Идентичность и психологические факторы успешной социализации подростка
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-3-36-45
Аннотация
Во Введении представлено обоснование актуальности изучения вопроса взаимосвязи формирования идентичности и психологических факторов успешной социализации подростка в современных условиях. Описаны результаты теоретического анализа проблемы субъективных детерминант достижения успеха в социализации личности. Показаны основные векторы проекции идентичности в социальной активности развивающегося субъекта. Дана содержательная характеристика роли самоидентичности и механизма идентификации в формировании адаптивных и преадаптивных моделей поведения личности в условиях рисков социума. Новизна исследования заключается в выявлении и описании роли особенностей идентичности в успешной социализации подростков.
Методы сбора данных: анкетирование и тестирование.
В разделе Результаты показана роль рефлексии идентичности в проектировании конструктивной индивидуальной траектории успешного взаимодействия в социуме. В данном модуле содержится сопоставительный анализ представлений об идентичности личности и ее успешности в системе социальных взаимоотношений подростков. Впервые выделены и систематизированы риски социализации, связанные с проблемами идентичности. В данном модуле содержится анализ критериев высокого уровня успешной социализации подростков в условиях рисков современного социума.
В Обсуждении результатов представено описание и интерпретация результатов эмпирического исследования представлений подростков об идентичности, адаптивности и детерминантах успешной социализации в современных условиях. Данные эмпирического исследования демонстрируют особенности представлений подростков о факторах достижения самоидентичности и успеха в социальных интеракциях. Впервые показана рольразвития идентичности и конструктивности поведения подростков в современных условиях неопределенности.
В Заключении подчеркивается наличие связи особенностей идентичности личности и успешной социализации подростков. Делается вывод о том, что уровень осмысления содержательных характеристик самоидентичности и специфики проявлений идентичности влияет на поведение подростка в современной ситуации развития, продуцируя продуктивность и конструктивность активности, или деструкцию. Приведена модель программы психологического сопровождения развития конструктивной идентичности в подростковом возрасте. Дано описание содержательных модулей программы.
Ключевые слова
Об авторе
Е. П. КалининаРоссия
Елена П. Калинина
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Asmolov, A. G., Shekhter, E. D., & Chernorizov, A. M. (2017). Pre-adaptation to uncertainty as a navigation strategy for developing systems: routes of evolution. Psychology issues, 4, 3–26. (in Russ.).
2. Chernyavskaya, V. E. (2019). Corpus-Based Discursive Analysis of the Identity of a Russian University 3.0. Vestnik of Tomsk State University, 58, 97–114. (in Russ.).
3. Cote, J. E., & Levine, C. G. (2002). Identity Formation, Agency, and Culture. A Social Psychological Synthesis. London: Psychology Press.
4. Erikson, E. (2006). Identity: adolescence and crisis. Moscow: Flinta, MPSI, Progress. (in Russ.).
5. Krylov, A. N. (2010). Evolution of Identities: Crisis of Industrial Society and New Self-Knowledge of the Individual. Moscow: National Institute of Business. (in Russ.).
6. Nikonenko, N. V. (2018). The relationship between the ego state of the personality and the motivation for success. The world of pedagogy and psychology, 1(18), 107–112. (in Russ.).
7. Noonan, H. W., & Curtis, B. (2014). Identity. California: Department of Philosophy, Stanford University.
8. Nurmanbetova, D. N. (2016). The Architectonics of Human Identity. Voprosy Filosofii, 5, 39–50. (in Russ.).
9. Petrovskij, V. A. (2018). Implicative Model of Goal Setting: Constants of Adaptive Action. In A. G. Asmolov (Ed.), Mobilis in mobile: Personality in an era of change (pp. 331–362). Moscow: Publishing house YASK. (in Russ.).
10. Shcherbakova, Т., Misirov, D., Akobyan, M., & Zhitnaya, I. (2019). Psychological aspects of security culture development for modern students. In International Scientific Conference: “Achievements and Perspectives of Philosophical Studies” (APPSCONF-2019), SHS Web of Conferences 72, 03010. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20197203010
11. Skorodumova, O. B. (2010). National and cultural identity in Russia in the context of the formation of the information society. Knowledge. Understanding. Skill: Information Humanitarian Portal, 4. (in Russ.).
12. Sokolovich, E. A. (2020). Motivation for achieving success and motivation for avoiding failure in individuals with different levels and types of perfectionism in early adulthood. Pravo. Ekonomika. Psihologiya., 3(19), 105–109. (in Russ.).
13. Surova, E. E. (2011). Identity. Identification. Image. St. Petersburg: St. Petersburg State University Publishing House. (in Russ.).
14. Unger, S., & Meiran, W. R. (2020). Student attitudes towards online education during the COVID-19 viral outbreak of 2020: Distance learning in a time of social distance. International Journal of Technology in Education and Science (IJTES), 4(4), 256-266.
15. Yudina, A. I. (2013). Factors of influence on the socialization of adolescents in a difficult life situation. Vestnik of Kemerovo State University of Culture and Arts, 24, 231–243. (in Russ.).
Рецензия
Для цитирования:
Калинина Е.П. Идентичность и психологические факторы успешной социализации подростка. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2021;4(3):36-45. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-3-36-45
For citation:
Kalinina E.P. Identity and psychological factors of successful socialization of a teenager. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2021;4(3):36-45. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-3-36-45