Особенности влияния детско-родительских отношений на успешность адаптации студентов первокурсников
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-20-35
Аннотация
Новизна исследования заключается в анализе особенностей связи параметров воспитательных стратегий с механизмами адаптации студентов-первокурсников. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о психологических особенностях, которые возникают у студентов при общении с их родителями во взаимосвязи с особенностями воспитательной стратегии, а также при выборе адаптационных механизмов для успешного обучения в вузе. Данная статья отражает результаты теоретического и эмпирического исследования по изучению особенностей влияния детско-родительских отношений на успешность адаптации студентов-первокурсников. Нами было опрошено 60 студентов первого курса обучения и их родители. Во введении в рамках теоретической составляющей рассмотрены понятия адаптации, адаптивности, типы детско-родительских отношений. В эмпирической части исследования проводилась диагностика детско-родительских отношений, анализ семейных взаимоотношений и социально-психологическая адаптация. В разделе «Методы» описаны методики, которые были использованы в данном исследовании: тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин); «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис; методика «Социально-психологическая адаптация», разработанная К. Роджерсом и Р. Даймондом. В качестве основных статистических методов использовались коэффициент корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента. В ходе исследования были сформулированы две гипотезы. Первая гипотеза о наличии различий в типах детско-родительских отношений среди студентов-техников и студентов-гуманитариев. Вторая гипотеза предполагает, что на успешность адаптации студентов-первокурсников могут оказывать влияние детско-родительские отношения. В разделе «Результаты» отражены полученные данные, в том числе в рисунках и таблицах. Приведён анализ данных, полученных по каждой методике отдельно. На наш взгляд, они представляют особый интерес и требуют дальнейшего продолжения исследований в данной области. Раздел «Обсуждение результатов» представляет собой обобщённый анализ всех полученных данных. Выводы приведены в разделе «Заключение». Результаты данного исследования могут быть использованы в работе психологов центров планирования семьи, на телефоне доверия, а также при разработке программ по семейной терапии. Исследование представляет интерес с точки зрения семейного консультирования.
Об авторе
А. А. ГнездиловаРоссия
Анна А. Гнездилова
г. Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 2012. № 4. С. 45–54.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 2010. 367 с.
3. Бодалев А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь. М.: Когито-центр, 2011. 2280 с.
4. Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. М.: ВЛАДОС, 2017. 358 с.
5. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб.: Речь, 2014. 256 с.
6. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. 480 с.
7. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: Учебное пособие для высших учебных заведений. Киев: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 264 с.
8. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000. 672 с.
9. Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Корнилов С. А., Новикова М. А. Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностного потенциала человека. М.: Смысл, 2010. 334 с.
10. Личко. А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Речь, 2007. 256 с.
11. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. 592 с.
12. Султанова И. В. Факторы социально-психологической адаптации студентовпервокурсников // European research. 2015. № 9.
13. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Академия, 2005. 405 с.
14. Югфельд Е. А. Проблема профессиональной социализации студентов: современный аспект // Мир науки, 2015. № 3. С. 56.
15. Яньшин П. В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. СПб: Питер, 2004. 336 с.
16. Compas B. E., Forsythe C. J., Wagner B. M. Consistency and variability in causal attributions and coping with stress // Cognitive therapy and research, 1988. Vol. 12. P. 305–320.
17. Frydenberg E. Beyond Coping: Some paradigms to consider // Beyond Coping: Meeting Goals, Vision and Challenges. New York: Oxford University Press, 2002. P. 1–18. doi: 10.1093/med:psych/9780198508144.001.0001
18. Frydenberg E., Lewis R. Adolescent well-being: building young people’s resources // Beyond coping: meeting goals, visions and challenges. New York: Oxford University Press, 2002. P. 175–194.
19. Lazarus R. S., Folkman S. Stress: appraisal and coping. New York: Springer Publishing Company, 1984. 456 p.
20. Tamres L. K., Janicki D., Helgeson V. S. Sex differences in coping behavior: A metaanalytic review and an examination of relative coping // Personality and Social Psychology Review. 2002. Vol. 6, Issue 1. P. 2–30.
Рецензия
Для цитирования:
Гнездилова А.А. Особенности влияния детско-родительских отношений на успешность адаптации студентов первокурсников. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2021;4(1):20-35. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-20-35
For citation:
Gnezdilova A.A. Features of the influence of parent-child relations on the success of adaptation of first-year students. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2021;4(1):20-35. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-20-35