Скорочтение как инструмент развития личности
Аннотация
В статье представлен обзор теоретических подходов к скорочтению в отечественной и зарубежной науке, рассмотрены практические методы увеличения скорости чтения, а также проведен анализ влияния скорочтения на личность в целом. Во Введении автором раскрывается актуальность темы, которая определяется социальным запросом на инновационные методы обучения в целом и методы эффективного чтения в частности. В Теоретическом обосновании автором рассматриваются работы российских и зарубежных авторов, посвященные вопросам: исследования феномена скорочтения как приобретенного навыка, способов развития этого навыка и помехам, затрудняющим обучение, анализу чтения как психофизиологического процесса, его технической и смысловой составляющих, а также влиянию чтения на личность. Успешность применения обучающих инструментов развития скорости и качества чтения зависит от точности и глубины теоретического понимания психологических механизмов, лежащих в основе овладения навыком скорочтения. Чтение является сложнейшим когнитивным навыком. Овладение навыком быстрого чтения без потери качества усвоения прочитанного требует особой организации обучающего процесса с учетом понимания когнитивных механизмов, лежащих в основе скорочтения, с одной стороны, и мотивационно-смыслового компонента личности обучающегося, с другой. Новизна исследования заключается в синтезе научных знаний в области развития когнитивных навыков и смыслодидактического подхода в организации процесса обучения скорочтению. В Обсуждении результатов автор обосновывает, что при вышеизложенном подходе к пониманию компетенции скорочтения, оно способно стать не только методом оптимизации и повышения эффективности интеллектуального труда, но и способом совершенствования и развития личности в целом.
Ключевые слова
Об авторе
А. М. БилаяРоссия
Ангелина М. Билая
г. Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Абакумова И. В. Смыслодидактика. Учебник для магистров педагогики и психологии. М.: КРЕДО, 2008. 386 с.
2. Андреев О. А., Хромов Л. Н. Учитесь быстро читать. Краснодар: Просвещение, 1991. 170 с.
3. Асмус B. Ф. Чтение как труд и творчество. M.: РОССПЭН, 2010. 431 c.
4. Браже Т. Г. Чтение взрослых как фактор влияния на развитие личности. СПб.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2010. 112 с.
5. Бруева Е. Ф. Иконичность языка в отношении к проблеме скорочтения // Инновационные технологии в науке и образовании: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Пенза, 2017. С. 243–246.
6. Выготский Л. С. Выготский: [Сборник]. М.: Амонашвили, 1996. 222 с.
7. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1953. 264 с.
8. Ермаков П. Н., Абакумова И. В., Осипова А. А. Смысловые барьеры в обучении: дидактическое содержание и технологии преодоления: монография. М.: КРЕДО, 2016. 273 с.
9. Зиганов М. А. Скорочтение. Уникальный курс по развитию навыков рационального чтения. М.: Эксмо, 2012. 224 с.
10. Леонтьев Д. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.
11. Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции // Маркс К.,
12. Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. Т. 1. С. 3–27.
13. Михайлов С. Е. Лучше, чем скорочтение: Как научиться читать быстрее. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 255 с.
14. Национальная программа поддержки и развития чтения, 2007. URL: http:// www.library.ru/1/act/doc.php?o_doc=1122&o_s
15. Камп П. Скорочтение: как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 305 с.
16. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. 302 с.
17. Рамачандран В. С. Мозг рассказывает: что делает нас людьми. М.: Карьера Пресс, 2014. 394 с.
18. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
19. Шелли Р. П. Фоточтение. Самиздат, 2017. 157 с.
20. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты // Вопросы психологии. 1956. № 5. С. 38–53.
21. Alarfaj A., Alshumaimeri Y. The effect of a suggested training program on reading speed and comprehension of Saudi female university students // Procedia – Social and behavioral science. 2012. Vol. 31. P. 612–628. doi: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.12.114
22. Amril A. The effect of reading strategies and speed reading on students’ reading comprehension skill in higher education. // Advances in social science, education and humanities research, Seventh International Conference on Languages and Arts. Vol. 301. P. 409–412
23. Bell I. T. Extensive reading: speed and comprehension // The reading matrix. 2001. Vol. 1, Issue 1.
24. Bernard J. B., Arunkumar A., Chung S. T. L. Can reading-specific training stimuli improve the effect of perceptual learning on peripheral reading speed? // Vision research. 2012. Vol. 66. P. 17–25. doi: https://doi.org/10.1016/j.visres.2012.06.012
25. Rayner K., Schotter E. R., Masson M. E. J., Potter M. C., Treiman R. So Much to Read, So Little Time: How Do We Read, and Can Speed Reading Help? // Psychological Science in the Public Interest. 2016. Vol. 17, Issue 1. P. 4–34. doi: https://doi.org/10.1177/1529100615623267
26. Wardani S. Using speed reading and extensive reading activities to improve students’ reading fluency // Journal Pendidikan Humaniora. 2014. Vol. 2, Issue 3. P. 219–227.
Рецензия
Для цитирования:
Билая А.М. Скорочтение как инструмент развития личности. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2020;3(2):32-48.
For citation:
Bilaya A.M. Speed reading as a tool for personality development. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2020;3(2):32-48. (In Russ.)