Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Рецензируемый научный журнал «Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г. – сетевое издание).

Периодичность выхода: 6 выпусков в год.
Распространение – Российская Федерация.

Контакты редакции:
Электронный адрес: inovppd@gmail.com
Телефон: 8(863) 238-13-56, 89085061906


Плата за публикацию статей не взимается.
Полные версии статей журнала доступны на сайте журнала по адресу https://inov-ppd.ru

Учредитель и издатель – Донской государственный технический университет (Ростов-на-Дону, Россия).

Редакция журнала видит свою миссию в освещении новых исследований в сфере психологии, педагогики, дефектологии, систематизации информации и популяризации знаний. 

Целью журнала является содействие повышению качества научных исследований в области психологии, психолингвистики, педагогики, дефектологии и публикация качественных научных трудов.

Приоритетные задачи состоят в содействии широкому распространению психологического знания, выявлении основных тенденций и новаций в развитии науки. Одной из главных своих задач журнал видит поддержку молодых авторов, они имеют возможность опубликовать, в случае успешного прохождения рецензирования, свои статьи высокого качества.

В журнале публикуются оригинальные статьи в области психологии, педагогики, дефектологии; журнал публикует теоретические, методологические статьи, а также результаты прикладных и экспериментальных исследований.

Журнал «Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология» издаётся на русском языке, при этом во всех статьях метаданные переведены на английский язык (аннотация, ключевые слова, список литературы).

Журнал входит в Перечень ВАК только по следующим специальностям:

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

5.3.2. Психофизиология

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология

5.3.7. Возрастная психология

5.3.8. Коррекционная психология и дефектология

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Текущий выпуск

Том 8, № 4 (2025)
Скачать выпуск PDF

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

9-18 136
Аннотация

Введение. В статье рассмотрены особенности ценностных и смысложизненных ориентаций, мотивационная сфера личности, что в настоящее время является одной из ключевых тем в психологии. Ценностные ориентации и смысложизненные ориентации взаимосвязаны и влияют на становление личности, ее развитие и способ достижения личностью целей в деятельности. Развитие мотивационного компонента личности тесно связано с ценностно-смысловой сферой, которая детерминирует направленность и содержание потребностей и мотивов. Большую значимость приобретают исследования различных форм мотивации, которые влияют на отношение к делу, качество выполненной работы, творческую составляющую деятельности. В исследовании авторы рассматривают мотивацию достижения успеха, так как она играет важную роль в успешной учебной и профессиональной деятельности. В условиях современного общества, жесткой конкурентности, быстро меняющейся экономической ситуации, специалисты, мотивированные на успех, имеют больше шансов на востребованность и самореализацию.

Цель. Изучить ценностные и смысложизненные ориентации студентов с разным уровнем мотивации достижения успеха.

Материалы и методы. В нашем исследовании были использованы следующие методики: опросник Т. Элерса «Мотивация достижения успеха», тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, тест М. Рокича «Ценностные ориентации». Обработка полученных данных проводилась с применением Н-критерия Краскала–Уоллиса.

Результаты исследования. Выборку исследования составили 60 студентов ДГТУ. В результате исследования были обнаружены различия в ценностных и смысложизненных ориентациях у студентов с разным уровнем мотивации достижения успеха. Исследование показало, что студенты со средним, высоким и очень высоким уровнем мотивации достижения успеха проявили большую осознанность своей жизни, имеют цели в будущем. Студенты с низкой мотивацией на успех менее склонны к анализу своих жизненных планов, менее склонны к целеполаганию, менее уверены, что жизнь человека может подчиняться осознанному контролю.

Обсуждение результатов. Изучая исследования других ученых, можно сделать вывод, что мотивация играет важную роль в период реализации потенциала и профессиональной самореализации. В исследовании выявлены различия в ценностях студентов с разной мотивацией к успеху. У студентов со средним уровнем мотивации достижения выявлено преобладание конформистских ценностей.

19-30 10
Аннотация

Введение. Профессиональная деятельность составляет важную часть жизни человека, зачастую занимая верхние позиции в иерархии ценностных ориентаций. Об этом свидетельствуют многочисленные отечественные и зарубежные исследования, в которых установлено влияние профессиональной деятельности на психологическое благополучие личности и удовлетворенность жизнью в целом. У каждого человека есть собственное представления о том, какова будет его работа или о том, какой бы он хотел ее видеть, как и о своей будущей жизни. На основе этих представлений люди выбирают профессию, место работы, стараясь, чтобы они максимально соответствовали их жизненным ориентирам. При этом исследования, касающиеся того, как люди разного возраста соотносят параметры работы и параметры жизни, отсутствуют.

Цель. Выявить возрастные особенности представлений о взаимосвязи параметров работы и жизни.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели был использован метод семантического дифференциала. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с применением метода ранговой корреляциии Спирмена.

Результаты исследования. В исследовании приняли участие 105 человек, распределенных по четырем возрастным группам: студенты 1 курса, студенты 4 курса, молодые работники со стажем 2–5 лет и опытные работники со стажем 5–10 лет. В каждой группе респондентов обнаружились значимые взаимосвязи между параметрами работы и параметрами жизни. Студенты 1 курса представляют, что шесть параметров работы будут взаимосвязаны с восемью параметрами жизни. В представлениях студентов 4 курса шесть параметров работы взаимосвязаны с семью параметрами жизни. В группе молодых сотрудников обнаружилось самое большое число значимых взаимосвязей, а опытные сотрудники представляют, что в будущем небольшое число параметров работы будет взаимосвязано с большим числом параметров жизни.

Обсуждение результатов. У студентов 1 курса представления о будущих взаимосвязях между параметрами работы и жизни идеалистические, у студентов 4 курса все взаимосвязи четкие и объективные, что свидетельствует о реалистичности представлений. В представлениях молодых специалистов взаимосвязи указывают на стремление к гедонизму и наличие определенной растерянности. Представления опытных сотрудников о взаимосвязи параметров работы и жизни четкие, структурированные и содержательные.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

31-39 13
Аннотация

Введение. Актуальность проблемы обусловлена значимостью способностей модели психического для социальной адаптации – понимание других людей, их намерений, прогнозирование дальнейших действий, способность понимать и рассуждать о причинах наших действий.

Цель. Сравнить понимание детьми намерений по незавершенным обычным и необычным действиям, а также понимание детьми различий намеренных и ненамеренных действий другого.

Материалы и методы. Для оценки понимания намерений использовались задачи: 1) Понимание намерений по незавершенным обычным и необычным действиям; 2) Понимание различий намеренных и ненамеренных действий другого. Для оценки различий применялся непараметрический U-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования. В исследовании приняли участие 39 детей с типичным развитием (М = 2 года 5 месяцев; ментальный возраст – 3 года 4 месяца) и 17 детей с риском расстройств аутистического спектра (М = 4 года 2 месяца; ментальный возраст – 2 года 3 месяца). Результаты исследования демонстрируют дефицитарность модели психического у детей с риском расстройств аутистического спектра в задачах на понимание различий намеренных и ненамеренных действий другого. Дети с риском расстройств аутистического спектра отличаются от детей с типичным развитием в попытках дотянуться до игрушки и отвернуться от нее при намеренном и случайном отказе. Вместе с тем, дети дошкольного возраста с риском расстройств аутистического спектра могут понимать намеренные действия других людей также, как и дети с типичным развитием раннего возраста в задачах, где нужно восполнять незавершенные действия взрослого.

Обсуждение результатов. Результаты настоящего исследования согласуются с результатами предыдущих исследований, которые продемонстрировали, что дети дошкольного возраста с риском расстройств аутистического спектра могут понимать намеренные действия других людей, как и дети с типичным развитием, потому что дети в обеих группах справились с заданием на восполнение незавершенных действий взрослого. Несмотря на это, дети с риском расстройств аутистического спектра испытывали сложности в понимании намеренности отказа по сравнению с детьми с типичным развитием.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

40-53 10
Аннотация

Введение. Данное исследование посвящено проблеме формирования исследовательской компетенции у студентов Донского государственного технического университета, обучающихся по модели индивидуализированного обучения, с применением средств проектной деятельности. Формирование исследовательской компетенции, будучи актуальной проблемой современного образования, тесно связано не только с вопросами ее организации в вузе, но и с педагогическими условиями, созданными в высшей школе.

Цель. Проанализировать процесс формирования исследовательской компетенции у обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям методом проектной деятельности и доказать, что образовательная среда в совокупности с проектной деятельностью позволяет развивать исследовательскую компетенцию обучающихся в процессе изучения иностранного языка, комплексно сочетая языковую практику и исследовательские навыки.

Материалы и методы. В данной работе использовались теоретические, эмпирические и статистические методы исследования. Среди теоретических можно выделить анализ, синтез, классификацию педагогических трудов по проблеме исследования; среди эмпирических – анкетирование, тестирование, эксперимент. Для диагностики компонентов исследовательской компетенции был применен ряд методик, среди которых методика диагностики мотивации С. А. Пакулиной, С. М. Кетько, методика мотивации учебной деятельности А. А. Реан, В. А. Якунина, методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной и другие.

Результаты исследования. В данном исследовании проверялось влияние образовательной среды на формирование исследовательской компетенции у студентов методом проектной работы в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык». Метод проектных работ был апробирован на студентах Т-университета ДГТУ с положительными результатами, подтверждающими высокую степень формирования исследовательской компетенции в предложенных условиях. Отметим, что исследование не завершено, планируется дальнейшее изучение результатов фокус-группы студентов Т-университета, а также сопоставительный анализ со студентами, обучающимся в классической образовательной среде.

Обсуждение результатов. Метод проектов, интегрированный в модули индивидуализированного обучения, способствует развитию у студентов критического и творческого мышления, учебной автономии, а также навыков самостоятельного учебно-познавательного процесса. Это формирует у обучающихся компетенции, которые могут быть использованы для образования и самообразования на протяжении всей жизни. Такой гибкий подход к обучению открывает перед студентами новые возможности, повышает их мотивацию к учебе и активизирует процесс достижения поставленных целей в виде конкретного результата – проекта.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.