммуникация. Москва: Юрайт.
9. Кули, Ч. Х. (2019). Избранное: Сборник переводов. Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН.
10. Лабунская, В. А., Дроздова, И. И. (2017). Теоретико-эмпирический анализ влияния социально-психологических факторов на оценки, самооценки молодыми людьми внешнего облика. Российский психологический журнал, 14(2), 202–226.
11. Петрова, Е. А. (2019). Имиджелогия ― наука XXI века. В: Сборник материалов VII Международной научнопрактической конференции «Гуманитарные технологии в современном мире» (С. 25–28). Калининград: Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
12. Abakumova, I., Brizhak, Z., Kukulyar, A. et al. (2020). Features of self-presentation of modern young people in social networks. E3S Web of Conferences, 210, 19003. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021019003
13. Jones, E. E., Pittman, T. S. (1982). Toward a general theory of strategic self-presentation. In: Psychological Perspectives on the Self (pp. 231–262). New York: Lawrence Erlbaum.
14. Leary, M. R. (2019). Self-presentation: Impression Management аnd Interpersonal Behavior. Oxfordshire: Taylor & Francis.
15. Mead, G. H. (2015). Mind, Self, and Society. The definitive edition. Chicago: University of Chicago. https://doi.org/10.7208/chicago/9780226112879.001.0001
16. Nichols, A. L. (2020). Self-Presentation Theory/Impression Management. In B. J. Carducci, Ch. S. Nave, J. S. Mio, R. E. Riggio (eds): The Wiley Encyclopedia of Personality and Individual Differences: Models and Theories. New Jersey: John Wiley & Sons. https://doi.org/10.1002/9781119547143.ch66
17. Pandey, A., Chopra, A., Karve, S. (2020). Manipulating impressions in the ‘ME’ culture: A study of millennial consumers. Journal of Customer Behaviour, 19(1), 51–72. https://doi.org/10.1362/147539220X15874775191976
18. Schlenker, B. R. (2012). Self-presentation. In M. R. Leary, J. P. Tangney: Handbook of Self and Identity. New York: Guildford Press.
19. Tedeschi, J. T., Riess, M. (2013). Identities, the Phenomenal Self and Laboratory Research. In J. T. Tedeschi (ed.): Impression Management Theory and Social Psychological Research. New York: Academic Press.
Рецензия
Для цитирования:
Ахмадеева Е.В. Исследование взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и стратегий самопредъявления в межличностных отношениях. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(1):62-72. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-62-72
For citation:
Akhmadeeva E.V. The Study of the Relationship of Individual Psychological Characteristics and Self-Expression Strategies in Interpersonal Relationships. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(1):62-72. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-62-72