Взаимосвязь типов информационного усвоения с показателями готовности к переменам у представителей поколения Z
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-3-20-35
Аннотация
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи типов информационного усвоения и показателей готовности к переменам у представителей поколения Z.
Во Введении дан краткий обзор феноменов информационного усвоения и готовности к переменам, дано описание психологических особенностей представителей Z. Новизна исследования заключается в рассмотрении современных подходов к психологическим особенностям поклонения Z в связи со способами работы с информацией и готовности к изменениям окружающей среды.
В разделе Методы описаны основные методики эмпирического исследования: «Реестр стиля информационного усвоения» А. Р. Грегоса и «Личностная готовность к переменам» Р. Хезер. Дано описание выборки: 44 представителя поколения Z, мужского и женского пола, в возрасте 18–20 лет.
В разделе Результаты изучены связи между различными типами информационного усвоения и параметрами готовности к переменам у представителей поколения Z. Установлены связи между показателями в абстрактно-произвольном типе усвоения информации и готовности к переменам, выраженными шкалой «смелость»; между показателями абстрактно-произвольного типа усвоения информации и такими шкалами готовности к переменам как «оптимизм», «страстность», «адаптивность»; между показателями абстрактно-последовательного типа усвоения информации и такой шкалой готовности к переменам как «адаптивность»; между конкретно-произвольным типом усвоения информации и таким показателем готовности к переменам как шкала «оптимизм»; между показателями конкретно-последовательного типа усвоения информации и таким показателем готовности к переменам как шкала «адаптивность»; между показателями конкретно-последовательного типа усвоения информации и показателями по шкале «уверенность»; между показателями конкретно-последовательного типа усвоения информации и готовностью к переменам по шкале «находчивость» и «толерантность».
В Обсуждении результатов проведён анализ психологических особенностей представителей поколения в соответствии с найденными взаимосвязями.
Об авторах
Х. М. АсланянРоссия
Хачатур М. Асланян
г. Ростов-на-Дону
Д. Ф. Даутов
Россия
Денис Ф. Даутов
г. Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Азаренок, Н. В. (2009). Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. В А. Л. Журавлев (ред.) Психология человека в современном мире. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна (С. 110–112). М.: Издательство «Институт психологии РАН».
2. Брынза, И. В. (2015). Готовность к изменениям как психологический ресурс личности в достижении благополучия. Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology, 3(31)(61), 69–73.
3. Гершкович, Т. Б., Глуханюк, Н. С. (2005). Готовность к освоению возрастно-временных изменений в процессе жизненного пути. Образование и наука, 5, 90–99.
4. Грачев, Ю. А. (2011). Понятие «готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 52(4), 172–175.
5. Зайцева, Н. А. (2015). Теория поколений: мы разные или одинаковые? Российские регионы: взгляд в будущее, 2(3), 220–236.
6. Качалко, А. В., Кандыбович, Л. А. (2009). Научное обоснование модели формирования психологической готовности к профессиональной деятельности. Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна, 2(23), 97–102.
7. Костромина, С. Н., Гнедых, Д. С. (2015). Информация и знание: подходы к пониманию процессов усвоения информации и формированию знаний в обучении. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина, 5(2). 5–14.
8. Краснорядцева, О. М. (2012). Психологическая готовность к инновационной деятельности учащихся и педагогов как характеристика образовательной среды. Вестник Томского государственного университета, 358, 152–157.
9. Крутецкий, В. А. (2006). Психологические особенности младшего школьника. В Л. А. Семчук, А. И. Янчий (ред.) Хрестоматия по возрастной психологии. Гродно: ГрГУ.
10. Кулакова, А. Б. (2018). Поколение Z: теоретический аспект. Вопросы территориального развития, 2(42), 1–10. doi: https://doi.org/10.15838/tdi.2018.2.42.6
11. Кучерявенко, И. А., Комисова, О. С. (2020). Особенности психологической готовности студентов к профессиональной деятельности с разным отношением к ситуации неопределенности. Молодой ученый, 27(317), 150–152.
12. Лаврик, А. В. (2014). Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности. Гуманизация образования, 1, 44–47.
13. Ланкин, В. Г., Григорьева, О. А. (2009). Книга как информационно-технологическая основа культуры. Социологические исследования, 7, 78–84.
14. Мусс, Г. Н. (2014). Алгоритмизация учебной деятельности как средство развития мыслительных операций младшего школьника. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 40, 29–32.
15. Носова, С. С., Кужелева-Саган, И. П. (2013). Молодежь в сетевом информационно-коммуникативном обществе: зарубежные подходы к изучению проблемы. Сибирский психологический журнал, 49, 85–96.
16. Санжаева, Р. Д. (2016). Готовность и ее психологические механизмы. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество, 2, 3–12.
17. Сиврикова, Н. В. (2015). Проблемы изучения поколений в психологии. Культурно-историческая психология, 11(2), 100–107. doi: https://doi.org/10.17759/chp.2015110210
18. Шамионов, Р. М. (2017). Отношение к изменениям и толерантность к неопределенности как предикторы адаптивности и адаптационной готовности. Российский психологический журнал, 14(2), 90–104. doi: https://doi.org/10.21702/rpj.2017.2.5
19. Щербаков, Ю. И., Могилевская, В. Ю. (2016). Теоретический анализ феномена психологической готовности студентов к педагогической деятельности. Мир науки, культуры, образования, 5(60), 299–301.
20. Aboobaker, N., Zakkariya, K. A. (2021). Digital learning orientation and innovative behavior in the higher education sector: effects of organizational learning culture and readiness for change. International Journal of Educational Management. doi: https://doi.org/10.1108/IJEM-09-2019-0345
21. Dautov, D., Korochentseva, A., & Al Hussini, M. K. M. (2019). Features of clip thinking and attention among representatives of generations X and generations Z. In Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019), SHS Web of Conferences 70, 06001. doi: https:// doi.org/10.1051/shsconf/20197006001
22. Pishchik, V., Postnikova, M. (2020). Digital generation representatives of various professional success levels: psychological features. In Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020), E3S Web of Conferences 210, 22002. doi: https:// doi.org/10.1051/e3sconf/202021022002
23. Pishchik, V., Spivachuk, Z. (2020). The uniqueness of values and personal traits of Generation Z students in the innovative educational space of the southern region of Russia. In Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020), E3S Web of Conferences 210, 18035. doi: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018035
24. Rafferty, A. E., Minbashian, A. (2019). Cognitive beliefs and positive emotions about change: Relationships with employee change readiness and changesupportive behaviors. Human Relations, 72(10), 1623–1650. DOI: https://doi.org/10.1177/0018726718809154
Рецензия
Для цитирования:
Асланян Х.М., Даутов Д.Ф. Взаимосвязь типов информационного усвоения с показателями готовности к переменам у представителей поколения Z. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2021;4(3):20-35. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-3-20-35
For citation:
Aslanyan Kh.M., Dautov D.F. The relationship of the types of information assimilation with indicators of readiness for change in representatives of Generation Z. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2021;4(3):20-35. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-3-20-35