Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Опубликован: 30.11.2019

Том 2, № 2 (2019)
125
Аннотация

В статье описан феномен смерти как важная детерминанта развития личности, отношение к которой влияет на процессы осмысления жизни человеком. В статье рассмотрены различные подходы к описанию отношения к смерти и две основные исследовательские позиции: теория управления страхом смерти и теория управления смыслом и принятия смерти. Наиболее разработанной является первая из них, закрепляющая за личностью страх как основной тип отношения к смерти, присущий каждому человеку. Новизна исследования состоит в описании эволюции отношения к смерти на протяжении последнего столетия и дискуссии о самом термине «страх смерти» в контексте изменений, произошедших в обществе, в частности, с развитием средств массовой коммуникации, поскольку данная терминология обусловливет исследовательскую традицию и исходит из аксиомы, что всем людям присущ страх смерти. В статье описаны современные тенденции к исследованию восприятия и отношения к смерти в различных науках в России и за рубежом. В частности, речь идет о неоходимости смещения ракурса исследований отношения к смерти в контексте ситуации болезни и риска для жизни и здоровья человека и его близких на возможность рефлексии отношения к смерти и преобразования ее в фактор переосмысления жизни не только и не столько в экстренных ситуациях, сколько в психологически устойчивом периоде жизни человека. В статье приведены примеры зарубежных исследований, показывающих положительное влияние осознания смерти на уровень ее принятия, и, как следствие, уровень отрефлексированности смыслов жизни и смерти.

16-33 101
Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы тревожности среди пользователей социальной сети ВКонтакте в возрасте от 25 до 35 лет.  На сегодняшний день повышенная тревожность признается одним из наиболее распространенных психологических факторов, снижающих общее качество жизни человека, и ведущим к нервно-психическим заболеваниям.  При относительно большом количестве работ по изучению тревожности, проведенных среди школьников и студентов, существует дефицит исследований с привлечением испытуемых более старшего возраста. Эмпирическое исследование проходило в несколько этапов, основной контингент респондентов составила выборка из 107 человек в возрастной категории 25-35 лет, из которых 35 участников были включены в этап исследования, предполагающий прохождение тренинга. В целом высокий уровень ситуативной тревожности выявлен у 52,9 % пользователей социальной сети ВКонтакте данной возрастной категории, высокий уровень личностной тревожности – у 66,2 %. Особое внимание уделено взаимосвязи психологических особенностей, таких как выраженность дисфункциональных убеждений и уровень рефлексивности, с повышенным уровнем ситуативной и личностной тревожности. В ходе исследования была определена статистически достоверная корреляции между этими показателями. Также проведена оценка эффективности применения когнитивно-поведенческого тренинга с целью снижения уровня личностной и ситуативной тревожности. Сравнение показателей тревожности до и после проведения тренинга показало статистически достоверное снижение уровня как ситуативной, так и личностной тревожности, что может быть расценено как показатель эффективности подобных экспресс-мероприятий в отношении коррекции психологического и эмоционального благополучия человека посредством снижения уровня тревожности.

35-45 60
Аннотация

Настоящая статья посвящена изучению психологических основ взаимодействия между супругами, которые имеют стаж семейной жизни от 20 до 30 лет. Нами были опрошены 50 супружеских пар. В рамках их психологических особенностей взаимодействия нами были рассмотрены: удовлетворенность браком, смысложизненные ориентации, копинг-стратегии,  стратегии поведения в конфликте, а также оценка поведения в конфликте супругом, среди мужчин и женщин в супружеских парах. В рамках эмпирического исследования были использованы следующие стандартизированные методики: Тест смысложизненных ориентаций в адаптации Д. А. Леонтьева; Опросник «Удовлетворенность браком» Е. Ю. Алешиной; Методика «Определение стиля поведения в ситуации конфликта» Томаса-Килмена; Методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. В ходе обработки данных применялся статистический R-критерий Спирмена. В результате проведенного исследования, нами были полностью подтверждены следующие гипотезы: 1) удовлетворенность браком между супругами, имеющими стаж семейной жизни от 20 до 30 лет может зависеть от удовлетворенности жизнью в целом; 2) поведение в конфликтах у супругов, имеющими стаж семейной жизни от 20 до 30 лет может зависеть от удовлетворённости браком и представлением супругов о себе и  друг  друге. Считаем, что теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключена в развитии представлений о современной российской семье и особенностях супружеских взаимоотношений в семьях со стажем семейной жизни от 20 до 30 лет, а также в исследовании феномена кризиса взаимоотношений в семье. Полученные результаты исследования могут использоваться в практике семейного консультирования с целью преодоления негативных последствий кризиса взаимоотношений.

46-65 84
Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию связи адаптивного потенциала студентов со степенью их агрессивности и стрессового состояния. В ходе исследования были опрошены студенты очной формы обучения, обучающиеся по программе бакалавриата. Средний возраст испытуемых – от 17 до 22 лет. В рамках эмпирического исследования были использованы следующие стандартизированные методики: Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО – АМ), Тест агрессивности. Опросник Л. Г. Почебута, Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона. В ходе обработки данных применялся параметрический t критерий Стьюдента, метод корреляционного анализа. Данные обрабатывались при помощи компьютерной программы «SPSS» 17.0 for Windows». В результате проведенного исследования, нами были выдвинута и подтверждена следующая гипотеза: возможно, могут существовать различия в психологическом стрессе и адаптивности у студентов с разным уровнем адаптивности. Теоретическая значимость проведенного исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы психологами, которые работают в образовательных учреждениях, для психологической поддержки и сопровождения студентов, а также данные результаты могут быть внедрены в учебный процесс в рамках чтения лекций. Полученные результаты исследования могут использоваться также в практике консультирования. Новизна исследования состоит в том, что в работе впервые особенностей агрессивности и психологического стресса у студентов были изучены с помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность», теста агрессивности, опросника Л. Г. Почебута и шкалы психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона в комплексе. В выводах отмечается выдвинутая гипотеза нуждается в дальнейшем изучении и доказательстве.

66-81 70
Аннотация

Данная статья посвящена исследованию когнитивной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автор предполагает, что современное окружение в виде разнообразных образовательных программ и обильного потока графической и звуковой информации оказывает немалое влияние на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста на разных ступенях школьного обучения. В качестве теоретической базы в статье приводятся взгляды учёных, занимавшихся изучением словесно-логического мышления. Анализируя научную литературу, посвящённую теме развития мышления, автор утверждает, что для современных детей должно быть проведено новое исследование, учитывающее влияние окружающей среды. В данной статье описываются методы, используемые для изучения поставленной проблемы, и полученные результаты исследования. В качестве инструментария для диагностики словесно-логического мышления автор использует методику Э. Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления младших школьников». В результате проведённого исследования были получены следующие данные. Изменение словесно-логического мышления при переходе от дошкольного детства к младшему школьному возрасту, а также по мере передвижения от одной ступени школьного обучения к другой, носит неслучайный характер. Словесно-логическое мышление развивается в соответствии с взрослением младшего школьника. Более того, словесно-логическое мышление дошкольников и младших школьников находится на оптимальном уровне развития, лишь 3,4 % детей имеют уровень развития исследуемого вида мышления ниже среднего. Полученные результаты сопоставляются с имеющимися современными исследованиями, что демонстрирует улучшение показателей словесно-логического мышления детей. Кроме того, в статье приводится подтверждение гипотезы исследования о существовании связи между показателями словесно-логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста на разных ступенях начальной школы.

63
Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию особенностей личностной трансформации в послеродовой период. В ходе исследования были опрошены женщины на этапе 3 триместра беременности в количестве 28 человек (1 группа), эти же женщины, в послеродовой период (до 1 года жизни ребенка), в количестве 28 человек (2 группа), и женщины, родившие 2 ребенка, в количестве 25 человек  (3 группа). Средний возраст испытуемых – от 20 до 45 лет. В рамках эмпирического исследования были использованы следующие стандартизированные методики: Тест смысложизненных ориентаций («PIL» Д. Крамбо и Л. Махолик (методика использована в модификации Д.А. Леонтьева), Методика для измерения уровня личностной и реактивной тревожности» (Ч. Д. Спилбергер и Ю. Л. Ханин), Самоактуализационный тест (САТ), в адаптации Л. Я. Гозмана и M. B. Кроза. В ходе обработки данных применялся статистический Н-критерий Краскала-Уоллиса. В результате проведенного исследования, нами были выдвинута и подтверждена следующая гипотеза: возможно, с момента наступления 3 триместра беременности и по достижению первого года жизни ребенка у женщин происходят существенные личностные трансформации. Считаем, что теоретическая и практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы психологами, которые работают в больницах, для психологической поддержки и сопровождения женщин в период беременности и родов, а также данные результаты могут быть внедрены в учебный процесс в рамках чтения лекций, семинаров в медицинских колледжах и высших учебных заведениях медицинского и психологического профиля. Полученные результаты исследования могут использоваться также в практике семейного консультирования.

95-105 87
Аннотация

В статье рассматривается феномен формирования межличностных смыслов в деятельности обучения в вузе. Актуальность темы определяется усиливающейся тенденцией гуманизации образования. Новизна исследования заключается в рассмотрении деятельности преподавателя и студентов как поля формирования межличностных смыслов в непосредственной связи с реализацией педагогической технологии смыслового диалога. Гуманизация образования в высших учебных заведениях имеет свои особенности и сложности, так как обучающимися выступают люди с сформировавшейся ценностно-смысловой сферой. В современных условиях динамично изменяющегося мира классические методы и формы обучения не могут в полной мере удовлетворить потребности студентов, будущих специалистов в своей сфере. Одним из вариантов изменения образовательного процесса в вузе является его интенсификация, с большей вовлеченностью и преподавателей и студентов за счет преобразования обучения в полноценную совместную деятельность преподавателей и студентов, а также организации выполнения групповых заданий студентов в формате совместной деятельности. Одной из основ совместной деятельности является общая мотивационная смысловая структура, которая создается на основе общности индивидуальных смыслов с последующим формированием межличностных смыслов. Технологией, позволяющей инициировать и поддержать формирование межличностных смыслов, является диалог в форме смысловой коммуникации. Диалог реализуется в условиях субъект-субъектных отношений, в которых и преподаватель и студенты неизбежно становятся субъектами деятельности обучения, причем именно совместной деятельности. Взаимное доверие и уважение, необходимые для диалога, и нацеленность на развитие ценностно-смысловой сферы являются также и факторами, способствующими формированию межличностных смыслов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+