Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Психологические детерминанты агрессии родителей: возможности самоконтроля

Аннотация

Во введении обоснована актуальность прикладного изучения детерминации агрессивной активности родителя в контексте внутрисемейных отношений. Представлены основные теоретические аспекты, связанные с агрессией родителей. Описаны основные проекции транслируемых моделей агрессивного поведения родителей в самоотношении и активности ребенка. Также во введении содержательно характеризуются способы регуляции и контроля за проявлениями агрессии в пространстве детско-родительских отношений. Дан сопоставительный анализ деструктивной и «биологически адаптированной» агрессии в системе детско-родительских отношений. В разделе Методы представлен диагностический инструментарий, позволяющий изучить уровень агрессивности родителей, особенности детско-родительских отношений, стиль саморегуляции и представления о причинах агрессии и допустимости ее проявлений в общении с ребенком. В Результатах показана роль эмоционального интеллекта и психологической компетентности родителей в построении конструктивных, психологически благополучных отношений родитель-ребенок в семье. Раздел «Результаты» также включает описание и интерпретацию результатов эмпирического исследования характеристик родителей с разным типом выраженности показателей агрессивности и враждебности, общего уровня саморегуляции, сформированности эмоционального интеллекта. В Обсуждении результатов представлен анализ психологических детерминант различных моделей агрессивного поведения родителей. Дискуссия включает типизацию факторов, детерминирующих агрессивную активность со стороны родителей, представлен психологический портрет «агрессивного родителя». В выводах изложена установленная в результате эмпирического исследования взаимосвязь показателей агрессии и саморегуляции, агрессии и эмоционального интеллекта. Показана роль развития индивидуальной саморегуляции и эмоционального интеллекта в определении способности родителей управлять своим поведением и эмоциональным состоянием, в гармонизации взаимоотношений с ребенком. По результатам проведенного исследования предлагается разработать программу профилактики и психологической коррекции агрессии родителей, компонентом которой будет являться повышение уровня развития эмоционального интеллекта и общего уровня саморегуляции.

Об авторах

Т. Н. Щербакова
Донской государственный технический университет
Россия

Татьяна Н. Щербакова

г. Ростов-на-Дону



Е. А. Забара
Донской государственный технический университет
Россия

Елена А. Забара

г. Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Бадонов А. М. Агрессивное поведение в семье как фактор возникновения домашнего насилия // Евразийская парадигма России: ценности, идеи, практика: матер. Междунар. науч. конф., посвящ. 20-летию Бурятского государственного университета. Науч. ред. В. В. Башкеева, М. В. Бадмаева. 2015.

2. Банщикова Т. Н. Осознанная саморегуляция – психологический ресурс управления агрессией // Фундаментальные исследования. 2014. № 9. С. 2322–2326.

3. Банщикова Т. Н., Фомина Е. А., Соломонов В. А., Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция в управлении агрессией: Монография. СПб.: Нестор-История, 2018. 296 с.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2004. 485 с.

5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 1999. 352 с.

6. Ботова М. Г. Соотношение понятия «насилие» и «агрессия»: теоретикоэмпирическое исследование // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2012. Т. 18, № 1, С. 100–102.

7. Голубева Е. В., Истратова О. Н. Эмоциональное отвержение ребенка родителями: причины и последствия: Монография. Москва: ИНФРА-М, 2020. 186 с.

8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 544 c.

9. Гурьев М. Е. Социально-психологическая характеристика сущности агрессии в зарубежной и отечественной психологической литературе // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2016. № 26-1, С. 109–121.

10. Илгамова Э. З. Феномен семейного насилия в отношении детей // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 1, С. 280–292.

11. Кириленко И. Н. Агрессия подростка: семейная детерминация: Монография. Ростов-на-Дону.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013. 224 с.

12. Кириленко И. Н. Теории агрессии в психологии // Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. 2013. № 2, С. 67-72.

13. Савина Е. А., Смирнова Е. О. Родители и дети: психология взаимоотношений. М.: Когнито-Центр, 2003. 230 с.

14. Тарасова Е. В. Агрессивность ребенка в системе детско-родительских отношений: специфика и формы проявления, особенности коррекции // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика. 2008. № 2. С. 79–84.

15. Тарасова Е. В. Проблема агрессивности, саморегуляции и адаптации личности // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 3, С. 28–32.

16. Baumaister R. F., Schmeichel B. J., Vohs K. D. Self-Regulation and executive function: The Self as controlling agent // A.W. Kruglanski, E. T. Higgins. Social psycholog: Handbook of basic principles (2nd ed.). New York: Guilford Press, 2007. P. 516–539.

17. Berger K. S. The developing person through the life span. Worth Publishers, 2011. P. 939.

18. Carver C. S., Scheier M. F. Control processes and self-organization as complementary principles underlying behavior // Personality and Soc. Psychol. Rev. 2002. Vol. 6. doi: https://doi.org/10.1207/S15327957PSPR0604_05


Рецензия

Для цитирования:


Щербакова Т.Н., Забара Е.А. Психологические детерминанты агрессии родителей: возможности самоконтроля. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2020;3(2):101-111.

For citation:


Sherbakova T.N., Zabara E.A. Psychological determinants of parental aggression: opportunities for self-control Abstract. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2020;3(2):101-111. (In Russ.)

Просмотров: 119


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+