Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Психологические особенности Я-концепции и самоотношения субъектов с разным статусом соматического здоровья

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-6-15

Аннотация

Во Введении представлено обоснование актуальности исследования содержательных особенностей Я-концепции и характера самоотношения субъектов с разным статусом соматического здоровья. Представлены результаты теоретического анализа факторов, обуславливающих успешную социализацию лиц с ослабленным соматическим здоровьем. Описаны особенности отношения к себе и другим у субъектов с разным соматическим статусом как фактора оптимизации взаимодействия. Дана содержательная характеристика барьеров социализации у лиц с проблемами со здоровьем. Новизна исследования заключается в выявлении и описании выраженности элементов Я-концепции при низком статусе соматического здоровья. В содержание статьи включён сопоставительный анализ особенностей самоотношения и Я-концепции у личности с разным статусом соматического здоровья.

В разделе «Методы» описана цель, выборка и методика, с применением которой было проведено тестирование респондентов.

В разделе «Результаты» показаны специфические профили Я-концепции лиц с разным уровнем соматического благополучия. В разделе содержится анализ результатов эмпирического исследования особенностей Я-концепции и характера самоотношения субъектов с разным статусом соматического здоровья.

В Обсуждении результатов представлено описание и интерпретация результатов эмпирического исследования. Данные эмпирического исследования показывают наличие индивидуальных ресурсов и рисков социализации субъекта с ослабленным соматическим здоровьем. Впервые показана роль компонентов Я-концепции и самоотношения лиц с соматическими проблемами в социализации.

В Заключении подчеркивается роль субъективных факторов в успешной социализации личности с проблемами соматического здоровья в современной ситуации. Представлены направления психологического сопровождения успешной социализации личности с низким статусом соматического здоровья в современных условиях.

Об авторе

Е. В. Беспалова
Донской государственный технический университет
Россия

аспирант



Список литературы

1. Аджаблаева, Д. Н. (2018). Показатели качества жизни детей и подростков при использовании различных методов выявления туберкулеза. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 6(1(20)), 159–172.

2. Александрова, Е. Н. (2017). Реабилитация детей и подростков, состоящих в группах диспансерного наблюдения по туберкулезу. Стратегии и тренды развития науки в современных условиях, 1(3), 41–43.

3. Аракчеева, С. А., Рожков, М. И. (2015). Социально-педагогическое сопровождение саморазвития подростков в условиях санаторной школы-интерната. Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал, 6, 39–42.

4. Асмолов, А. Г., Шехтер, Е. Д., Черноризов, А. М. (2017). Предаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции. Вопросы психологии, 4, 3–26.

5. Вильдгрубе, С. А., Крамаренко, Е. В. (2019). Особенности самоотношения подростков с сердечно-сосудистой патологией. Вестник неотложной и восстановительной хирургии, 4(2), 23–34.

6. Гаджиева, Н. А., Ахмедова, М. И., Паша, А. Т. (2020). Основные проблемы инклюзивного образования и пути их решения. Наука и реальность, S4.1, 49–53.

7. Диденко, Е. В. (2016). Изучение уровня осведомленности о собственном здоровье и здоровом образе жизни воспитанниками оздоровительного учреждения. В И. В. Белашева (ред.): Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научно-практической конференции (С. 168–170). Ставрополь: Изд-во СКФУ.

8. Жилина, Л. Я. (2020). Психолого-педагогические аспекты профилактики школьных неврозов у соматически ослабленных детей и подростков. В А. Ю. Голобородько (ред.): Проблемы детства в фокусе междисциплинарных исследований (С. 160–175). Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования.

9. Захарова, Е. В. (2018). Социальная фрустрированность как дезадаптирующий фактор развития детей и подростков с туберкулезной инфекцией. Живая психология, 5(4), 311–328.

10. Золотова, Н. В., Ахтямова, А. А. (2020). Различные аспекты внутренней картины болезни у подростков, больных туберкулезом органов дыхания. Вестник Центрального научно-исследовательского института туберкулеза, 2, 68–73. https://doi.org/10.7868/S2587667820020089

11. Макарова, В. И., Павлова, А. Н., Макарова, А. И. (2020). Факторы риска, влияющие на здоровье подростков России и США: обзор литературы. Экология человека, 7, 40–46.

12. Степанова, Н. А., Кузьмина, А. В. (2018). Особенности социально-психологической адаптации соматически ослабленных школьников. Вестник науки и образования, 17-2(53), 68–70.

13. Parr, N. J., Zeman, J., Braunstein, K., Price, N. (2016). Peer emotion socialization and somatic complaints in adolescents. Journal of Adolescence, 50(1), 22–30. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2016.04.004

14. Scherbakova, T., Bespalova, E. (2021). Digital Environment and Socialisation of Adolescents with Reduced Somatic Health Status. E3S Web of Conferences, 258, 07088.

15. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125807088

16. Skuratovskaya, M., Volodina, I., Kobrina, L., Manohina, N. (2019). Socio-psychological barriers in higher inclusive education. SHS Web of Conferences, 70, 10012.

17. https://doi.org/10.1051/shsconf/20197010012


Рецензия

Для цитирования:


Беспалова Е.В. Психологические особенности Я-концепции и самоотношения субъектов с разным статусом соматического здоровья. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2022;5(6):6-15. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-6-15

For citation:


Bespalova E.V. Psychological features of self-concept and self-attitude of subjects with different somatic health statuses. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2022;5(6):6-15. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-6-15

Просмотров: 214


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+